Применение игровых технологий на уроках музыки
статья по музыке
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развитие творческих способностей обучающихся в многообразных видах музыкальной деятельности. Одним из средств достижения этих результатов является игровая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_-neotemlemaya_chast_prepodavaniya_muzyki.docx | 37.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Применение игровых технологий на уроках музыки
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним открывается
чудесный мир в живых красках и трепетных звуках,
в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте.
Через сказку, игру, через неповторимое детское
творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
В.А.Сухомлинский.
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, развитие творческих способностей обучающихся в многообразных видах музыкальной деятельности. Одним из средств достижения этих результатов является игровая деятельность.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Для школьников игра – сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.
Использование игровой технологии является неотъемлемой частью методики преподавания музыки в начальных классах. Игра – это наиболее доступный вид деятельности ребенка младшего школьного возраста, который способствует расширению поведенческого диапазона ученика, развитию коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, побуждает к творчеству.
Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.
Целью применения технологии игровых форм обучения активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся и повышение мотивации обучения.
Задачи:
- повышение качества подготовки детей на основе использования в учебном процессе игровых приёмов;
- организация самостоятельной работы детей по формированию основополагающих знаний школьного курса;
- повышение эффективности урока через использование игровых приемов.
Игровые методы способствуют
- прочному усвоению учащимися учебного материала,
- расширяют их кругозор,
- развивают творческое мышление, художественное воображение,
- активизируют память, наблюдательность, интуицию,
- формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.
Игровая деятельность на уроках музыки включает в себя: пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию.
В практике проведения уроков музыки получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами (предлагаемыми педагогом), подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.
Я расскажу о тех, которые использую на уроках.
Первоклассники… Красивые, маленькие, непосредственные, открытые… Первое музыкальное задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было интересно, играем в игру 1.«Кто дольше слышит звук».
Играю на инструменте один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его. Сначала получается не у всех, потом лучше, лучше… И вот уже в классе стоит тишина, которая необходима для восприятия музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться. Дальше игра.
Игра «Музыкальное имя»
Задачей самых первых уроков музыки является знакомство учителя с детьми. Для этого подойдет игра, которая поддерживает уважительное вслушивание в имя одноклассника, в произнесение этого имени.
Дети вместе с учителем стоят в кругу. Учитель пропевает свое имя и отчество на очень несложный мотив, так, чтобы дети могли повторить его, а ребята как можно точнее повторяют «музыкальное имя» учителя. Затем учитель просит поднять руку того, кто тоже хочет спеть свое имя. Ученик так же пропевает свое имя, и весь круг точно повторяет его звучание. Эта игра продолжается до тех пор, пока есть желающие. Обязательно найдутся дети, которые не захотят «петь свое имя», – заставлять их не нужно: возможно, им требуется время, чтобы привыкнуть к ситуации, освоиться, достичь определенного доверия.
Игра, благодаря которой и в которой происходит творческое расширение смысловой позиции обучающихся, приобретение и знаний о музыке, и универсальных учебных действий - является ведущим методом работы с учебником в начальной школе.
Например, групповые игры с фрагментами текста
Тексты могут быть из учебника или из других источников.
Дети взаимодействуют с текстом, друг с другом.
Причем не так важна последовательность этих фрагментов в информационных текстах
Такая игровая ситуация заставляет детей активнее включаться в деятельность
Работа с учебниками в определенной степени ориентирована на развитие у младших школьников самостоятельности в познавательной деятельности.
ФГОС выдвигает требование умения формулировать мысли не только устно, но и в письменной форме.
Осуществить можно также через игровые формы.
Написание эссе по прослушанному произведению.
Звучит произведение. Используя разноцветные стикеры, попросить записать свои впечатления о прослушанном произведении. Либо во время звучания, либо после, ни говоря ни слова, чтобы не нарушить ауру, которая создалась во время звучания музыкального произведения, дети записывают в течение 1-2 минут свои впечатления.
Это может быть индивидуальный проект. Можно проводить как вариант парной работы.
Передать ученикам, которых выберут на роль «писателей». Их задача попытаться понять, как услышали музыку одноклассники и написать маленькое эссе, от имени класса, включив наиболее часто встречающиеся эпитеты, наиболее содержательно оформленное высказывание.
При этом дети учатся друг у друга, а не у учителя.
Большое значение придается развитию ассоциативного мышления. Современных детей не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
Опера «Снегурочка» «Волшебное дитя природы»
Учитель: Что заставило Снегурочку пойти на землю к людям?
Дети: людские песни, песни Леля.
Учитель: Ребята, а кто такой Лель?
Дети: Лель - один из персонажей древнерусских мифов, юноша 15-17 лет, пастушок. Лель - голос природы, голос лета. Он несет в себе тепло Солнца. Лель дарит людям добро, свет, он приносит в этот мир любовь.
