Презентация и конспект урока музыки
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

урок исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация341.5 КБ
Microsoft Office document icon конспект780.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок музыки

Слайд 2

Урок-исследование "Поздняя осень"

Слайд 3

"Есть в осени первоначальной Короткая и дивная пора..."

Слайд 4

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) родился в семье горного инженера. Мать будущего композитора хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у мальчика рано. В пять лет он начал играть на фортепиано, а в восемь уже читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Но по настоянию родителей Чайковский поступил в училище правоведения и после его окончания служил в Министерстве юстиции. Однако тяга к музыке оказалось сильнее. Чайковский окончил в Петербурге консерваторию с серебряной медалью, позднее преподавал в Московской консерватории, сочинял музыку, дирижировал.

Слайд 5

Физкультминутка

Слайд 6

"Золотая осень" "Поздняя осень"

Слайд 7

Осыпается весь наш бедный сад Листья пожелтевшие, по ветру летят Лишь в дали красуются – там на дне долин Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Слайд 9

Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеет защитица. Если будут унечтожены они, На планете мы останемся одни!

Слайд 10

Абанькина Наталья Николаевна Учитель начальных классов МОУ «Лицей №1» Первой квалификационной категории Стаж работы – 36 лет



Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка

Музыка 

урок-исследование

3 класс

учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1»

Абанькина Наталья Николаевна

Тема урока“Поздняя осень”                               

Цель: углубить понимание художественного образа времени года – поэтического, музыкального и живописного, расширить нравственно – эстетическое восприятие родной природы и воспитывать бережное к ней отношение.

Задачи:

Образовательные

  • Формирование эстетических и нравственных переживаний учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе.
  • Формировать представление о сходстве и различие произведений искусств, пронаблюдать за процессом развития музыки, характером каждого произведения искусства их окраской.

Развивающие

  • Развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения попевок и песен, развитие ладового чувства при формировании представлений о выразительности минора и мажора.
  • Развитие ритмического чувства и творческих способностей школьников.
  • Развитие навыков восприятия музыкального произведения и художественных картин. В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический, ладовый слух, развивать умения анализировать, сравнивать.

Воспитывающие

  • Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
  • Обогатить духовный мир детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Звучит музыка “Берегите лес” И.В. Другова. Распевание.

Здравствуйте ребята,
Здравствуйте учитель,
Прозвенел звонок, добрый день.
Добрый день!
Начался урок, добрый день!
Добрый день!

II. Артикуляционная гимнастика.

  • Покусать кончик языка.
  • Надуть щеки.
  • “Почистим зубки”.
  • Пощелкаем языком (по высотности).
  • Губы трубочкой, рисуем круги.

III. Занимательная гимнастика.

  • Надуваем насосом колесо – на звук “с”.
  • Сдуваем шар на звук “ш”.
  • Изобразим, как звенит звонок.
  • Сдуть пушинку “п”.
  • Удивление на звук “а”.
  • Улыбаемся на звуки “и”, “у”.

IV. Вокальные упражнения на гласные “а”, “о”, “у”, “и”

V. Объявление темы урока.

Тема урока на доске закрыта рисунком.

Ребята, вы узнаете тему урока, если внимательно послушаете стихотворение и поймете о чем оно.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все-простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц неслышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

– О чем это стихотворение?
– Об осени.
– О какой осени?
– Ранней.
– А какая сейчас осень?
– Поздняя.
– Чем ранняя осень отличается от поздней?

– Давайте и мы с вами попробуем “услышать и увидеть” осень, о которой сочинил свою пьесу П. И. Чайковский. (Показать портрет композитора.) Вспомните его, и расскажите о нем.

VI. Слушанье музыки

Звучит “Осенняя песня” П. И. Чайковского из его музыкального цикла “Времена года”.

