Статья "Приемы и методы развития творческого мышления на уроках музыки"
учебно-методический материал по музыке по теме

Шайнурова Зиля Радисовна

                    Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правы учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются. В стаиье отражены основные приемы и методы  работы на уроке для развития творческой активности у обучающихся. 
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приемы и методы развития творческого мышления на уроках музыки

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

           
Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правд учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.

 Музыкальное воспитание детей – важное звено общей системы воспитания, основной задачей которого является разработка и внедрение творческой системы музыкально – эстетического образования. На уроке музыке, как уроке искусства, освоение всех элементов должно проходить в увлекательной форме, приносить учащимся эстетическую радость познания.

Школьная программа “Музыка” нацеливает     учителя на воспитание у школьников музыкальной   культуры   как   части   их общей духовной культуры.    Современный опыт ведения урока в   школе   убедительно   показывает,   что     учитель может быть истинным творцом   только   тогда,   когда   ежеминутно   связывает   неразрывной нитью сыгранное, пропетое или   высказанное   им со   своим   внутренним   миром, со   своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.
          Всякая художественно-педагогическая    задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и,     самое главное,    отождествлена со своим “я”. Этот процесс    сложен, но лишь    его наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Недаром К.Станиславский,   резко   отделявший правду искусства от фальши, писал: “Нет ничего мучительнее   обязанности во что бы   то ни   стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее”.
        Я считаю, что для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная   подготовка   недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.
        Работая   учителем музыки,   я   стремлюсь  вызвать   в детях   и подростках   ясное понимание и   ощущение   того, что   музыка, как все искусства, не просто развлечение, не добавление, не “гарнир” к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой   жизни,   жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.
         Умение слышать музыку   и размышлять о     ней я    воспитываю   в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в  классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит   музыка,   ни один из ребят не должен поднимать   руки. При   этом необходимо,  чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует   дисциплина, а потому, что когда звучит музыка,  только  внимательно   следя   за   ее  звучанием, можно глубоко воспринять ее и по- настоящему понять.
    Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.
        Понимая проблему развития музыкального восприятия, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей   музыке. Только   тогда,  когда дети будут чувствовать и осознавать характер  музыки,    выражать    его    в своей    творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
          Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой     содержится,    что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе,   в    его    сознании, то   есть    то,  что создает   уже   его   собственное   творческое воображение. Так,   прослушанное   произведение   рождает   в   нем   сложный   сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия.  К творчеству композитора   и   к   творчеству   исполнителя   присоединяется   творчество слушателя!
         Большое внимание   я   уделяю слову   о музыке,   т.к. значение    словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.
Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, я использую   не   только   вопрос   как   традиционную   форму   общения,   а высказывание-раздумье,   высказывание-проблему,    высказывание-отношение.    Некоторых   учеников трудно    привлечь к    общему    разговору на   уроке. Самолюбие,   порой   болезненно проявляющееся   в   подростковом  возрасте,    сковывает   таких   ребят,   они   стесняются выражать   свои  мысли,  боясь  выглядеть  неловкими и  смешными.  Я  отношусь  к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке.
      Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке.

      Для  меня  важно  не  только  содержание,  но  и  интонации  речи  ученика.  Речевая интонация,  тесно    связанная     с      проявлениями    психической  жизни   ребенка,   дает возможность   услышать   много  интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи   -  восхищении,   радости,   равнодушии,   раздраженности   выражается   отношение ребенка к музыке,   к   нравственной   проблеме.   Очень   важно   наблюдать  за развитием образности и     интонационной        выразительности речи ученика на уроке.   Это один из обширнейших источников познания творческой деятельности детей.
       
Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и  склонностей    присутствует на   моих      уроках.   Это ведение “Дневника музыкальных впечатлений”, где дети отражают свои размышления. Дети его заводят со второго   класса. В начале, чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, я даю им план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении.
        Также я даю возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние    задания способствуют появлению интереса    к урокам музыки. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б.Окуджавы:

Каждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить.

Именно так происходит процесс творчества.
         И как  бывает    неожиданно и   трогательно для семиклассников    на   их последнем уроке, когда я показываю сохранившиеся у меня их творческие работы: эскизы костюмов героев балета И.Стравинского “Петрушка”, рисунки, в которых дети запечатлели “Рассвет на Москве-реке”, “Тачанку”, “Монтера”,“Перепелочку”. Сколько эмоций!

            Еще один из наиболее важных приемов развития творческого мышления на уроке музыке    –     прием освоения песни.   Освоение       детьми       способов  выражения своей

индивидуальности    в    исполнительской    деятельности    должно проходить в процессе накопления и  “проживания”   ими разнообразных  эмоциональных состояний, постоянная
“тренировка” которых и дает новое   качество -  развития  их как творческой культурной и духовной личности.
            Среди разнообразных      творческих заданий   в вокально-хоровом музицировании можно назвать    следующие:   выразительное произнесение     текста разучиваемой песни, приближающееся     к     музыкальному    интонированию,    как   бы   ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической   интонации с  мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого    опыта   детей на различные формы    музицирования;    сочинение подголосков; окружение разучиваемой песни “веером” сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей    обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации   данной    песни;   активное   включение    в    игровые   ситуации, в   диалоги - музыкальный “разговор”;    сопоставление    мелодий,    отдельных  музыкальных  фраз на основе интонационного постижения.   Наилучший прием, когда    дети, “проживая”  текст песен рождают,    созидают, творят    свои варианты    мелодий, часто приближающихся  к авторскому замыслу. Порой у детей возникают достаточно оригинальные художественные решения.
             Как приятно, когда дети хотят поделиться со мной своим творением - песней. Или даже желая     спеть ее    перед классом. Не стесняются четвероклассники    просолировать сочиненные на школьные темы частушки.
             Большую творческую радость доставляют мне подготовки и    проведения уроков- концертов (особенно практикую это в 4-5-6 классах).    Детям нравится    такая форма. Мы приглашаем родителей, учителей стать очевидцами совместного творчества.

