Условия формирования творческого мышления младших школьников
статья (математика, 3 класс) по теме
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Реферат
на тему: « Условия формирования творческого мышления младших школьников»
Работу написала: Богданова Татьяна Васильевна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 27
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином « креативность». В 60-х годах ХХ в. Толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления ( ДЖ. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л.Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.
Среди них:
- беглость мысли- количество идей, возникающих в единицу времени;
- гибкость мысли- способность переключаться с одной идеи на другую;
- оригинальность- способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
- любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
- способность к разработке гипотезы;
- ирреальность- логическая независимость реакции от стимула;
- фантастичность-полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
- способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
- Я выделила только некоторые из способностей.
Какие же условия необходимы для формирования творческого мышления младших школьников?
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу.
Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению « открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а поэтому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.
В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.
Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.
Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. По-нашему мнению, для того, чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего, позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.
Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение из умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
А. Савенков, работающий над исследованием специального , целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:
-сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
-доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
-ориентация на интеллектуальную инициативу, понятие « интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно, альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне. либо с другой стороны ;
- формирование к критичности и лояльности в оценке идей;
-стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
-высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
-индивидуализация- создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
-проблематизация- ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ, как средство формирования творческого мышления младших школьников.
В статье собраны описания некоторых игр для развития творческого мышления....
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ, как средство формирования творческого мышления младших школьников.
Применение ТРИЗ технологий на уроках....
Условия формирования творческого мышления младших школьников.
В настоящее время вопрос о развитии творческого мышления у учащихся приобретает особую актуальность. В современных условиях модернизации и гуманизации российского образования перед школой ставит...
Условия формирования творческого мышления младших школьников.
Статья посвящена комфортным условиям формирования творческого мышления у младших школьников...
Использование творческих навыков на уроках математики как условие формирования критического мышления младших школьников
Это презентация данной темы для семинара...
Использование творческих заданий на уроках математики как условие формирования критического мышления младших школьников
материал к презентации для семинара...