Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему "Театр музыкальной комедии"
методическая разработка по музыке (4 класс)

Никитин Павел Валерьевич

Музыкальная комедия является одной из самых доступных форм для восприятия музыкального творчества. Она даёт возможность людям из разных слоёв общества и разного мировосприятия приобщиться к музыкальному искусству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_muzykalnoy_komedii.docx46.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 235 им. Д.Д. Шостаковича с углублённым изучением отдельных учебных предметов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока музыки в 4 классе

тема: «Театр музыкальной комедии»

раздел: «В музыкальном театре»

Выполнил

Никитин Павел Валерьевич

учитель музыки

Санкт-Петербург 2020


Введение

Сегодня многообразие музыкально-творческой деятельности, предназначенной для сценического представления зрителю очень обширно. Музыкально-театральное творчество является ареной экспериментирования, порождающего новые идеи и формы музыкально-театральных представлений, активными творцами которых выступают не только композитор, режиссер, дирижер или артисты, но и инженерно-технические и декораторские театральные службы.

Интерес публики к музыкальному театру, гарантирующий наполняемость залов, коренится в особой роли театральности в современной культуре. Это связано с тем, что, как и драматический, театр музыкальный – это, прежде всего зрелище, роль которого в жизни человека весьма велика. Причина тому, развлекательная сущность музыкального театра, выполняющего релаксационную функцию. В максимально напряжённом поле жизнедеятельности современного человека, значение этой функции неизменно возрастает.

Комедия, как произведение сценического искусства, возбуждает смех у зрителя. Она позволяет взглянуть на обычные явления с новой, непривычной точки зрения, проявляет дополнительные смыслы и контексты, активизирует не только эмоции зрителей, но и их мысль. «Комедия – это свобода» – свобода от того, над чем смеёшься. С другой стороны основа комедии, как и любого другого жанра — крепкая история с настоящим конфликтом и убедительными персонажами. Проблемы, с которыми сталкиваются герои комедии, вовсе не иллюзорные. Этот жанр серьезен. Ничего не выйдет, если персонаж знает, что он смешной, до того, как аудитория сама решит, что это так. Его проблемы могут выглядеть абсурдно, но герой переживает их вполне искренне — и это подключает нас к истории. Комедия позволяет нам, с некоторого расстояния, посмеяться над своими же бедами, травмами и неудачами, предлагает другой взгляд на события, которые в свое время могли казаться нам концом света. Личные драмы и переживания, может быть, лучший источник для этого жанра.

Музыкальная комедия в свою очередь является одной из самых доступных форм для восприятия музыкального творчества. Она даёт возможность людям из разных слоёв общества приобщиться к музыкальному искусству.

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Никитин Павел Валерьевич

ГБОУ средняя школа №235 им. Д.Д. Шостаковича Адмиралтейского района

Предмет: Музыка 

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 4

Тип урока: комбинированный

Образовательные технологии, методы, приемы:  элементы технологии проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия), наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, метод создания художественного контекста, метод инсценировки, практический метод, метод сравнения, метод диагностики.

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, аудиоматериалы, видеозапись, дидактический материал (программка).

Методическое обеспечение, ресурсы:

1. Сергеева Г.П., Музыка: 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина, М.,Просвещение, 2018.

2. Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2019.

3. Критская, Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 классы: Пособие для учителя/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002.-207 с.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

5. https://pedsovet.org/publikatsii/muzyka/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya----na-urokah-muzyki

6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/2383/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F

7. https://multiurok.ru/blog/mietody-i-priiemy-obuchieniia-na-urokakh-muzyki.html.

Тема года

(тема раздела)

В музыкальном театре

Тема урока

Театр музыкальной комедии

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Выявление причин популярности музыкальной комедии.

Создание условий для выявления учащимися причин популярности музыкальной комедии.

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1. На основе различных определений понятия «комедия» сделать вывод о сущности этого понятия.

2. Ознакомиться с новым музыкальным жанром оперетты и определить принципиальное отличие с уже известным жанром опера.

3. Прослушать вальс из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, проанализировать и, раскрывая образный замысел произведения, выявить причины эмоционального воздействия вальса на слушателей.

4. Прослушать песню Элизы «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и на основе анализа музыкального фрагмента и фрагмента текста песни срежиссировать ситуацию, предшествующую эмоциональному настроению героини в песне.

5.Опираясь на содержательный материал урока, собственный анализ музыкальных фрагментов, сделать вывод о причинах популярности музыкальной комедии. 

Воспитательные – содействовать достижению личностных результатов:

  • формированию ценностного отношения учащихся к понятию «комедия» как к неотъемлемой части музыкального театра и выявлению причин популярности музыкальной комедии;
  • укрепить умение использовать жизненно – музыкальный опыт в процессе знакомства с музыкой;
  • развитию музыкально-эстетического чувства, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству;
  • формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия театрального творчества композиторов, знакомство с изречением народного артиста СССР Е. Леонова о комедии;
  • выражению личностного отношения к музыкальным произведениям через творческую активность в музыкально-прикладной деятельности.