Задание: составить логическую цепочку от слова Лель к слову красота в четыре шага.
Следующий игровой метод, применяемый на уроках - инструментальное музицирование.
Это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки.
Примерная основная общеобразовательная программа НО как целевые ориентиры устанавливает нам следующее:
Играя в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
Это результат, который ожидают от нашей работы
В содержательном разделе ПООП НОО прописаны более конкретные пожелания к видам деятельности - это ритмические игры, игра в детском шумовом оркестре.
Если работать с музыкальными инструментами, с чего следует начинать.
Это звучащие жесты, работа с ритмом. Сначала дети потопают и похлопают, научатся чувствовать ритм, в нем жить, одновременно с одноклассниками.
Игры для развития чувства ритма.
Предлагаете поиграть детям на тех инструментах, которые всегда с собой (звучащие жесты). Учитель воспроизводит два хлопка, сопровождая их соответствующими слогами: «хлоп-хлоп». Дети по жесту учителя повторяют. Затем шлёпают по коленам: «шлёп-шлёп», негромко топают: «топ-топ», щёлкают пальцами: «щёлк-щёлк». Можно также сказать, что ещё есть цокающий язычок, а очень красивый гулкий звук получается, если стучать ладонями по грудной клетке. Вот сколько инструментов всегда с собой!
Игра проводится 1-2 минуты.
Звучит полька. Ученики на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: хлопок, шлепок по коленям, притоп, два пальчика над головой.
В таких играх у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.
«Поем молча»
Исполняется фрагмент песни и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку» развивает мышление, чувство ритма и слух учащихся.
Одна команда простукивает ритмический рисунок популярной песни. Другой команде предлагается назвать песню.
Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т.д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
Игра «Отгадай и повтори».
Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных и шумовых инструментов: ксилофона, колокольчика, треугольника, маракаса, деревянных ложек, бубна. Развивать тембровый и динамический слух.
Ширма для ведущего с набором музыкальных инструментов. Два столика для участников игры с аналогичными наборами музыкальных инструментов.
В игре принимают участие три человека, один из них – ведущий. Ведущий выбирает один из инструментов и исполняет небольшую ритмическую композицию.
Задача игроков отгадать прозвучавший инструмент, и продемонстрировать свой вариант игры. Выигрывает тот, кто правильно определил инструмент и сыграл на нем.
На фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов может проводиться один из видов вокальных игр - ритмодекламация.
Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Главное правило: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его. Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать ложки.
Выбор музыкальных инструментов для детского музицирования на уроке зависит от нескольких факторов:
– наличие определенного набора и количества инструментов в кабинете музыки;
– владение учителем методами и приемами включения инструментального музицирования в драматургию урока;
– уровня музыкального развития каждого конкретного класса и готовности детей к применению инструментов на уроке.
В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.
Инструментальное музицирование вызывает восторг, радость у учеников, желание каждого попробовать свои силы, поэтому эта деятельность используется для общего музыкального и творческого развития.
Игра «Мое имя» на флейте
Дети могут сыграть на флейте свое имя. Музыкальные задания в игре могут быть разными:
Сначала вместе пропеть имя, затем перевести его на «флейтовый язык» (например: поем СЕ–РЁ–ЖА, затем поем так как будем дуть во флейту: ТУ–ТУ–ТУ).
Когда дети научатся это делать, задание усложняется: один из детей играет своё имя или просто (СЕ–РЁ–ЖА) или с вариациями (СЕР–ГЕЙ, или СЕ–РЁ–ЖЕНЬ–КА), остальные ребята должны угадать и спеть так, как задумывал автор.
«Играем в оркестр».
Цель игры: развитие тембрового слуха учащихся, закрепление знаний об оркестре и его разновидностях, музыкальных инструментах и приемах игры на них.
Музыкальный репертуар: «Вальс цветов» П.И. Чайковский (из балета «Щелкунчик»), «Камаринская» М.И.Глинки, 40-я симфония В.А.Моцарт (1 часть).
Методика и техника игры. При прохождении темы «Оркестр и его виды» учащиеся изучают составы симфонического, камерного, духового и народного оркестра.
Игра-драматизация даст возможность им войти в роль музыкантов-исполнителей каждого вида оркестра.
Например, учитель рассказывает учащимся о симфоническом оркестре и его группах, показывает иллюстрации с изображение инструментов и объясняет приемы игры.
Как располагаются музыканты симфонического оркестра. Первые парты — первые скрипки и виолончели, вторые парты - вторые скрипки и альты, один ученик «играет» на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д. Задача каждого ученика - слушать тембровое звучание своего инструмента, вовремя вступить и имитировать игру на своем инструменте.
Учитель выступает в роли «дирижера симфонического оркестра» и показывает вступление каждой оркестровой партии. Под музыку выбранного музыкального произведения учащиеся «играют» на инструментах симфонического оркестра.
