Приемы рефлексии на уроках музыки
статья по музыке на тему
Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Данный материал познакомит вас с различными приемами рефлексии на уроках музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_refleksii_na_urokakh_muzyki.doc | 116 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Приемы рефлексии на уроках музыки»
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Классификация рефлексии:
- По функции –личностная, интеллектуальная;
- По цели - эмоционального состояния, деятельности, содержания;
- По форме деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная;
- По содержанию – устная, письменная;
- По типу урока – после усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная, итоговая;
- По способам проведения – анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.
Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.
Такая рефлексия отражает человеческую сущность:
физическую (успел – не успел, легко – тяжело),
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.
Приёмы рефлексии на уроках музыки
Карта самооценки вокально-хоровой работы
обучающегося______ класса______________________
№ п/п | Критерии оценки | Очень хорошо | Хорошо | Плохо |
1 | Знаю текст песни | |||
2 | Правильно исполняю мелодию | |||
3 | Умею петь в ансамбле | |||
4 | Могу исполнить песню самостоятельно | |||
5 | Исполняю песню выразительно | |||
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
Карта самооценки музыкальной викторины
обучающегося______ класса______________________
№ п/п | Критерии оценки | Да | Нет |
1 | Правильно определил фамилия, имя композитора | ||
2 | Определил название произведения | ||
3 | Определил эпоху | ||
4 | Определил жанр произведения | ||
5 | Точно определил образное содержание произведения | ||
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
Карта самооценки слушания и анализа музыкального произведения
обучающегося______ класса______________________
№ п/п | Критерии оценки | Да | Нет | Затрудняюсь |
1 | Внимательно слушал произведение | |||
2 | Смог точно определить средства музыкальной выразительности | |||
3 | Правильно определил форму произведения | |||
4 | Точно определил характер музыкального произведения | |||
5 | Определил музыкальный образ произведения | |||
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
Карта самооценки по видам деятельности на уроке
обучающегося______ класса______________________
№ п/п | Критерии оценки | Очень хорошо | Хорошо | Плохо |
1 | Слушание, анализ произведения | |||
2 | Вокально-хоровая работа на уроке | |||
3 | Игра на музыкальных инструментах | |||
4 | Участие в музыкальной игре | |||
5 | Пластическое интонирование | |||
6 | Выполнение творческого задания | |||
7 | Познавательная активность на уроке | |||
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
«Лист самоконтроля»
Ведется на протяжении всего урока.
Фамилия, имя ученика_____________________________
№ | Вид задания | Отметка |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
Итоговая оценка |
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с творческой работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, группы). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
«Я» 0________10
«Мы» 0________10
«Дело» 0________10
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
интересно | работал | понял материал |
скучно | отдыхал | узнал больше, чем знал |
безразлично | помогал другим | не понял |
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
«Синквейн» 1 строка – тема или предмет (одно существительное): ___________________ |
«Плюс – минус – интересно»
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на «+», «-», «?» или индивидуально письменно.
«+» | «–» | «?» |
|
|
|
В графу «+» записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу «–» обучающиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным.
В графу «интересно» (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
«Карта настроения»
1.В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
2. Проходя мимо доски, на нотном стане приклеить нотку, цвет которой показывает с каким настроением вы пришли на урок. По окончанию урока приклеить нотку, цвет которой показывает, с каким настроением вы уходите с урока.
Соответствие цветов настроению:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
3. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.
«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных станах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«График»
Учащимся предлагается начертить в течение урока график
- изменения их интереса;
- уровня познания,
- личной активности.
«Книга отзывов»
Посетители записывают в эту книгу свои отзывы от увиденного, выражают в ней свои мысли и эмоции. Представьте, что у каждого из вас эта книга в руках, чтобы вы написали там по окончании нашей музыкальной экскурсии?
Закончите (устно или письменно) некоторые из предложений
1).А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .
2).Больше всего мне понравилось_________ .
3).Самым интересным сегодня на уроке было_______
4).Самым сложным для меня сегодня было_________
5).Сегодня на уроке я почувствовал______________
6).Сегодня я понял____________
7).Сегодня я научился_________
8).Сегодня я задумался_________
9).Сегодняшний урок показал мне___________
10). На будущее мне надо иметь в виду_______
(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)
Короткая беседа в конце урока:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что мы для этого делали?
- Что у нас получилось хорошо?
- Что нам пока не удается?
Если перед уроком на доске были записаны цели вопросы могут быть иными.
- Что мы делали для достижения поставленных целей?
- Довольны ли мы результатом?
- Можно ли это было сделать иначе?
- Какой вариант лучше?
- Где нам пригодится это умение?
«Оценочный лист»
Выполнил ли я то, что задумал?
Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?
Всё ли получилось так, как я задумывал?
Что было сделано хорошо?
Что было сделано плохо?
Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?
Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?
SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно он работал.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"
Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия
Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....
Приемы рефлексии на уроках
Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие яв...
Виды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Материал содержит теоретическое обоснование использования различных приемов рефлексии на уроках в начальной школе, Также описаны приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния, рефлексии деяте...
Выступление над педсовете "Приемы рефлексии на уроке"
Ввыступлении описаны основные приемы ивиды рефлексии....
приемы рефлексии на уроке
Приемы рефлексии на уроке 1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я...
Приемы рефлексии на уроках в начальной школе
Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать ...