Внеурочная деятельность как важное условие формирования творческой личности младших школьников
статья по музыке на тему

Пономарева Елена Николаевна

Данный материал - результат реализации педагогического проекта по музыке "Мы в ответе за тех, кого приручили" во 2 классе с использованием межпредметных связей, главной целью которого стало развитие творческих способностей младших школьников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

II районные педагогические чтения с межрегиональным участием педагогов Кичменгско-Городецкого района Вологодской области

«От гуманной педагогики В.А.Сухомлинского до наших дней»

Пономарева Елена Николаевна, учитель музыки

МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново

Подосиновского района Кировской области

«Внеурочная деятельность как важное условие формирования

творческой личности младших школьников»

(из опыта работы)

Внедрение Федеральных государственных стандартов в образовательный процесс начального образования предполагает реализацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд очень важных задач, одной из которых является формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базовые знания в единое образовательное полотно. Помочь им в определённой мере может межпредметная интеграция.

Так как одна из форм организации внеурочной деятельности – проектная деятельность, мною был разработан творческий проект. Разрабатывая проект и проводя мероприятие, хотелось показать, как через межпредметное содержание можно выходить на личностные результаты, учитывая особенности возраста детей, как можно ориентировать и мотивировать учащихся на осознанное восприятие красоты и гармонии окружающего мира.  Результатом стал большой праздник, на котором присутствовали второклассники, их родители, учителя района, администрация школы. 

         Хотелось бы подробнее рассказать об алгоритме подготовки такого мероприятия.

Реализация новых стандартов предполагает наличие у младших школьников таких УУД, которые позволят результативно усвоить программу 2 класса. По многим предметам, изучаемым во 2 классе, есть проекты. Например, по математике, по технологии, по литературному чтению, окружающему миру и др. Но и во внеурочной деятельности, посещая кружки по интересам, дети также занимаются проектной деятельностью. Исходя из этого, было решено сделать такой проект, где прослеживались бы результаты работы как урочной, так и внеурочной деятельности.

Таким образом, данный проект – это проект с использованием межпредметных связей: русский язык и литература, математика и музыка, технология и окружающий мир, английский язык, изобразительное искусство и хореография.

Сопоставив тематику программ с учителем начальных классов, были определены

 

  • тема проекта: «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

  • сформулирована цель «Развитие творческих способностей младших школьников»;

  • поставлены задачи:

               1. формирование самооценки, самоуважения, самореализации;

               2. формирование коммуникативной компетенции;

               3. формирование способности к организации деятельности;

               4. формирование умения решать творческие задачи;

               5. формирование умения работать с информацией.

Был намечен план работы над проектом.

  1. Разработка сценария.

Изучив сценарии, найденные в Интернете и методической литературе, пришла к выводу, что ни один из предложенных нас не устраивает, содержание материала не подходит. Поэтому мною был разработан сценарий, в который были включены различные виды деятельности:

           * выразительное чтение стихов и прозы на русском и английском        

              языках;

           * театрализация произведений;

           * исполнение песен;

           * народные игры;

           * пластические импровизации.

  1. Распределение ролей.

Совместно со второклассниками было принято решение, что все роли на празднике будут исполнять ребята. Были выбраны учащиеся на роли ведущих и главных действующих лиц. Также ребята решили, что на мероприятии обязательно должна быть настоящая кошка, и Алина Ш. пожелала прийти на праздник со своей любимицей – кошкой Джиной.

  1. Групповая и индивидуальная работа.

Так как хотелось охватить с одной стороны, больший объём учебного материала, а с другой – выбрать самое интересное и доступное, я посчитала целесообразным организовать работа учащихся в группах,

Деление на группы произошло с учётом уровня развития детей, сложности материала и интересам ребёнка. Сначала дети выступали в классе и вместе с учителем определяли лучшую работу, которая может быть представлена на празднике.

1 группа 

занималась поиском информации о породах кошек.

По результатам работы данной группы лучшей стала презентация «Необычные породы кошек», выполненная Алисой М. и её мамой.

2 группа 

изучала вопрос «Откуда пришла к нам кошка». С большим энтузиазмом дети работали, нашли много информации. Определив в классе самое интересное и важное из найденного, мы включили в сценарий данный материал.

3 группа 

выясняла особенности содержания кошек и ухода за ними. Результатом работы стала памятка «Как ухаживать за кошками», которую ребята вручили одноклассникам на уроке литературного чтения.

Дети были настолько увлечены данным проектом, что индивидуально самостоятельно были выполнены несколько работ. Две лучшие работы были представлены на празднике. Ульяна К. нашла информацию о возрастных особенностях котят и кошек. Результатом работы стала презентация «Когда взрослеют котята», которую она сделала вместе с мамой. Анастасия В. заинтересовалась памятниками, посвящённым кошкам. Результатом работы стала презентация «Памятники котам и кошкам».

  1. Сотрудничество с детской библиотекой.