Развивающие – способствовать достижению метапредметных результатов (УУД):

  • интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
  • коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в организации и участии в музыкально-творческой деятельности);
  • культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);
  • рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в учебном процессе).

Образовательные – обеспечить достижение предметных результатов:

  • расширить представления учащихся о музыкальном театре;
  • способствовать освоению понятия «музыкальная комедия»;
  • ознакомить с жанром оперетты, способствовать актуализации у обучающихся представлений о жанре мюзикл;
  • ознакомить с музыкой вальса из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса и песни Элизы «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу;
  • выявить отличия оперного академического пения от пения в мюзиклах;
  • содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-творческая практика).

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

(1 минута)

Методы: побуждающего диалога.

Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку, посмотреть друг на друга, улыбнуться и подарить частичку своего хорошего настроения другому.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность).

  1. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания)

(5 минут)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), подводящего диалога, практические методы диагностики (блиц-викторина)

Учитель объявляет о заключительной теме главы «В музыкальном театре». Рассказывает о форме урока в виде виртуального путешествия в музыкальный театр.

Для того, чтобы определить какой театр обучающиеся «посетят» педагог предлагает пройти блиц-викторину по изученному материалу всего раздела.

За каждый правильный ответ обучающиеся получают от преподавателя  букву от названия жанра.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы викторины.

Закрепление знаний изученного учебного материала.

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение

работать во взаимодействии с классом и учителем).

  1. Постановка учебной задачи (формулирование темы урока, целеполагание)

(5 минут)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога.

Подводит учащихся к формулированию темы урока:

1. Предлагает учащимся поразмышлять о сущности понятия «комедия». Зачитывает несколько определений понятия «комедия».

2. Посредством подводящих вопросов помогает школьникам сформулировать тему урока (запись на доске, в программке у ученика);

3. Посредством побуждающего диалога выносит на обсуждение цель и задачи (запись на экране проектора).

1. Выражают своё мнение. Заслушивают определения, предложенные учителем.

2. Отвечая на вопросы, формулируют тему урока.

2. Осмысливают и принимают цель и задачи урока.

Знакомство с определениями понятия «комедия».

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия);

коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса).

  1. «Открытие» учащимися новых знаний

(25 минут)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, практический метод (анализ фрагментов музыкальных произведений), метод ассоциаций, метод создания художественного контекста, метод инсценировки.

Технологии: элементы технологии проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия)

1. Для погружения детей в театральную атмосферу, педагог рассказывает ученикам о Вене – столице Австрии, о музыкантах, композиторах, показывает изображения улиц города, Венского оперного театра и Венской народной оперы.

2. Предлагает задание обучающимся в виде определения по изображениям музыкального спектакля. Каждый правильный ответ раскрывает часть слова, таким образом учащиеся узнают новое понятие «оперетта».

3. Рассказывает ученикам о жанре оперетта. Предлагает прослушать музыкальный фрагмент одной из известнейших оперетт И. Штрауса. Организует анализ услышанного с помощью фасилитированной дискуссии для выявления образного и содержательного смысла произведения. Алгоритм дискуссии:

  • Выявление главного настроения.
  • Определение средств музыкальной выразительности.
  • Рассмотрение особенностей развития художественного образа.
  • Выявление главной идеи произведения.
  • Понимание позиции автора.
  • Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

4. Для более глубокого погружения учащихся в образное содержание музыкального фрагмента выводит на экран проектора несколько изображений, просит учеников рассмотреть их и определить какое из изображений больше подходит под услышанную музыку и почему? После чего объявляет название прослушанного музыкального фрагмента и просит учеников записать его название в свою программку.

5. Спрашивает учеников о уже известном им жанре мюзикле, об известных им образцах этого жанра. Предлагает прослушать фрагмент из мюзикла Ф Лоу, который успешно ставился в более 20 странах мира, в том числе и в России и ответить на вопросы: кто исполняет этот вокальный номер? с каким настроением героиня пропевает текст? Обратить внимание на то, что манера пения в мюзикле отличается от оперного пения.

6. Выучить с детьми мелодию со словами первого музыкального предложения.

7. Опираясь на фрагмент текста песни предлагает детям побыть в роли сценаристов, а потом и актёров, придумать ситуацию, предшествующую такому настроению героини и обыграть её. Окончанием мезансцены послужит исполнение выученного музыкального предложения. После чего просит учеников записать название прослушанного фрагмента в свою программку.

8. Рассказывает о площади искусств и театре музыкальной комедии в Санкт-Петербурге. О его важной миссии в годы Блокады.

