«НЕТ НИЧЕГО МИРА МУЗЫКИ ПРЕКРАСНЕЙ, ПОТОМУ ЧТО МУЗЫКА ВСЕГДА С ТОБОЙ»
статья по музыке на тему

Голоскова Алена Анатольевна

Ориентация педагогов-музыкантов на принцип интегративности в обучении музыке младших школьников решает не только многочисленные проблемы в музыкальном развитии ребенка в целом, но и устанавливает единую, неразрывную связь с общим образованием, позволяя наиболее эффективно и полно реализовать принцип эмоционального и рационального в обучении школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «НЕТ НИЧЕГО МИРА МУЗЫКИ ПРЕКРАСНЕЙ,
                      ПОТОМУ ЧТО МУЗЫКА ВСЕГДА С ТОБОЙ»

        Общеизвестно, что музыкальное искусство является могучим средством воспитания, инструментом, способствующим становлению личности. Музыка действительно много веков традиционно служит важным средством формирования человеческого в человеке.

Хорошо сказал о воспитательных возможностях музыки отечественный психолог Лев Семенович Выготский: «Если музыка не диктует непосредственно тех поступков, которые должны за ней последовать, то все же от ее основного действия, от того направления, которое она дает психическому катарсису, зависит и то, какие силы она придаст жизни, что она высвободит и что оттеснит вглубь. Искусство есть организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое заставляет нас стремиться поверх нашей сегодняшней жизни к тому, что лежит за ней».

Мышление и поведение человека связано с эмоциональными переживаниями, которые в свою очередь обусловлены психическими процессами, выражающими личностно-обусловленное отношение к окружающей среде. Чувства, если под этим понимаются высокодифференцированные эмоциональные реакции, действуют облагораживающее, именно они приводят нас к тем интересам, которые не носят личностного (витального) характера. Следует подчеркнуть, что на наше мышление и поведение   чувства оказывают более глубокое влияние, чем логические суждения. Поэтому только те люди, которые способны глубоко чувствовать, могут совершать великие дела.

Музыка, не обладающая понятийной определенностью, тем более важна в становлении благородных чувств, благодаря специфичности своего эмоционального воздействия, она является необходимым средством воспитания человека. Именно пение, являясь наиболее естественным проявлением музыкальности личности и коллектива, способно оказывать облагораживающее влияние на духовный мир ребенка.

Музыкальные ценности, приобретенные в процессе приобщения ученика к хоровому пению, часто остаются достоянием его внутреннего мира на всю жизнь. Сколько прекрасных характеров выработано в процессе школьного и классного хорового пения, и сколько неустойчивых ребят нашло в этом сферу приложения своих молодых сил, осуществление своих неясных стремлений!

Главная особенность хорового пения еще и заключается в том, что у детей  вырабатывается логическое мышление, достойное, интеллигентное поведение и в любой другой деятельности. Хоровое пение способствует воспитанию внимательности и сосредоточенности, прививает дисциплинированность учащимся. Сосредоточенность и воля к совершенному исполнению своей певческой задачи приводит к выработке стойкости, целеустремленности, способности преодолевать трудности.  Хоровое пение развивает положительные черты характера ученика и нейтрализует отрицательные. Б. Асафьев отмечал, что «…участие в хоре создает возможность весьма быстрого роста музыкального сознания и восприимчивости,..», что играет очень важную роль в воспитании ребенка.

Пение – это в определенной мере «стилизованная речь» Поэтому для ребенка оно является естественным и простым проявлением себя в музыке. Вместе с тем, в дошкольных и школьных учреждениях пение давно используется как одно из реабилитационных средств у детей, имеющих различные нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков у детей (невнятное произношение, проглатывание окончаний слов,  и др.), способствует развитию фонетико-фонематического слуха. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения  произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Хоровое пение развивает возможности и пения сольного. Не каждому удается развить эту способность до того уровня, когда она становится интересной для всех. Но быть лучшим солистом в семье или в кругу семейных знакомых – это дело тоже полезное и почетное, важное для развития музыкальной культуры ребенка.

