Приемы оценивания на уроках музыки
статья по музыке на тему
Приемы оценивания на уроках музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_otsenivaniya_na_urokah_muzyki.docx | 22.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Левагина Е.В.,
учитель музыки МБОУ «ООШ № 7»
г. Петровска Саратовской области
Приемы оценивания, успешно используемые на уроках музыки.
Оценивание является важной и необходимой составной частью учебно-воспитательного процесса. Оценочная деятельность педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Урок музыки так же, как и любой другой учебный предмет в школе, нуждается в такой организации, чтобы учитель мог наблюдать за продвижением своих учеников на каждом этапе работы.
Цель музыкального воспитания в школе - формирование музыкальной культуры школьников, как часть духовной культуры – обозначает финальный продукт учебно-воспитательного процесса. Всё, чему учатся дети посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, творчество, размышления о музыке, изучение средств музыкального языка и т.д.) способствует формированию музыкальной культуры.
Критериями оценивания качественного аспекта музыкальной культуры (музыкального опыта) могут быть показатели наличия музыкального опыта:
- активность (участие) учащихся в различных видах музыкальных действий;
- присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки;
- положительное отношение к музыке.
В школьной практике, порой, трудно оценивать музыкальный опыт учащихся. Существует множество педагогических приёмов, благодаря которым учащиеся могут внешне выразить свои внутренние переживания и чувства, вызванные музыкой.
Приём “Похвала”.
У детей 7-8 лет очень сильна потребность в том, чтобы их труд был оценен учителем. В 1 классе при безотметочном обучении формулирую словесную оценку успеха:
«Молодец!», «Отлично!» «Мне нравится твое исполнение (ответ)!» «Тебя приятно было слушать!» «У тебя все получится!» «Индивидуальный разговор «по секрету»
Все это стимулирует деятельность учащихся.
Приём “Собери слово”.
За успехи на уроках музыки в 1 классе дети получают каждый раз по одной или две буквы, и потом собирают слово. Слова могут быть такие: “Молодец!”, “Умница!”, “Отлично!” «Хорошо!» и др.
В своей работе использую следующие приемы самооценки и самоконтроля:
Прием «Волшебный нотоносец»
У каждого ребенка есть нотная тетрадь. В конце урока на нотном стане ученики отмечают, как они усвоили материал. Для этого используют ноты звукоряда: от До до Си. Если ученик отметил нотку До, Ре – не понял, Ми, Фа, Соль – требуется небольшая помощь, Ля, Си – хорошо усвоил материал. Чем выше нота, тем лучше результат.
Прием «Светофор»
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – я умею сам.
Прием «Ключевые слова»
На доске написаны ключевые слова урока, по которым нужно составить рассказ. Например: учитель, сосед, исполнение, слушание, оценка и др.
Прием «5 баллов»
Оценить по 5-бальной шкале работу на уроке с позиции: «Я» 0 ____5
«Мы» 0____5
«Урок» 0____5
В средних и старших классах учащиеся заполняют «Листы самоконтроля», «Карты самооценки».
«Лист самоконтроля»
Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
№ | Вид задания | Отметка |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
Итоговая оценка: |
Карта самооценки по видам деятельности
№ | Критерии оценки | Отлично | Хорошо | Удовл. |
1 | Слушание, анализ произведения | |||
2 | Вокально-хоровая работа на уроке | |||
3 | Игра на музыкальных инструментах | |||
4 | Участие в музыкальной игре | |||
5 | Пластическое интонирование | |||
6 | Выполнение творческого задания | |||
7 | Познавательная активность на уроке | |||
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
Коллективная оценочная деятельность школьников
На уроках музыки для проверки знания текста и правильности интонирования песен, я использую сольное (групповое) пение учащихся у инструмента. Все остальные учащиеся становятся слушателями-экспертами. Перед ними ставится задача - оценить исполнение одноклассника. Для детей звучит как вопрос: За что бы вы его (ее)похвалили?
Никогда не оценивается правильность выполнения всего задания! Всегда выбирается один из нескольких элементарных критериев, например:
- выполнение правил пения;
- чистота интонирования;
- знание текста;
- эмоциональность.
Взаимооценка – важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
«Взаимопроверка»
На своих уроках я использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.
Успешно используется для оценки тестовых заданий.
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты. Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, группы). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
«Главное «оружие» музыкального педагога - похвала.
Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка
радость и уверенность в своих силах.»
(Б.С.Рачина.)
ИСТОЧНИКИ:
- http://festival.1september.ru/articles/416200/
- http://www.proshkolu.ru/user/olganikina/blog/430462
- http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part16-134.php
- http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2011/12/25/kriterii-otsenok-na-urokakh-muzyki
- http://collegy.ucoz.ru/publ/49-1-0-15209
- http://infourok.ru/delovaya_igra__priemy_refleksii__na_urokah_muzyki_i_izo-464426.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы используемые на уроках музыки
На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие методы и приемы ТРИЗ и РТВ на уроках музыки....
Статья "Приемы и методы развития творческого мышления на уроках музыки"
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.Творчество по п...
Приемы рефлексии на уроках музыки
Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешн...
Методы и приемы оценивания в современной начальной школе.
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и быть адаптиров...
Методическая разработка "Критериальное оценивание на уроке Музыка 1-4 классах"
Данный материал пригодится для работы как на уроках закрепления знаний, так и на аттестации учсщихся в конце учебного года....
Методическая разработка по теме: "Игровые формы и приемы обучения на уроках музыки".
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жи...
Доклад на педагогическом совете По теме : «Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки»
На уроках предметов эстетического направления (музыка, ИЗО, МХК) на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства в отличие от друг...