На протяжении всей подготовки мы тесно сотрудничали с детской библиотекой: знакомились с научной и художественной литературой, искали интересные факты, истории, стихи, фотографии. Многие стихи были настолько яркими, что детям захотелось их инсценировать, что и было сделано на празднике.

В сценарий вошли не только стихи известных поэтов, но и авторские стихи и песенки второклассников.

Библиотекарь детской библиотеки заинтересовалась нашей темой. Она активно помогала детям найти нужные книги и организовала на празднике выставку книг о кошках, выступив с их небольшой презентацией.

  1. Организация выставок.

Также в классе были организованы выставки творческих работ учащихся:

  • представлены лучшие сочинения о своих домашних друзьях, которые ребята писали на уроке русского языка. Дети оформили сочинения на альбомных листах и украсили их фотографиями своих любимцев. Сочинение Анастасии В. «Моя Юнесса» было включено в сценарий праздника.
  • На уроке математики при знакомстве с техникой оригами учениками под руководством учителя начальных классов была сделана игрушка «Кошка». Дети и учитель выбрали самые удачные работы для выставки на празднике.
  • На кружке «Палитра» под руководством учителя по изобразительному искусству второклассники научились нарисовать кошек и котов в различных позах. Самые красивые работы были отобраны на выставку. Также на праздничную выставку педагог предоставила и свои работы.

  1. Продумывание сценического образа на праздник.

Чтобы детям было легче войти в образ кошки, они получили домашнее задание придумать свой костюм, грим, маску, причёску. И вот перед нами предстали Кот в сапогах, Кот Леопольд, кот Матроскин, кот Базилио, тётя Кошка, капризные кошечки и коты-проказники. Большую роль в создании образа сыграли родители.

  1. Музыкальное сопровождение праздника.

Большую роль в создании эмоционального настроения сыграл правильно подобранный музыкальный материал праздника. Было продумано музыкальное сопровождение всего мероприятия. Звучала музыка, как в записи, так и в живом исполнении. Ульяна К. сыграла на фортепиано пьесу «Кот и мыши».

Дети показали хорошее владение вокальными навыками, выразительно и артистично исполняли песни, ритмично и пластично двигались под музыку. В исполнении класса прозвучали как хорошо известные песни (например, «Мурлыка»), так и новые песни современных композиторов. Зажигательный ансамбль мальчиков с песней «Кот-мореход» украсил небольшой танец девочек. А девочки прекрасно исполнили песню «Рыжий кот». Большой эмоциональный отклик у детей и гостей праздника получила песня «Кошка беспородная».

  1. Создание презентации к празднику.

С целью сделать сам праздник более ярким, красочным и эмоциональным, была сделана мультимедийная презентация, которая сопровождала всё мероприятие. Различные фотографии кошек, картинки, интересная и важная информация, мультфильм, клипы песен произвели неизгладимое впечатление, как на участников праздника, так и на гостей.

         

Таким образом, использование межпредметных связей сыграло роль в обеспечении единства обучения и воспитания. Считаю, что поставленная цель достигнута. Были созданы все условия для развития творческих способностей детей в различных видах деятельности: учащиеся сочиняли, импровизировали в сценках, играли, рисовали, пели и танцевали, научились делать маски, познакомились с техникой оригами. Второклассники получили навыки работы с дополнительной информацией из литературных источников и интернета. Научились анализировать полученную информацию, сравнивать, обобщать.

При подготовке и реализации проекта шла работа над формированием опыта эмоционально-ценностного отношения к жизни, так как он несёт большой воспитательный потенциал. Содержание используемого материала имеет большое значение для формирования нравственных качеств и творческих способностей учащихся. Поэтому считаю, что воспитательный потенциал проекта, реализованный за счёт использования интеграции предметов, очень высок.

В ходе подготовки и реализации данного проекта было достигнуто взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, создана активная команда участников.  Работа всех участников проекта была чётко скоординирована, что также сыграло большую роль в достижении цели проекта. Этот праздник доставил много удовольствия не только детям, но и всем гостям. Считаю, что разработанный проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов, родителям и использован во внеурочной и урочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия формирования творческого мышления младших школьников

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фанта...

Условия формирования творческого мышления младших школьников.

В настоящее время  вопрос о развитии творческого мышления у учащихся приобретает особую актуальность. В современных условиях модернизации и гуманизации российского образования перед школой ставит...

Условия формирования творческого мышления младших школьников.

Статья посвящена комфортным условиям формирования  творческого мышления у младших школьников...

Роль учителя в формировании творческой личности младшего школьника

Одним из важнейших путей совершенствования процесса обучения является использование активной модели обучения, применение методов, технологий, приемов, комплекса элементов или отдельных элементо...

Внеурочная деятельность как ресурс для формирования экологического мировоззрения младших школьников

Качественное экологическое образование младших школьников невозможно реализовать только в урочной деятельности. Внеурочная деятельность имеет гораздо более широкие возможности при решении этой задачи...

Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации личности младшего школьника

Интеллектуальная игра "Экспресс эрудитов".Цель: способствовать формированию нравственных качеств.Задачи:- создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг кдругу и окру...