Конспект урок по музыке в 3 классе .Тема :"Руслан и Людмила" М.И.Глинка
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Конспект составлен с учётом требования ФГОС, с указание УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_ruslan_i_lyudmila.doc | 56.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предмет: музыка
Класс: 3 класс
Тема четверти : « В музыкальном театре»
Тема урока: Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Номер урока в теме: урок №17-18
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Учебник класс».
Дата проведения урока ______________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» -шедевром русского оперного искусства.
Задачи урока:
Образовательная:
- Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
- Раскрыть через художественный образ тему добра и зла
Развивающая:
- Развивать творческие способности и мышление учащихся
- Развивать позитивное отношение к классической музыки
Воспитательная:
- Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).
Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.
Планируемые результаты
-предметные: -Познакомиться с особенностями построения оперного спектакля; функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра.
-Выявить взаимосвязь музыки –слова -изобразительного искусства в опере.
-Освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал.
-Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.
-метапредметные : -Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
-Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
личностные
-Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
-Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
-Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки
- познавательные УУД: : называть и объяснять основные термины оперы.
-регулятивныеУУД: Самостоятельно определять муз. темы главных героев.
-коммуникативные УУД: интонационно узнавать образы героев.
Оборудование урока: музыкальный центр
Художественный материал урока: портрет М.И.Глинки, либретто, программки, Увертюра, Марш Черномора и Заключительный хор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Дидактические единицы урока: программка, либретто, опера, ария, симфонический оркестр
Структура урока | Ход урока | Универсальные учебные действия |
Организационный момент (1-2 минуты)
Актуализация знаний (4-5 минут)
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (30-35 минут)
8.
Рефлексия (итог урока 2 минуты)
| Вход под музыку Увертюры М. И. Глинки «Руслан и Людмила». У.: Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре? Д.: ответы. У.: А в музыкальном театре? Д.: ответы. У.: С чего же начинается театр? Д.: ответы (с вешалки). У.: Вот мы с вами вошли в театр, разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера. У.: Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы. (слушаем фрагмент увертюры) У.: Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв? Д.: Антракт. У.: Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники? Д.: Декорации, грим, костюмы. У.: Оперные артисты? Д.: играют и поют. У.: Что делают музыканты в оркестре? Д.: Играют на музыкальных инструментах. У.: А что делают писатели, поэты? Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи. У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто (показать). У.: Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем? Д.: Без музыки. У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана (звучит ария). У.: Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит? Д.: ответы. У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина.Слушание «Каватина Людмилы» У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется? Д.: Симфонический. У.: Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А еще оркестр звуками картинный рисует: битвы, бурю и что-нибудь другое. У.: Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже. Слушайте (звучит «Марш Черномора). У.: А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы! У.: А еще есть в опере отдел балета, который обеспечивает оперу по ходу действия танцами, что очень ее украшает. А теперь посмотрим балетные номера из оперы «Руслан и Людмила». У.: Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив? Д.: Хор. У.: Откроем с вами учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Хор играет в опере большую роль. У.: Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»? Д.: Празднично, радостно, торжественно. У.: Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» «Слава великим богам» (прослушивание в записи хора «Слава великим богам»). У.: Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам». Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело – опера. Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников. | Регулятивные: самоконтроль, волевая саморегуляция. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов. Личностные: личностные УУД действие смыслообразования. Познавательные: умение структуировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности. Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. Познавательное: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждения. Личностные: действие смыслообразования. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов. Личностные: личностные УУД действие смыслообразования. Познавательные: умение структуировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности. Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. Познавательное: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждения. Личностные: действие смыслообразования
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов. Общеучебные: исполнительская деятельность, точность интонирования, выразительное исполнение произведения, анализ исполнения, исправление ошибок. Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. Общеучебные: исполнительская деятельность, точность интонирования, выразительное исполнение произведения, анализ исполнения, исправление ошибок. Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий одноклассников, и самооценка. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, контролировать действия партнера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных
Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...
Конспект урока по музыке 1 класс тема: "К нам приходит Новый год"
Урок: МузыкаТема: "К нам приходит Новый год"Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: Познакомить учащихся с историей и традициями Нового года, повторить новогодние песни.За...
Конспект урока по музыке 1 класс на тему Пришло Рождество — начинается торжество
Конспект урока по музыке 1 класс на тему Пришло Рождество — начинается торжество...
Конспект урока по музыка (2 класс) Тема урока: «Сергии Радонежский. Молитва»
Конспект урока по музыка...
Конспект урока по музыке 4 класс на тему "Музыкальная живопись"
Музыка,4 класс, "Музыкальная живопись"...
Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа".
Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Проводы зимы. Встреча весны. Обряды и праздники русского народа"....
Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дерижёра"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....