календарно-тематическое планирование 1 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 класса разработана на основе программы «Музыка. 1-4 классы», Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т. С. Шмагина, предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской, М., Просвещение, 2011 и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Целью реализации музыкального образования и воспитания является формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников через эмоциональное восприятие музыки.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс: Музыка: учебник для учащихся 1 класса начальной школы / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.
Изменений, внесенных в авторскую программу нет.
Формы организации учебного процесса:
- Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а также нетрадиционных форм уроков, таких как игры- драматизации , уроки-концерты. - Используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Целью данной программы в области формирования системы знаний и умений является формирование основ музыкальной культуры ; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами музыки.
Задачи:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству.
- воспитание художественного вкуса
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности
- воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине
- развитие образно – ассоциативного мышления детей
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке
- формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса
- развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности
Содержание программы по музыке базируется на художественно – эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозных традиций, произведений композиторов – классиков, современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», в мир культуры других народов.
Основными методическими принципами программы являются увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
- пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 классе носят вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в учебном плане МБОУ «ОО Сорокинская школа» и рассчитана на 33ч. в год: 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально - образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально - творческой деятельности, приобретение знаний, умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно - эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально - эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно - нравственного становления, развивает способность сопереживать, вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно - познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет "Музыка", развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Учащиеся 1 класса научатся:
Музыка в жизни человека
-воспринимать музыку различных жанров;
-ориентироваться в музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
-воплощать художественнообразное содержание и интонационномелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Основные закономерности музыкального искусства
-соотносить выразительные и изобразительные интонации;
-воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Музыкальная картина мира
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкальнопластическое движение.);
-определять виды музыки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного искусства России
- Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
- Формирование эстетических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- Развитие музыкально – эстетического вкуса
Метапредметные результаты:
- Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- Наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Предметные результаты:
- Формирование общего представления о музыкальной картине мира
- Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
- Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально – творческой деятельности
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
- Развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому – либо виду) музыкально – творческой деятельности
- Умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнении вокально – хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание программы учебного предмета.
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
«Музыка в жизни человека». Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах
«Основные закономерности музыкального искусства». Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Композитор – исполнитель – слушатель. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
«Музыкальная картина мира». Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Характеристика видов деятельности учащихся | |
I полугодие «Музыка вокруг нас» (16 часов) | 16 | 1 | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре) Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально – поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке/ Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен/ Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. | ||
1 | «И муза вечная со мной» | 1 | |||
2 | Повсюду музыка слышна | 1 | |||
3 | Душа музыки – мелодия | 1 | |||
4 | Музыка осени | 1 | |||
5 | Сочини мелодию | 1 | |||
6 | Азбука, азбука каждому нужна… | 1 | |||
7 | Музыкальная азбука | 1 | |||
8 | Музыкальные инструменты. | 1 | |||
9 | «Жанры музыки», «Композитор-исполнитель-слушатель» | 1 | |||
10 | Музыкальные инструменты. «Садко» (из русского былинного сказа) | 1 | |||
11 | Звучащие картины | 1 | |||
12 | Разыграй песню. | 1 | |||
13 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай страны. | 1 | |||
14 | Добрый праздник среди зимы | 1 | |||
15 | Добрый праздник среди зимы | 1 | |||
16 | «Музыка вокруг нас» | 1 | |||
II полугодие «Музыка и ты» (17 часов) | 17 | ||||
17 | Край, в котором ты живешь. | 1 | |||
18 | Поэт, художник, композитор | 1 | |||
19 | Музыка утра. Музыка вечера | 1 | |||
20 | Музыкальные портреты. | 1 | |||
21 | Разыграй сказку. (Баба Яга русская сказка) Музыкальные инструменты | 1 | |||
22 | Мамин праздник. | 1 | |||
23 | У каждого свой музыкальный инструмент. «Музы не молчали» | 1 | |||
24 | Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины | 1 | |||
25 | Музыка в цирке. | 1 | |||
26 | Дом, который звучит. | 1 | |||
27 | Опера – сказка | 1 | |||
28 | «Ничего на свете лучше нету…» | 1 | |||
29 | Афиша. | 1 | |||
30 | Программа | 1 | |||
31 | «Музыка и ты» | 1 | |||
32 | «А музыка звучит» | 1 | |||
33 | Обобщающий урок | 1 |
Формы и средства контроля
Итоговая оценка освоения ООП НОО проводится школой и направлена на оценку достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Оценка предметных результатов - выявление уровня достижения учащимся планируемых результатов по музыке
Предметные результаты содержат:
- систему предметных знаний
- систему предметных действий
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля: - наблюдение, анализ и оценка учебных, учебно- творческих работ, игровые формы, устный опрос.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная литература:
Е.Д. Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина Музыка 1класс учебник для общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2013.
