Тема года (тема раздела) | 1 четверть. Три кита в музыке. |
Тема урока
| «Знакомство с жанром Марш» |
Цель | Цель урока для учащихся | Цель урока для учителя |
Учащиеся научаться понимать термин «музыкальный жанр «Марш», определять музыкальный жанр «Марш» на слух, выполнять задания творческого характера.
| Познакомить учащихся с понятием «музыкальный жанр «Марш», его разновидностями, поработать над художественным исполнением знакомых песен. Воспитание музыкальной культуры учащихся, создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусства; развитие образного и ассоциативного мышления, чувства ритма, творческого воображения; освоение знаний об особенностях музыкального языка; |
Задачи | Задачи урока для учащихся | Задачи урока для учителя |
1.Научиться определять на слух музыкальный жанр «Марш» в музыкальных произведениях, уметь определять особенности музыкального жанра «Марш»; 2.эмоционально – образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; 3.выразительно исполнять песни; 4.осознать сущность взаимодействия формы и содержания. 5.активизировать самостоятельную познавательную деятельность.
| Воспитательные: воспитание эмоционально – ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса обучающихся, о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью, поощрение желания самостоятельно заниматься музыкой, воспитание музыкальной культуры учащихся, формирование желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока, воспитание любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров. Научить сотрудничеству и взаимопомощи при выполнении музыкально – творческих заданий.
Развивающие: развития у детей музыкальных способностей, поощрения творческих музыкальных проявлений, развития интереса к классической музыке, развивать творческое мышление и воображение, музыкально – творческие способности каждого ребёнка на основе реализации принципа учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников, развитие образно – ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, воспитания его эстетических чувств и музыкального вкуса.
Образовательные:познакомить с новым музыкальным жанром «Марш», научить на слух узнавать жанр «Марш», научить на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения, т.е. накопление музыкальных впечатлений, благодаря реализации принципа увлечённости, формирование у детей специальных знаний, умений, и навыков на уроках музыки (прослушивание, пение, разбор музыкальных произведений, выполнение действий метро – ритмики, обогащение музыкального словаря, умение пользоваться терминологией).
|
Планируемые результаты |
Личностные: проявление заинтересованности к классической музыке, развития творческого воображения, способности ассоциаиивного мышления, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов; умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы; уважительное отношение к культуре других народов; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; развитие навыка коллективной работы, сотрудничества, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные: уметь находить необходимую информацию в учебнике, уметь применять знания о музыке для решения проблемного вопроса, проявление самостоятельности в рассуждениях о музыке, проявление творческой активности на уроке, овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза обобщения, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные: освоение музыкального жанра «Марш», понимать главные особенности содержания и формы, их связи, уметь находить взаимосвязь элементов музыкального языка и содержания, формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии; формирование общего представления о музыкальной картине мира; знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально - творческой деятельности; умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; понимать содержание, интонационно - образный смысл произведений разных жанров и стилей; умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально – хоровых произведений, в импровизациях, при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций.
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика, задания для учащихся | Планируемые результаты
|
Предметные | УУД |
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
| Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Звучит «Марш» С. С. Прокофьева, это произведение будет обрамлять урок и придаст ему законченную форму.
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга музыкальным приветствием.
Урок открывается приглашением учащихся к совместной успешной деятельности.
| Подготовка класса к работе.
Ученики входят в класс организованно под музыку С. С. Прокофьева «Марш» и занимают свои места за партами.
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга музыкальным приветствием. Учитель: «Здравствуйте дети». Учащиеся: «Здравствуйте». | Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии. Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные ошибки.
Учитель исполняет музыкальные произведения разных жанров (песня, марш, танец) на фортепиано и просит учащихся внимательно их послушать и найти отличия в звучании музыки. (Названия произведений и имена композиторов учитель не называет). -Что можно делать под эту музыку? «Песня о школе» Д. Б. Кабалевский
«Итальянская полька» С.В.Рахманинов «Марш» С. С. Прокофьев
-Что хочется делать, слушая музыку, под которую вы вошли в класс? -Как вы думаете, о каком жанре мы сегодня с вами поговорим? Правильно.
| Выполняют задание тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Учащиеся слушают музыку, которую исполняет учитель и пытаются найти отличия. Учащиеся слышат, что в музыке разное настроение, разный темп, разный ритмический рисунок.
-Мелодия плавная, нежная, спокойная. Похожа на песню, хочется петь.
-Музыка звучит энергично, весело, быстро. Похожа на танец, хочется танцевать. -Музыка звучит чётко, уверенно, бодро. Хочется маршировать. -Маршировать, идти в ногу.
