Методическая разработка урока музыки для 3 - го класса по теме: "Увертюра к опере Руслан и Людмила"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Чухнова Ильсия Раифовна

Методическая разработка урока музыки для 3 - го класса по теме: "Увертюра к опере Руслан и Людмила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_glinki.docx76.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Русский композитор – классик: М. И. Глинки увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию первоначальных представлении об увертюре к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Задачи:

Дидактические:

- формировать знания о жизни и творчестве М. И. Глинки;

- формировать умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к опере «Руслан и Людмила»;

Развивающие:

- развивать умение осознавать учебно – познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию;

- развивать умения запоминать информацию и применять её в работе, оценивать свою деятельность;

- развивать умения слушать и слышать других, вступать в диалог с учителем; умения работать в группе, в паре; выражать свою мысль;

Воспитательные:

- воспитывать любовь к музыке;

- воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

Планируемые результаты

Предметные:

- знают о жизни и творчестве М. И. Глинки;

- умеют воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к опере «Руслан и Людмила»

Метапредметные:

познавательные: осознают учебно – познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию;

регулятивные: умеют запоминать информацию и применять её в работе; умеют оценивать свою деятельность;

коммуникативные: умеют слушать и слышать других, вступать в диалог с учителем; умеют работать в группе и паре; выражать свою мысль

Личностные:

- проявлять любовь к музыке;

- осознают важность слушательской культуры;

- объективно оценивают свои достижения на уроке

Ресурсы урока: презентация, проектор, ноутбук, раздаточный материал, аудиоматериал, наглядности

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Организа - ционный этап

- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ильсия Раифовна и урок музыки у вас проведу я.

Приветствуют друг друга

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

- Мне приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.

- проверка готовности у уроку.

- Ребята, всё ли у вас готово к уроку? Ручки, тетради? Уберите ненужное с парт. Хорошо!

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1.        Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь дан ребус. Давайте его решим. Какой ответ? Правильно (опера). А чья? (М.И. Глинки)

Ответы детей

КУУД

2.        Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. Какую мы цель себе поставим? Как думаете, что мы будем делать? Цель – познакомиться с увертюрой к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

- Да, верно, а тема нашего урока «Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Ответы детей

КУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1.        Объяснение темы урока.

- Ребята, сейчас я вас познакомлю с композитором оперы Руслан и Людмила

Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после смерти бабушки.

Давайте это запишем. Также запишите в скобках годы его жизни (1804–1857).

Сколько лет жил Глинки? Верно, 53.

С раннего детства Михаил был убеждён, что посвятил жизнь музыке. Судьба музыканта была известна с самого детства. Ещё будучи маленьким ребёнком, он учился игре на скрипке и фортепиано. После того, как Михаил усвоил первые азы в искусстве, его отдают на воспитание в Санкт – Петербургский пансион. Глинки берёт уроки у великих музыкальных педагогов. Именно здесь происходит знакомство будущего композитора с Александром Пушкиным. Между ними завязываются крепкие дружеские отношения, которые длятся до самой смерти великого поэта.

У Глинки была заветная мечта – написать русскую оперу. И он её написал, это была его первая опера, а называлась она «Жизнь за царя» премьера успешно состоялась. Давайте и это запишем. (Его первая опера – «Жизнь за царя»)

После этого он познакомился со сказкой А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и принялся писать вторую оперу «Руслан и Людмила». Работа над оперой шла около 6 – ти лет. Это давайте также запишем. (Писал оперу Руслан и Людмила около 6 -ти лет)

- А вы знакомы с понятием «Опера»? Что это такое? Для того, чтобы узнать, мы поработаем в парах. На партах у вас лежат карточки под №1. Ваша задача – правильно собрать определение оперы. Работаем сообща, дружно. Давайте проверим. Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.

- Отлично! Запишите определение у себя в тетрадях.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с увертюрой к опере «Руслан и Людмила». Знаете ли вы, что такое увертюра? Увертюра (с франц.- открытие, начало) - оркестровое вступление к опере, балету, подготавливающее слушателя к предстоящему действию.