В процессе музыкального воспитания происходит не только эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка, обеспечивающее в свою очередь формирование и развитие музыкальных способностей детей. Успешное развитие музыкальных способностей учащихся зависит, прежде всего, от создания определенных условий организации музыкальной деятельности.

Большую сложность в педагогическом процессе создает дифференцированость самого процесса обучения. Огромное количество дисциплин и так называемая излишняя заорганизованность процесса обучения не подчинены единой цели - идее, которая позволила бы создать единую педагогическую систему, соответствующую гармоничному развитию целостной личности.

Приоритетной тенденцией современного образования становится стремление к расширению сферы узкоочерченной дисциплины в область смежных наук. Это позволяет снять существующие в образовательном пространстве противоречия между разрозненностью знаний и необходимостью их комплексного применения. Проведение интегративных параллелей в учебно-педагогических технологиях позволяет решать сложнейшие задачи формирования ценностных ориентиров, воссоздания целостности мировоззрения у обучающихся. Определяющее значение интегративность приобретает на занятиях музыкой в общеобразовательной школе, в частности на хоровых занятиях.

Межпредметная интеграция на хоровых занятиях - одно из важнейших условий формирования у ребенка целостной картины мира. Этот фактор необходимо учитывать в новейших технологиях музыкального образования и воспитания как в теории, так и на практике. Создание новых методик; ориентированных на междисциплинарную интеграцию, будет способствовать наиболее успешному музыкальному развитию детей, развитию их музыкальных способностей и, соответственно, повлияет на гармоничное развитие ребенка.

Опираясь на знания, умения и навыки, формируемые в других, смежных дисциплинах (чтение, ритмика, физкультура, рисование, математика), занятия музыкой выступают как организующее начало всего педагогического процесса, позволяет развивать не только музыкальные способности младшего школьника, но и закреплять систему ЗУН на музыкальном материале. Это реализуется через подбор специальных текстов из букваря и детских книг учителем музыки, сочинение песен на эти слова, что положительно влияет на развитие ладового и ритмического чувства у детей, развитие детского образного мышления (подбор стихов соответствующего эмоционального настроения вызывает яркое их восприятие). Использование музыки на уроках ритмики, физкультуры способствует развитию координации движений учащихся, а это, в свою очередь, на уроке музыки реализуется в чувство ритма, темпа. Математика также влияет на развитие музыкальных способностей ребенка, например при освоении музыкальной грамоты математические знания помогают быстро усваивать музыкально-теоретические понятия (размер, интервал, ступени, длительности и т. д.). Известный советский математик Г. Суворов справедливо заметил, что математика и музыка могут служить единым целям образования "...Математика — в плане развития теоретического мышления, музыка — в плане эмоциональном, дополняя друг друга так, что ни одна из этих форм мышления не может существовать без другой». Также  несомненную роль в развитии образного мышления младшего школьника играет использование музыки на уроках изобразительного искусства, и наоборот, рисование на хоровых занятиях  после прослушивания музыкальных произведений или творческих заданий, задаваемых педагогом-хормейстером на дом.

Таким образом, ориентация педагогов-музыкантов на принцип интегративности в обучении музыке младших школьников решает не только многочисленные проблемы в музыкальном развитии ребенка в целом, но и устанавливает единую, неразрывную связь с общим образованием, позволяя наиболее эффективно и полно реализовать принцип эмоционального и рационального в обучении школьников.

 

Уважение к сложному и неисчерпаемому миру, называемому музыкой, - первое и важнейшее условие общения с нею. Но только так и осваивается культура. За каждой неисчерпаемостью скрывается и простота. За каждой простотой – новая неисчерпаемость. Это глубинное и существенное свойство музыкального искусства, служащего могучим средством воспитания, совершенствования в человеке, особенно молодом, подлинно человеческих качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Сказочные образы в музыке Эдварда Грига"

Цель урока: ввести детей в мир сказочных музыкальных образов....

Урок музыки: "Концерт – жанр инструментальной музыки"

За окном весна и у нас хорошее настроение. А что нам может создать это хорошее настроение?...

Презентация "Праздник, который всегда с тобой"

Презентация проекта по изучению  культуры казахского народа . его традиций, обрядов....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...