-О Марше.
Дети сами формулируют тему урока. «Мы будем знакомиться с жанром «Марш».
| Отражают знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений. Развитие общих музыкальных способностей (музыкальной памяти, слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа. | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. - Слушание музыки
- Погружение в новую тему
Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром – Марш. Вы узнаете какие бывают марши.
-А может кто-то из вас знает, что такое марш? Где он может звучать? Человек живёт, пока стучит сердце, а пульс – это ритм нашего сердца. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Ритм – это чередование сильных и слабых долей в музыке, через определённый промежуток времени. В каждом марше мы можем услышать пунктирный ритм (долгие и короткие звуки), он организует шаг. Придумайте и прохлопайте в ладошки свой ритмический рисунок с пунктирным ритмом. Сначала учитель сам показывает примеры пунктирного ритма и прохлопывает его в ладоши. Ритм марша всегда очень чёткий. Марш всегда исполняют под счёт: «раз-два», причём «раз» -сильная, ударная доля, а «два» - тихая.
Сейчас давайте послушаем произведения. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Учащиеся ещё раз формулируют тему урока. Мы будем знакомиться с жанром «Марш».
Учащиеся высказывают свои точки зрения.
-Когда ритмично считают. Когда идут в ногу. Марши звучат на параде, на праздниках, в походе…
Ученики записывают в рабочую тетрадь определение, что такое –«Ритм».
Ученики с большим удовольствием придумывают свои ритмические рисунки.
| Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально – творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально - пластическое движение и др.) | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели Логические: Формулирование проблемы |
4.Построение проекта выхода из затруднения.
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Объяснение нового материала
На свете существует много разных маршей и мы с вами сейчас убедимся в этом. Звучит «Встречный марш» композитора С. Чернецкого. -Как вы думаете, где может звучать этот марш? -Кто может маршировать под этот марш? -Как звучит этот марш? Да, это был марш для военных, военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю.
Давайте послушаем следующий марш. -А где может звучать этот марш? -Кто может маршировать под звуки этого марша? -Как звучит этот марш? Да, это был марш для спортсменов, футболистов. Он звучит бодро и настраивает спортсменов на победу! Этот марш так и называется «Футбольный марш» композитора М. Блантера
Звучит следующий марш, уже знакомого вам композитора П. И. Чайковского. -А где может звучать этот марш? -Кто может маршировать под эту музыку? -Как звучит этот марш?
Да, этот марш так и называется «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Музыка этого игрушечного марша звучит в высоком регистре, легко, звонко.
Ребята, мы сегодня с вами послушали несколько маршей, все они разные. Как вы думаете, что их объединяет, что у них общее?
Да, и кто бы ни маршировал - солдаты, дети, спортсмены, игрушки – шаги будут всегда ровные, чёткие, собранные, одинаковые для всех. Идти маршем можно только в ногу со всеми, организованно.
| Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т. д.)
-На параде, на Красной площади, на военном параде. -Военные, солдаты, лётчики, моряки…
-Гордо, торжественно, празднично, громко, величественно, чётко, уверенно, бодро, твёрдо, мужественно….
-На стадионе, спортивные команды выходят на поле стадиона под музыку этого марша. -Спортсмены, футболисты. -Бодро, энергично, чётко, уверенно, торжественно, празднично, ярко, легко…
-В сказке. -Игрушки, солдатики, сказочные герои.
-Сказочно, кто-то шагает маленькими, уверенными шажками, он звучит как – то механически, очень чётко, бодро, легко, весело, звонко..
Физминутка. Маршируют на своих местах под музыку С. С. Прокофьева «Марш»
- Ритм, он организует шаг. Все должны идти в ногу. | Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально – творческих задач. Развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.
| Регулятивные: Планирование, прогнозирование; Познавательные: Моделирование, логические – решения проблемы, построение логической цепи, рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5.Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Учитель организует закрепление нового материала.
| Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Ученики без затруднений отвечают на вопросы:
- Что такое марш? (Марш – это музыкальный жанр).
- Что такое ритм? (Это чередование сильных и слабых долей в музыке через определённый промежуток времени).
- Как называется ритм, который присутствует в маршах? (Пунктирный).
- Для чего нужен пунктирный ритм в маршах? (Он организует шаг, все идут в ногу).
| Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. | Регулятивные: Контроль, оценка, коррекция; Познавательные: Общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний.
Далее учитель предлагает практическую работу по освоению темы «Марш» в слуховом анализе произведений, в процессе хорового пения.