Для игры-драматизации важна самостоятельность в определении своего вступления каждым учеником и его умение координировать свои действия под музыку.
Игра «Узнай свой жанр».
Цель: умение слышать и понимать музыкальный жанр, согласовывать с ним свои ритмические движения на музыкальных инструментах – legato, staccato, nonlegato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.
Ход игры: Учащиеся делятся на группы: 1 группа должна вступать с игрой на музыкальных инструментах на маршевый характер музыки; 2 группа вступает на танцевальный характер музыки; 3 группа – на песенный характер музыки.
Каждая группа исполнителей должна передать характер и ритм своего музыкального фрагмента.
Музыкальные фрагменты: П. Чайковский «Неаполитанская песенка», Беккер «Радость победы», П. Чайковский «Полька», В. Моцарт Колыбельная», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза», «Триумфальный марш», Русская народная «Светит месяц».
«Угадай инструмент».
Цель: научиться различать тембровую окраску инструментов.
Звучат короткие музыкальные примеры, а дети отгадывают, какой инструмент звучит. Можно разделиться на команды и подсчитывать балы.
«Загадочный инструмент»
Учащиеся выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)
Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник называет какой-нибудь признак загадочного инструмента. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак
«Кто быстрей?»
С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию.
Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.
Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».
Примечание: задачу можно усложнить, например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового.
«Свой оркестр»
Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом.
Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку.
Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться.
Игра - речевое «Эхо»
С помощью этой игры можно учить, например слова изучаемой песни.
Учитель выразительно произносит слова песни короткими фразами, дети повторяют, точно передавая интонацию учителя. Можно устраивать ловушки: то повышать, то понижать голос, говорить взволновано или с пафосом. Эхо должно точно отражать любые интонации.
Вариант игры - «Умное ЭХО»: учитель намеренно делает ошибки в тексте песни, а умное эхо, повторяя правильные слова, в момент ошибки замолкает.
Сюжетно-ролевые игры развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся.
«Я - поэт». Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.
«Я - композитор».
Представь себе, что ты композитор. Какую бы музыку ты сочинил для (утра, ночи, зима и т.д.). Метод сочинения сочиненного.
Учитель пишет на отдельных листках строчки из стихотворений и раздает ребятам. Задача играющих - придумать мелодию для данных слов.
Во втором классе на уроке «Опера «Руслан и Людмила», раздел: «В музыкальном театре» проводится ролевая игра «Композитор»
Вступительное слово учителя: Открывает первое действие оперы «Первая песня Баяна». Кто такой Баян? (рассказчик)
Послушайте, как звучит первая песня у Пушкина. Читается отрывок «Дела давно минувших дней»
Я предлагаю вам представить себя в роли композитора и попробовать смоделировать первую песню Баяна. Предположите, как она будет звучать? Как вы представляете героя?
Перед вами карточки. В паре, посоветовавшись, нужно выбрать нужный вариант ответа и подчеркнуть карандашом.
Работа с карточками в парах.
1.Исполнитель? (хор, солист)
2.Голос? (мужской голос, женский голос)
3.Инструмент? (арфа, фортепиано, флейта, симфонический оркестр)
4.Характер исполнения? (празднично, энергично, радостно, насмешливо, сказочно, напевно)
Для развития у учащихся целостного восприятия музыкального произведения использую ролевую игру «Художники — декораторы».
В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального, программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей декорации или костюмов к опере.
«Инсценировка»
Здесь особо описывать нечего. Многие знают, что ребята очень любят выступать в роли артистов. А почему бы им не предоставить эту возможность на уроках музыки?
Прекрасные примеры для инсценировки - песни «Почему медведь спит зимой», «Любитель-рыболов». Сильно усложнять игру не следует. Надо просто разъяснить некоторые моменты, а уж дальше, можете не сомневаться, ребята прекрасно сыграют свою роль.
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. Игровая деятельность, как деятельность творческая захватывает ребенка целиком: его чувственное восприятие, образное мышление, его эмоции и интеллект, его волю и воображение. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игра выступает основой, из которой произрастают различные виды художественной деятельности ребенка и его вхождение в мир музыкальной культуры через пение, слушание музыки, пластическое интонирование, игру на простейших музыкальных инструментах, через элементарное творчество. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры как части его общей духовной культуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках литературного чтения
Презентация на тему: "Применение игровых технологий на уроках литературного чтения"Цель: повысить интерес к литературному чтению у обучающихся и закрепить знания с помощью кроссвордов, ребусов, ...
«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Итоговый практико-значимый проект "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"...
Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. (Умная игра на уроке)
Игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности, усиливают интерес к изучаемым предметам, побуждают к решению учебных...
"Музыка - целитель здоровья". Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки у младших школьников.
В этой статье я обобщаю опыт своей работы на уроках музыки с применением здоровьесберегающих технологий....
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...