Отрывок биографии М. И. Глинки

ПУУД

КУУД

КУУД

ПУУД

РУУД

2.        Восприятие музыки

- Ребята, сегодня мы познакомимся с оперой «Руслан и Людмила». Запишите название оперы.

- Я расскажу вам немного содержание оперы.

На свадебном пиру Руслана и Людмилы два чудовища уносят невесту. Безутешному отцу ничего не остается, как пообещать тому, кто отыщет Людмилу, отдать ее в законные супруги. На поиски отправляются три витязя: Руслан, Ратмир и Фарлаф.

Молодых и отважных воинов ждет много недоброжелателей и помощников на пути. Не все витязи оказались на деле такими отважными, как Руслан.

В смертельном поединке Руслана и Черномора, благодаря волшебному мечу, витязь одерживает победу и казалось бы, вот она победа! Но, коварный злодей заколдовал Людмилу, и девушка спит непробудным сном.

 Руслан отправился вместе с ней и своими преданными друзьями в Киев. Появившись по дворце, отважный воин разрушает чары Черномора, и все гости ликуют, прославляя отважного Руслана и его прелестную невесту Людмилу.

- А теперь прослушаем увертюру к опере, в этом нам поможет видеоролик. Приняли певческую посадку, слушаем внимательно!

- О чем поется?

- Какое настроение передает эта музыка, как развивается? Отлично, а какие инструменты помогают нам определить характер музыки?

- А кто главная героиня в опере Руслана и Людмила? Да ребята, верно главная героиня в опере Людмила.

- А какой вы ее представляете?

- Тогда я вам предлагаю закрыть глаза и представить образ Людмилы.

- Итак какой же вам представилась Людмила?

Прослушивание отрывка из оперы

определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе

КУУД

ЛУУД

ПУУД

3.        Первичное закрепление.

- Давайте узнаем, что вы запомнили. Для этого сыграем в игру «Поле чудес». Вопросы:

  1. М. И. Глинка – великий русский … (композитор)
  2. Когда родился М. И. Глинки? (Родился 20 мая 1804 года)
  3. Сколько лет он писал оперу «Руслан и Людмила»? (Около 6 лет)
  4. Это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра. (опера)
  5. Кто спас Людмилу от Черномора? (Руслан)

- Хорошо, молодцы!

Играют в игру «Поле чудес»

КУУД

4. Музыкально – ритмические движения.

- Вижу, вы устали. Давайте сделаем вместе физкультминутку, а в этом нам поможет видеоролик. Повторяем движения под музыку за мной (Видеоролик)

- Отлично, вы можете сесть на свои места.

Выполняют физкультминутку

5. Распевание.

- Совсем скоро мы начнём изучать новую песню, но перед этим посмотрите на экран: сегодня к нам на урок пришёл гость. Чтобы узнать кто это, давайте разгадаем маленькую загадку:

Летит – жужжит,

Сядет – молчит.

- Вы догадались, кто это? Верно, это жук. Ну что же, а давайте мы споём про него песенку. А песенка будет вот такая. Слушай внимательно слова и запоминай!

Жук, жук,

где твой дом?

Мой дом под кустом,

Под берёзовым листом.

Зайчики бежали,

Домик поломали.

Жу-жу-жу-жу

Я на веточке сижу.

- Когда поём букву У в этой песенке вытягиваем губы вперёд, делаем трубочку. Давайте все попробуем. Молодцы. Давайте проговорим слова. Молоды! Садитесь так как вам удобно, сейчас попробуем спеть эту песню. (Поём все вместе).

- Ну что, сейчас я предлагаю спеть эту песенку самостоятельно. Пойте громко, чтобы я всё услышала. Здорово. Давайте похлопаем себе!

6. Вокально – хоровая работа.