Сейчас, мы с вами проведём Музыкальную викторину.
Сейчас прозвучат несколько музыкальных произведений, и вам нужно будет на слух определить какие из них будут « Маршем», под каким номером будет звучать «Марш». - П. И. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица».
- «Песня о школе» Д. Б. Кабалевский
- «Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский
- «Итальянская полька» С. В. Рахманинов
- С.С. Прокофьев «Марш»
Сегодня мы с вами познакомимся с песней В. Шаинского «Вместе весело шагать». Учитель исполняет песню. -Как вы думаете, какой жанр, кроме песни здесь спрятался? -Как вы догадались?
Правильно, бывают музыкальные произведения в которых жанры встречаются. Это песня – марш и сегодня мы с вами начнём разучивать эту песню. (на экране слайд со словами песни).
Учитель задаёт Домашнее задание: Нарисуйте иллюстрации к произведениям: «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, «Встречный марш» С. Чернецкого и «Футбольный марш» М. Блантера (на выбор), нарисовать героев того марша, который больше понравился и запомнился. Послушайте марши и запишите их названия и имена композиторов в рабочую тетрадь.
| Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Дети дали правильный ответ. Музыка «Марша» прозвучала под №3 и под №5.
-Марш.
-Музыка звучит бодро, радостно, чётко, энергично, легко. | Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально – учебной деятельности, включая информационно – коммуникационные технологии.
| Регулятивные: Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение |
7.Рефлексия деятельности (итог урока). | Организует рефлексию. Вот и подошло к концу время нашего урока. Учитель оценивает работу детей на уроке, благодарит за сотрудничество. Учитель задаёт вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность. Итоги урока: обучающиеся - Получили общее представление о музыкальном жанре «МАРШ»;
- Познакомились с его наиболее часто встречающимися разновидностями;
- Узнали, что такое «РИТМ», что такое пунктирный «Ритм»;
- Запомнили названия музыкальных произведений, которые мы слушали на уроке и имена композиторов, которые их написали;
- Научились называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности;
- С какой музыкой вы сегодня познакомились на уроке? (С маршами и песней) - Как называется песня, которую вы сегодня разучивали? ( «Вместе весело шагать» В. Шаинского) - Под какую музыку вы шагали? (Под Марш) - Какой композитор сочинил это марш? (С. С. Прокофьев) -Какие марши вы сегодня слушали на уроке? (Военный, спортивный, для игрушек) - Как они называются и кто их написал? («Встречный марш» С. Чернецкий, «Футбольный марш» М. Блантер, «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский) - Что важное в каждом марше? (Ритм)
Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут чётко маршировать, то никто не собьётся в строю. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Саморефлексия (анализ и коррекция):
Ученики анализируют выполненную работу (Что делали? Чему научились? Что узнали? Зачем?)
Оценивают свою деятельность и деятельность класса.
Учитель слушает 2-3 учеников. Например: Я знаю значение слова «Марш» и где он встречается; я знаю определение слова «Ритм» и что такое пунктирный «Ритм»; я знаю определение слова «Ритм» и значение слова «Марш», могу привести музыкальные примеры на разные виды «Маршей».
Я понимаю значение слова «Марш» и где он встречается в нашей жизни; я понял и запомнил, что такое «Марш» и «Ритм»; я понял и запомнил, а также смогу дать определения понятиям «Марш» и «Ритм» и назову музыкальные примеры на разные виды «Маршей».
Я не смог запомнить музыкальные примеры и не назову ни одного музыкального произведения; я запомнил и узнал 1-3 музыкальных примера, но назвать композитора не смогу; я запомнил и узнал 4-5 музыкальных примера и назову композиторов этих произведений.
Я слушаю произведение и затрудняюсь понять для кого написан этот «Марш» и где он может звучать, нужна помощь учителя; слушая музыкальное произведение, я стараюсь понять, для кого написан данный «Марш», кто может под эту музыку маршировать; слушая музыкальное произведение, я понимаю для кого написан данный «Марш» и смогу объяснить.
Мне понравились музыкальные произведения, которые мы слушали на уроке и о них я могу рассказать своим друзьям, семье; мне понравились новые музыкальные произведения, хотел бы послушать их ещё раз.
Я сегодня хорошо усвоил материал, был внимательным и активным. Я старался хорошо работать на уроке и быть внимательным. Учитель и ученики благодарят друг друга за продуктивную работу на уроке, доброжелательную атмосферу и организованно выходят из класса под музыку С. С. Прокофьева «Марш». | Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию. | Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: Рефлексия; Личностные: смыслообразование |