1. Заслушивают рассказ учителя, расширяют представления о музыкальном театре.

2. Решают творческое задание. Выявляют новый термин «оперетта»

3. Знакомятся с понятием оперетта. Слушают вальс из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, анализируют и включаются в обсуждение услышанного в рамках фасилитированной дискуссии

4. Рассматривают изображения, выведенные на экран проектора нескольких изображений известных художников, проводят аналогию с услышанным музыкальным фрагментом.

5. Отвечают на вопросы учителя. Слушают Песню Элизы «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу. Определяют отличия оперного пения с пением в мюзиклах.

6. С помощью педагога учат музыкальный фрагмент из Песни Элизы «Я танцевать хочу».

7. Выполняют творческое задание по группам.

8. Слушают рассказ учителя, осознают роль и значение работы театра музыкальной комедии в годы Блокады.

Расширение представлений о музыкальном театре.

Освоение понятия «оперетта», актуализация представлений о мюзикле. Ознакомление с музыкой вальса из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса и песни Элизы из мюзикла «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу.

Закрепление навыка художественного анализа произведений с выходом на авторский замысел.

Выявление отличий академического оперного пения от пения в мюзиклах.

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в организации и участии в музыкально-творческой деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, развитие умения координировать

свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт);

познавательные (умение анализировать текст песни с целью выявления художественного посыла музыкального фрагмента; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);

личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку,

проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия театрального творчества композиторов,

эмоциональная отзывчивость на музыку, выражение личностного отношения к музыкальным произведениям через музыкально-творческую деятельность).

  1. Подведение итогов по теме урока (личностные результаты)

(7 минут)

Методы: подводящий диалог, метод сравнения.

1. Просит ответить на несколько вопросов:

С каким новым жанром познакомились?

Какие музыкальные фрагменты прослушали?

Как жизненный посыл несёт в себе прослушанная музыка слушателям?

2. Предлагает учащимся сформулировать выводы по теме.

3. В заключении приводит полную цитату Е. Леонов из его книги «Письма сыну»: «Я люблю комедию за демократичность, за стремление и возможность врачевать пороки общества и человека; за то, что комедия вселяет в человека веру в нравственный идеал, ибо, высмеяв зло, мы открываем в себе силу преодолеть его».

1. Подводят итог урока. Отвечают на вопросы учителя.

2. Делают выводы о том, в чем заключается популярность музыкальной комедии, сопоставляют эти выводы с цитатой Е. Леонова из его книги «Письма сыну».

Расширение представления о значении комедии в жизни человека.

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса);

познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать);

личностные (ценностное отношение учащихся к понятию «комедия» как к неотъемлемой части музыкального театра и выявление причин популярности музыкальной комедии; интерес к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия театрального творчества композиторов, знакомство с изречением Е. Леонова о любви к комедии;

выражение личностного отношения к музыкальной комедии, через сопоставление своих выводов с цитатой Е. Леонова).

  1. Рефлексия (осознание учащимися качества своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка)

(1 минуты)

Метод: письменной диагностики (заполнение нотного стана нотами-настроения).

Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока и  настроение по окончанию урока. Личные результаты оцениваются по восьмибальной системе: от «ми» 1 октавы  до «ми» второй октавы.

В зависимости от настроения штиль ноты либо смотрит вниз (минорное) либо вверх (мажорное).

Заполняют нотный стан соответствующими настроениям нотами.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе);

личностные (осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре).

  1. Домашнее задание

(1 минута)

1. В программке концерта написать о своих впечатлениях на каждый музыкальный фрагмент.

2. Придумать название своего театра музыкальной комедии и дописать его на титульном листе программки.

3. Нарисовать иллюстрацию к музыкальному фрагменту, который больше всего понравился (по желанию к каждому фрагменту).

Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.

Закрепление изученного материала посредством творческой деятельности.

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия);

личностные (выражение своего отношения к изученному на уроке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  хар...

Методическая разработка урока музыки 1 класс

Тема урока: «Портреты запели и заговорили»Цель: Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.Задачи: 1. Развивать умение определять жив...

Методическая разработка урока музыки 4 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Разработка урока "Звать через прошлое к настоящему" составлена на высокохудожестенных образцах русской культуры (кантата С.Прокофьева, картина П.Корина, фильма С.Эйзенштейна) с целью духовно...

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Методическая разработка урока музыки в 1 классе на тему "Музыкальный портрет"

Конспект урока, презентация, музыкальный материал....

Методическая разработка урока музыки 1 класс по теме:" Край в котором ты живёшь."

Методическая разработка урока музыки 1 класс по теме:" Край в котором ты живёшь."...

Методическая разработка урока музыки в 3 классе по теме: Современные музыкальные исполнители

В ходе данного урока учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных современных исполнителей в разных жанрах: фольк, поп, эстрада...