 - Ребята, чтобы узнать, как называется песня, которую мы с вами сегодня разучим, послушайте пожалуйста загадку:

В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо –

Лучше всех на свете…

(мама)

- Я предлагаю вам разучить песню о маме, называется «Мамочка» Натальи и Виталия Осошник.

- Только мама поддерживает в трудные моменты, готовит самые вкусные пирожки и рада каждому успеху своих детей.

- Ребята, теперь примите певческую посадку. Давайте внимательно послушаем эту песню (включаю песню)

- О чем эта песня? Какое настроение она передает?

- Молодцы, давайте теперь с вами разучим песню. На партах у вас имеется текст песни. Посмотрите.

Мамочка

С кем за руки впервые

Ты сделал первый шаг?

Нам целый мир подарен

В ее родных глазах

Чьи руки всех теплее….

А пирожки вкусней….

У мамочки любимой! У мамочки моей!

У мамочки любимой! У мамочки моей!

Чей смех как колокольчик

Будил нас с первых дней?

К кому бежим делиться

Мы радостью своей?

Чей голос всех добрее

Нежнее и милей?

У мамочки любимой! У мамочки моей!

У мамочки любимой! У мамочки моей!

Мы обещаем с папой

Помочь тебе во всем

Пока мы с мамой рядом

Все беды нипочем

И для кого сегодня

Поем мы всех дружней?

Для мамочки любимой! Для мамочки моей!

Для мамочки любимой! Для мамочки моей!

- Разучим 1 куплет по предложениям. Повторяем за мной.

- Отлично. Теперь попробуйте спеть эти строчки.

- Теперь поём припев. Сначала слушаем меня внимательно. Молодцы. Теперь попробуйте спеть припев самостоятельно.

- Поем второй куплет. Слушаем меня внимательно и проговариваем слова. Теперь спойте самостоятельно.

- теперь соединим 1 куплет, припев и 2 куплет. Готовы? Тогда поем.

- У нас остался последний куплет. Я сейчас вам прочитаю слова. Теперь проговорите вы. Молодцы. И споём.

- А сейчас давайте попробуем спеть песню целиком. Все готовы? Молодцы.

- Теперь поработаем в группах. Работаем сообща, дружно, слаженно. 1 ряд поёт первый куплет. Припев – поём все вметет. 2 куплет – поёт второй ряд и 3 куплет поёт 3 ряд.

- Вы хорошо справились.

Ответы на вопросы учителя

Распеваются

Прослушивают новую песню

Учат новую песню

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Сделаем выводы. Мы достигли своей цели? Вам понравилась опера?

Отвечают на итоговые вопросы

КУУД

Самооценка учениками собственной учебной деятельности

- Поставьте ноту на ту ступень, которой вы достигли сегодня на уроке.

- Если вы работали хорошо, вам было все понятно и не было затруднений, то поставьте себя на высокую ступень.

Самооценка своей деятельности

ЛУУД

РУУД

КУУД

Выставление отметок.

- Все на уроке работали очень активно. Спасибо.

VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

- Домашнее задание: выучить песню «Мамочка». Спасибо вам за урок. До свидания!

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему "Театр музыкальной комедии"

Музыкальная комедия является одной из самых доступных форм для восприятия музыкального творчества. Она даёт возможность людям из разных слоёв общества и разного мировосприятия приобщиться к музыкально...

Методическая разработка урока Музыки в 4 классе "Старый замок".

Цель урока: расширить знания учащихся о музыкальных инструментах. Продолжить знакомство с фортепианной сюитой М.П. Мусоргского «Картинки с выставки».Задачи :Образовательная :- пр...

Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»

Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...

Методическая разработка урока музыки в 1 классе

Тема урока: "И музы вечные со мной"...

Методическая разработка урока музыки для 3 класса "Светлый праздник Пасхи".

Методическая разработка урока музыки "Светлый праздник Пасхи для 3 класса. План урока с стихами,песнями,рисунками, полная информация о празднике,игры....

Методическая разработка урока музыки в 1 классе на тему "Музыкальный портрет"

Конспект урока, презентация, музыкальный материал....