Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности как фактор всестороннего развития обучающихся
статья на тему

Исаченко Наталья Валентиновна

Данный материал освещает опыт организации внеурочной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesbereg._tehnologii_.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности как фактор всестороннего развития обучающихся

Организация внеурочной деятельности в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №46» регламентируется следующими нормативными документами:

- письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296;

- Закон Российской Федерации « Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный № 17785), инструктивно-методического письма министерства образования Оренбургской области от 12.04.2011 года №01/15-2119 «Об организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования»;

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный № 19682);

- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 года, регистрационный №19676).

Целью данной  деятельности в нашем образовательном учреждении является создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

В нашем образовательном учреждении посредством внеурочной деятельности  мы стремимся:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшать условия для развития ребенка;

        Учащимся 1-х классов предоставляется возможность попробовать реализовать себя в каждом из направлений, для того чтобы во 2-5 классах более осознанно сделать выбор. Результатом участия в каждом виде внеурочной деятельности являются выставки работ, участие в соревнованиях, проектах, конкурсах и смотрах.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, физкультурно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности  обучающихся. Внеклассные и внешкольные занятия обучающихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

1. Спортивно-оздоровительное направление в БОУ г. Омска «СОШ №46» реализуется организацией занятий по программе общеразвивающей физической подготовки учащихся «Уроки доктора здоровья» «Подвижные игры». По этому же направлению работают секции «Волейбол» и «Футбол», программы которых предполагают не только оздоровление и физическое совершенствование детей,  но и дают основы знаний по здоровому образу жизни.

2. Духовно-нравственное направление представлено работой творческих объединений «Моя родина - Сибирь», «Я-житель земли Омской».

3. Общекультурное направление реализуется на занятиях «Мир вокруг нас», «Гармония», «Веселая карусель»

4. Общеинтеллектуальное направление представлено работой кружков «Гимнастика ума», «АБВГДЕйка», «Проба пера», «Самоделкино», «Оригами», «Путешествие в компьютерную долину», «Юный художник» и  целый ряд других.

5. Социальная деятельность представлена работой  объединения «Я-исследователь», «Моя родина - Сибирь», «Я-житель земли Омской».

Каждое из этих направлений реализует определенные наклонности ребенка, в то время как в совокупности они способствуют гармоничному развитию личности учащегося, что, собственно, и является конечной целью воспитательной работы в школе.

Всего разработано и утверждено 32 рабочих программы. 16 программ имеют общеинтеллектуальную направленность, 6 –духовно-нравственную, 3  - социальную, 3 –общекультурную,  4 - спортивно-оздоровительную.  

Для организации внеурочной деятельности в школе используется спортивный зал, библиотека, кабинет технологии, кабинет информатики. Работа ведется по разработанным педагогами школы образовательным программам, которые обеспечивают включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Если сравнивать с прошлым 2014-2015 учебным годом, то можно отметить, что увеличилось число программ общеинтеллектуальной направленности. Что касается физкультурно-оздровительного направления, то количество программ не увеличилось, но увеличилось число групп. В этом учебном году их – 8.  

Учитывая тот факт, что школа работает над проблемой здоровьесбережения, в структуру оздоровительных режимов каждой группы, занимающейся внеурочной деятельностью,  вплетены спектры медико-восстановительных методик, приемов и  способов:

- мимические разминки;

- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения);

- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции);

-игры, упражнения для профилактики и коррекции осанки,

- во время занятий проводятся  динамические паузы 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

Так как школьники отучились по 4-6 уроков, педагоги предоставляют им перерыв  40-60 минут после занятий, чтобы ребята отдохнули.

В качестве примера профилактической работы по здоровьесбережению можно отметить блок тем кружка «Я – исследователь» в 4 классе. В течение первой четверти этого учебного года ребята работали над проектом «Наше здоровье», целью которого было не просто поговорить о здоровье  и его значении, но через организацию проектной деятельности рассказать о данной проблеме младшим школьникам. Ребята познакомили учащихся первых и вторых классов с режимом дня школьников, рассказали о пользе здоровой пищи, о значении занятий спортом.  Особо можно отметить тот, факт, что самым интересным стал фрагмент, где малыши задавали вопросы старшим ребятам.  В процессе беседы  четвероклассники старались четко, грамотно объяснять малышам как сберечь свое здоровье. Было видно, что школьники неравнодушны к данной теме.

Игры, самопрезентации и самопредставление; праздники, конкурсы, ролевые игры, подготовка концертов, спектаклей, организация и проведение экскурсий в музеи, культурные центры, просмотр и обсуждение кинофильмов, беседы, встречи с интересными людьми, викторины по различным областям знаний, театрализации – это формы работы, которые используют наши педагоги во внеурочной деятельности. Умелое их сочетание, профессиональное проведение также способствуют организации здоровьесберегающей модели образовательного процесса.  

Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в практической деятельности учителя начальных классов"

В помощь учителю начальных классов для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе....

"Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности". Из опыта работы.

Доклад "Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности" может быть использован учителем начальных классов на педагогическом совете, методическом совете и т.д.Охрана здоро...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технол...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста

Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технол...

Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности

Заседание методического объединения классных руководителей по теме: "Реализация принципов сохранения физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса, использование здоровь...

Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР»

Использование игровых техологий для обучаюихся с ТНР...