Условия формирования творческого мышления младших школьников
статья (математика, 3 класс) по теме
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат
на тему: « Условия формирования творческого мышления младших школьников»
Работу написала: Богданова Татьяна Васильевна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 27
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином « креативность». В 60-х годах ХХ в. Толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления ( ДЖ. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л.Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.
Среди них:
- беглость мысли- количество идей, возникающих в единицу времени;
- гибкость мысли- способность переключаться с одной идеи на другую;
- оригинальность- способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
- любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
- способность к разработке гипотезы;
- ирреальность- логическая независимость реакции от стимула;
- фантастичность-полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
- способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
- Я выделила только некоторые из способностей.
Какие же условия необходимы для формирования творческого мышления младших школьников?
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу.
Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению « открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а поэтому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.
В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.
Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. По-нашему мнению, для того, чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего, позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.
Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение из умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
А. Савенков, работающий над исследованием специального , целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:
-сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
-доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
-ориентация на интеллектуальную инициативу, понятие « интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно, альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне. либо с другой стороны ;
- формирование к критичности и лояльности в оценке идей;
-стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
-высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
-индивидуализация- создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
-проблематизация- ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/16/picture-110519-1492345488.jpg)
Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-112569-1364663950.jpg)
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ, как средство формирования творческого мышления младших школьников.
В статье собраны описания некоторых игр для развития творческого мышления....
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ, как средство формирования творческого мышления младших школьников.
Применение ТРИЗ технологий на уроках....
Условия формирования творческого мышления младших школьников.
В настоящее время вопрос о развитии творческого мышления у учащихся приобретает особую актуальность. В современных условиях модернизации и гуманизации российского образования перед школой ставит...
Условия формирования творческого мышления младших школьников.
Статья посвящена комфортным условиям формирования творческого мышления у младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-157429-1354610997.jpg)
Использование творческих навыков на уроках математики как условие формирования критического мышления младших школьников
Это презентация данной темы для семинара...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-157429-1354610997.jpg)
Использование творческих заданий на уроках математики как условие формирования критического мышления младших школьников
материал к презентации для семинара...