Условия формирования творческого мышления младших школьников.
статья по теме
В настоящее время вопрос о развитии творческого мышления у учащихся приобретает особую актуальность. В современных условиях модернизации и гуманизации российского образования перед школой ставится задача формирования творчески мыслящей личности. Творческая самореализация учащихся декларируется практически во всех официальных документах школьного обучения и воспитания, однако на практике учебные предметы в меньшей степени ориентированы на развитие творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_formirovaniya_tvorchskogo_myshleniya_detey.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования творческого мышления младших школьников.
В настоящее время вопрос о развитии творческого мышления у учащихся приобретает особую актуальность. В современных условиях модернизации и гуманизации российского образования перед школой ставится задача формирования творчески мыслящей личности. Творческая самореализация учащихся декларируется практически во всех официальных документах школьного обучения и воспитания, однако на практике учебные предметы в меньшей степени ориентированы на развитие творческого мышления.
Традиционно в отечественной психолого - педагогической литературе под «творческим мышлением» понимается психический процесс, для которого характерны создание субъективно нового продукта и новообразования в самой познавательной деятельности. Творческое мышление – высший уровень развития мышления.
Особая роль в школьном обучении детей принадлежит начальной школе. В психологической литературе отмечается, что уже в младшем школьном возрасте учебно-познавательная деятельность под влиянием системы образовательных факторов может приобрести репродуктивную или творческую направленность. Действительно, возможность создавать что-то новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.
Учителя начальной школы заинтересованы в развитии творческого мышления детей, однако они не обладают достаточными знаниями о сущности и структуре творческого мышления. Поэтому педагоги нуждаются в специальных методических рекомендациях, как осуществлять работу, направленную на развитие творческого мышления детей.
Во многом уровень развития творческого мышления младших школьников зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, учитель может систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать самим и делать выводы, находить новые оригинальные подходы и т.д.
Существуют определенные методы, способствующие развитию творческого мышления у младших школьников, к которым можно отнести следующие: метод «подбрасывания идей»; метод «личного примера»; прием «увеличение - уменьшение»; изменение законов природы; фантастические изменения человека и человечества; добавление одного или нескольких новых качеств; превращение объектов неживой природы в живых существ; изменение привычных отношений, функций и связей между объектами; приём «машина времени»; свободное фантазирование; методика создания новых сказок; ассоциативные загадки, метафоры; кроссворды, викторины, головоломки; шуточные истории и затейные математические задачи. Вышеперечисленные методы можно применять практически на всех уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе.
Так же необходимо создать условия для формирования творческого мышления школьника. Важнейшими здесь являются образовательные факторы. Прежде всего, педагог не должен подавлять интуицию ученика. Необходимо формировать у него уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. В процессе обучения учителю желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции, поскольку отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Учителям начальной школы следует чаще использовать в обучении задачи открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать. Необходимо шире применять проблемные методы обучения, стимулирующие установку на самостоятельное (или с помощью учителя) открытие нового знания.
Кроме образовательных факторов условиями формирования творческого мышления выступают так же семейные, социально-психологические, культурные факторы.
Однако, следует учитывать, что формирование творческого мышления не происходит одномоментно. Для того чтобы, можно было полноценно развивать творческое мышление у учащихся, необходимы специальные занятия, на которых соблюдаются все указанные выше условия.
Список литературы
- Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа. - 2008. - № 3. - с. 13-16.
- Евдокимова Л.М. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.пед.н: 13.00.01.- Екатеринбург, 1998 – 23 с.
- Ефимова Н.Н. Психологические условия развития творческого мышления младших школьников средствами наглядности учебного материала. Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.псих.н: 19.00.07. – М., - 2010. – 23 с.
- Мукина А.Н. Развитие творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности. Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.псих.н: 19.00.07. – СПб., 2008. – 23 с.
- Мукина А.Н. Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе. // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Вып. №31. – том 10. – с.213-218
- Чернецкая Н.И. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков. // Вестник Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2009. – Вып.3. – том 6. – с.96-103
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ, как средство формирования творческого мышления младших школьников.
В статье собраны описания некоторых игр для развития творческого мышления....
Условия формирования творческого мышления младших школьников
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фанта...
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ, как средство формирования творческого мышления младших школьников.
Применение ТРИЗ технологий на уроках....
Условия формирования творческого мышления младших школьников.
Статья посвящена комфортным условиям формирования творческого мышления у младших школьников...
Использование творческих навыков на уроках математики как условие формирования критического мышления младших школьников
Это презентация данной темы для семинара...
Использование творческих заданий на уроках математики как условие формирования критического мышления младших школьников
материал к презентации для семинара...