ИМПРОВИЗАЦИЯ.

          Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит  к детям, все   его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь    импровизационность как    принцип    работы с учащимися последовательно реализуется во    всех    формах    общения      учителя,    детей и музыки. А    вот, ценность импровизации как методического    приема    в работе с     детьми -   не в умении создавать музыкальные     конструкции, а    в   потребности,    готовности   к   выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления.
           Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает    весь урок,         всю   музыкальную    деятельность школьников: в ответе на поставленный        вопрос,      в    пластическом     интонировании,    в    инструментальном музицировании, в      драматизации.       Высшим проявлением педагогического мастерства является импровизационный способ ведения урока - урока,   свободного от штампа.
        Вокальная импровизация - другая сторона творческого развития школьников. Импровизации могут   быть и ритмические,    и связанные с исполнением     (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т.д. -     такого    рода  приемы импровизирования также достаточно широко распространены.
         Активизация творческой фантазии и творческой    деятельности    учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя,   от  уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической   подготовки.
ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ.

            “Пластическое интонирование”-     это    один из способов,     одна из возможностей
“проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест,    движение,     пластика обладает    особенным    свойством обобщать    эмоциональное    состояние.    Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые    бы    выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.  

          Иногда    пластическое интонирование возникает спонтанно (от “переизбытка” чувств), но, зная неразрывность музыкальной и    пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят       воспринимать        музыку не только слухом,  но и с помощью музыкально-ритмического движения.
          Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают.    Поэтому    лучше ограничиваться    только    намеками    и   подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.
       На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки движением, жестом - “пластическим интонированием”. Это помогает ребятам ощутить протяженность   фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер  того или    иного произведения, показать особенности    развития,  развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.
        Исполнение музыки движением дает учителю увидеть,  как   слышит музыку каждый ученик. В то же      время исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”.    Когда меняется характер музыки,     моментально видно,    насколько чутко уловили эти  изменения дети,   а значит, насколько они были внимательны.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ.

         Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель      призывает в союзники интерес, когда дети    заражаются жаждой       знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и   вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в      обучении неразрывно связан с  чувством     удовольствия и радости, которое доставляют    человеку    работа и    творчество.    Интерес  и    радость    познания необходимы, чтобы дети были счастливы.
          Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой    ученик    действует    активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном   отношении    учащихся к делу, их     непосредственном     участии в “создании” музыки пробуждается интерес к искусству.
      Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных     инструментов      и        их использование в       процессе работы    с учетом возможностей учеников и их возраста.
       Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.
          Приобщая детей к музыке через    инструментальное музицирование, содействовать их творчеству,       необходимо        помнить   следующее: ученик действует так,      как ему подсказывает      его      музыкальная     интуиция; учитель помогает выбрать музыкальный инструмент,      соответствующий     стилю и музыкальному образу произведения; учитель помогает ученику найти прием исполнения.

           Я думаю,     что игра    на     инструментах     -     интересная    полезная музыкальная деятельность детей. Это     позволяет     украсить жизнь    ребенка,   развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству.    В процессе обучения     игре на     инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается     самостоятельность в  действиях ребенка, его внимание и организованность.
            Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты,    фестивали, утренники, конкурсы, КВНы и т.д.     Традиционными     стали праздники: “Новый год”,    “Последний звонок”, “Встреча школьных друзей”, “Выпускной вечер”.
            Ведь         задача   не только урока музыки, но и школы - средствами музыкального искусства               воспитывать         и развивать  у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном,   расширять их     знания,    воспитывать высокий

художественный вкус. Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Д.Кабалевский “Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы” Москва, “Просвещение”, 1980.

2. Д.Кабалевский “Музыка в 4-7 классах” Москва, “Просвещение”, 1986.

3. Д.Кабалевский “Воспитание ума и сердца” Москва, “Просвещение”, 1981.

4. Под ред. А.Петровского “Психология. Словарь”, Москва, “Политиздат”,
1990.

5. Д.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” Москва, “Просвещение”,
1989.

6. “Музыка в школе №1 1990”, Москва, “Просвещение”.

7. “Музыка в школе №2 1990”, Москва, “Просвещение”.

8. “Музыка в школе №4 1990”, Москва, “Просвещение”.

9. “Музыка в школе №1 1991”, Москва, “Просвещение”.

10. “Искусство в школе №2 1994”, Москва, “Искусство в школе”.

11. “Искусство в школе №4 1995”, Москва, “Искусство в школе”.

12. “Искусство в школе №6 1995”, Москва, “Искусство в школе”.

13. Б.Брылин “Вокально-инструментальные ансамбли школьников”, Москва,
“Просвещение”, 1990.

14. Под ред. Л.Дугановой “От творчества методиста к творчеству учителя”,
Москва, НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.

15. О.Нечаева “Программа “Музыка” ч.1,2 ”, Серпухов, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления на уроках музыки

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

"Методы и приёмы развития творческих способностей на уроках музыки в начальных классах"

    Используемые на уроках музыки творческие задания, делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формируют эмоционально положительное отношение к...

Педагогическая статья "Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения".

В данной статье представлен опыт педагогической деятельности по теме самообразования....

Презентация на тему:"Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения"

Краткий обзор способов работы над развитием творческого мышления в системе РО Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова по учебнику Е. И. Матвеевой....

Формы и методы развития логического мышления на уроках математики у младших школьников

Я работаю учителем начальных классов в сельской школе, где в основном дети со средним уровнем обучаемости и обученности.   Работаю по государственной программе Министерства образования и нау...