Условия формирования творческого мышления младших школьников.
статья (4 класс) на тему
Статья посвящена комфортным условиям формирования творческого мышления у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования творческого мышления младших школьников.
В настоящее время вопрос о развитии творческого мышления у учащихся приобретает особую актуальность. В современных условиях модернизации и гуманизации российского образования перед школой ставится задача формирования творчески мыслящей личности. Творческая самореализация учащихся декларируется практически во всех официальных документах школьного обучения и воспитания, однако на практике учебные предметы в меньшей степени ориентированы на развитие творческого мышления.
Традиционно в отечественной психолого - педагогической литературе под «творческим мышлением» понимается психический процесс, для которого характерны создание субъективно нового продукта и новообразования в самой познавательной деятельности. Творческое мышление – высший уровень развития мышления.
Особая роль в школьном обучении детей принадлежит начальной школе. В психологической литературе отмечается, что уже в младшем школьном возрасте учебно-познавательная деятельность под влиянием системы образовательных факторов может приобрести репродуктивную или творческую направленность. Действительно, возможность создавать что-то новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение.
Учителя начальной школы заинтересованы в развитии творческого мышления детей, однако они не обладают достаточными знаниями о сущности и структуре творческого мышления. Поэтому педагоги нуждаются в специальных методических рекомендациях, как осуществлять работу, направленную на развитие творческого мышления детей.
Во многом уровень развития творческого мышления младших школьников зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, учитель может систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать самим и делать выводы, находить новые оригинальные подходы и т.д.
Существуют определенные методы, способствующие развитию творческого мышления у младших школьников, к которым можно отнести следующие: метод «подбрасывания идей»; метод «личного примера»; прием «увеличение - уменьшение»; изменение законов природы; фантастические изменения человека и человечества; добавление одного или нескольких новых качеств; превращение объектов неживой природы в живых существ; изменение привычных отношений, функций и связей между объектами; приём «машина времени»; свободное фантазирование; методика создания новых сказок; ассоциативные загадки, метафоры; кроссворды, викторины, головоломки; шуточные истории и затейные математические задачи. Вышеперечисленные методы можно применять практически на всех уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе.
Так же необходимо создать условия для формирования творческого мышления школьника. Важнейшими здесь являются образовательные факторы. Прежде всего, педагог не должен подавлять интуицию ученика. Необходимо формировать у него уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. В процессе обучения учителю желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции, поскольку отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Учителям начальной школы следует чаще использовать в обучении задачи открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать. Необходимо шире применять проблемные методы обучения, стимулирующие установку на самостоятельное (или с помощью учителя) открытие нового знания.
Кроме образовательных факторов условиями формирования творческого мышления выступают так же семейные, социально-психологические, культурные факторы.
Однако, следует учитывать, что формирование творческого мышления не происходит одномоментно. Для того чтобы, можно было полноценно развивать творческое мышление у учащихся, необходимы специальные занятия, на которых соблюдаются все указанные выше условия.
Список литературы
Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа. - 2008. - № 3. - с. 13-16.
Евдокимова Л.М. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.пед.н: 13.00.01.- Екатеринбург, 1998 – 23 с.
Ефимова Н.Н. Психологические условия развития творческого мышления младших школьников средствами наглядности учебного материала. Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.псих.н: 19.00.07. – М., - 2010. – 23 с.
Мукина А.Н. Развитие творческого мышления младших школьников в условиях клубной деятельности. Автореф. дис на соиск.уч.степ. к.псих.н: 19.00.07. – СПб., 2008. – 23 с.
Мукина А.Н. Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе. // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Вып. №31. – том 10. – с.213-218
Чернецкая Н.И. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков. // Вестник Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2009. – Вып.3. – том 6. – с.96-103
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.
В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

«Создание условий для развития критического мышления младших школьников»
Педагогический проект учителя начальных классов МОУ СОШ №2 г.ЗЕЛЕНОКУМСКАСОВЕТСКОГО РАЙОНАГладких Елены Дмитриевны «Создание условий для развитиякритического мышления младших школьников» СОДЕРЖАНИЕ ...

Условия формирования творческого мышления младших школьников
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фанта...
Условия формирования творческого мышления младших школьников.
В настоящее время вопрос о развитии творческого мышления у учащихся приобретает особую актуальность. В современных условиях модернизации и гуманизации российского образования перед школой ставит...

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО
Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С н...

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях введения ФГОС
Что делает человека человеком? Ответ на поставленный вопрос прост: человека делает человеком не сам головной мозг, а его свойства и способности. Эти свойства мы называем по-разному – мышление, у...

Условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики
Логика – это не просто наука, а целый раздел философии, который своей главной задачей считает научить человека правильному мышлению. Познавательная деятельность – это то, что сопутст...