Дополнительная литература:
Стандарт по музыке, примерная программа.
Рабочая программа «Музыка» 1-4 классы, предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2011.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необх. кол-во | Примечания | Есть в каб. музыки |
ОШ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
| ||||
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» | Д | Стандарт по музыке, примерная программа. Рабочая программа «Музыка» 1-4 классы, предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. | + | |
Примерная программа основного общего образования по музыке | Д | + | ||
Рабочие программы по музыке | Д | + | ||
Хрестоматии с нотным материалом | Д | Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2010) | + | |
Сборники песен и хоров | Д | + | ||
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке | Д | Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2011. Е.Д. Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина Музыка 1класс учебник для общеобразовательных учреждений - М., Просвещение, 2013. | + | |
К | Учебники из других УМК по музыке. Они могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. | + | ||
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству |
| Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности | + + | |
Справочные пособия, | Д (П) | Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта, | + | |
| ||||
– признаки характера звучания – средства музыкальной выразительности | Д Д Д |
| ||
Схемы: – расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;
|
|
| ||
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России |
|
| ||
Портреты композиторов | Д | + | ||
Портреты исполнителей | Д | - | ||
Атласы музыкальных инструментов | Д | + | ||
Карточки с признаками характера звучания | К | Комплект | - | |
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств | К | Комплект | - | |
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности | К | Комплект | - | |
| ||||
Электронные библиотеки |
| + | ||
IV. Экранно-звуковые пособия– 100% | ||||
Аудиозаписи и |
| Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения. | + | |
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов |
| - | ||
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей |
| - | ||
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей |
| + | ||
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов |
| - | ||
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов |
| - | ||
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов |
| - | ||
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов |
| + | ||
Слайды (диапозитивы): | - | |||
– эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений) | Д | - | ||
– нотный и поэтический текст песен; – изображения музыкантов, играющих на различных инструментах; – фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры | Д Д Д | - - | ||
V. Технические средства обучения– 100% | ||||
Музыкальный центр |
| аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей | - | |
Компьютер |
| - | ||
CD / DVD-проигрыватели |
| + | ||
Телевизор с универсальной подставкой | Д | Телевизор не менее 72 см диагональ | - | |
Мультимедиа проектор | Д | Мультимедиа проектор может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения | + (в актовом зале) | |
Экран (на штативе или навесной) | Д | Минимальные размеры 1,25х 1,25 | + | |
| ||||
Музыкальные инструменты: Фортепиано (пианино) Клавишный синтезатор | Д Д | Пианино | + + | |
Комплект детских музыкальных инструментов: – флейта, – бубен – барабан – треугольник – маракасы, – народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.; – дирижерская палочка | П П П П П П П П П П | - - - - - - - - | ||
Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др. | + | |||
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) | В комплекте: не менее трех микрофонов и двух динамиков | + | ||
VII. Оборудование класса– 100% | ||||
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Д | + + + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык
Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...
календарно-тематический план 4 класс
в календарно- тематическом плане указаны страницы учебника, номера заданий по каждой теме....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...