– Послушайте музыкальное произведение и ответьте на вопрос: если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали музыку?
– Желтые, коричневые, темноватые.
– У какого времени года есть такие краски?
– У осени.
– Что вы почувствовали, пережили, слушая музыку?
– Небо темное, вся природа плачет, увядает, холодновато.
– Что хотел передать этой музыкой П. И. Чайковский?
– Тишину осени, задумчивость природы.
– Сравните прослушанную музыку со следующим стихотворением.

Скучная картина!..

Скучная картина! Тучи без конца.
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном.
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!

– Какими словами поэт говорит об осени?
– Соответствуют ли друг другу музыка и стихотворение?
– Похоже ли они по окраске?
– Кто знает стихи об осени?

VII. Анализ произведения.

– Какой характер, настроение музыки?
– Печальный, грустный, тоскливый, плачущий.
– Какой музыкальный лад произведения?
– Минорный.
– Что выражает музыка?
– Грусть, печаль, уныние человека от увядания природы, чувства человека.
– Что изображает музыка?
– Шуршание листьев, их полет, капельки дождя, ветерок.
– Громко или тихо звучит музыка? Какая динамика? Почему?
– Тихо, природа грустит, она наблюдает за своим увяданием, за своей прощальной красой.
– Что удобно делать под эту музыку: петь, танцевать или маршировать?
– Петь.

VIII. Сопоставление картин и музыки.

Для сравнения предлагаются две картины: “Золотая осень” и “Поздняя осень”/

– Осенние пейзажи русской природы привлекали не только композиторов, но и художников. Рассмотрите внимательно картины и скажите:

– Какие краски использовал художник?
– Что изображено на переднем плане картины, на заднем плане?
– Музыкальна ли картина?
– Какие звуки слышны?
– Какая изображена осень, поздняя или ранняя?
– Какая из этих картин соответствует услышанной нами музыки?

Вывод: Картина не специально была написана для музыки и музыка не была написана по картине. Художник по-своему увидел природу осени, так же, как и композитор П.И. Чайковский, заметил эти явления природы, прочувствовал их и изобразил эти звуки в прекрасной песне “Осенняя песнь”.

IX. Исполнение песни «Скворушка прощается»

Выразительное пение. Пропевание гласных. Окончание слов “закрыто”. Музыкально-ритмические движения. 

Осыпается весь наш бедный сад
Листья, пожелтевшие, по ветру летят
Лишь в дали красуются – там на дне долин
Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Учащиеся изображают движениями это стихотворение.

– Трудно ли приходиться животным и птицам осенью?
– Что мы должны сделать, чтобы помочь им?
– Если мы будем им помогать, то весной снова будем наблюдать красоту и величие природы?
– Кто знает стихотворение о защите природы?

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

Вывод. Если заботливо относиться к природе сегодня (осенью, зимой) – завтра (весной, летом) она даст нам свои плоды, подарит нам свою красоту.

X. Итог урока Хотелось призывать всех маленьких детей и взрослых пап и мам задуматься о красоте природы и попросить всех людей на земле оберегать природу своего края.

. Рефлексия

-Что нового узнали?

-Для чего пригодятся вам новые знания?

- Какое у вас настроение после завершения урока?

-Назовите самых активных участников урока.

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки с презентацией по теме "Древнейшая песнь материнства" в 3 классе (УМК Е.Д. Критская)

представлен конспект открытого урока музыки в 3 классе по учебно-методическому комплекту Е.Д.Критская. к уроку прилагается презентация. урок по типу комбинированный.номер 2 в разделе "О России петь, ч...

урок музыки "Музыкальный театр. Опера." презентация и конспект урока, 2 кл, Критская

в папку включены презентация по теме "Музыкальный театр. Опера.", конспект урока к презентации, слова разучиваемой песни, теоретический материал, который надо выучить...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...

Конспект урока музыки в 1 классе Тема: Музыка утра, разработчик :Карпец Екатерина Александровна (урок – игра)

Урок в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкальн...