Статья "Обучение как один из компонентов личностного развития"
статья (2 класс)
"Как построить процесс обучения так, чтобы ребёнок с желанием учился, а родители стали активными участниками учебного и воспитательного процесса в школе?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение как один из компонентов личностного развития
Соболева Н.М., учитель начальных классов МОУ СОШ №1
г. Чулыма Новосибирской области
Раз в 4 года в класс приходят 20-25 ребятишек с пытливым блеском в глазах, с желанием учиться, со стремлением найти новых друзей. Но одновременно они испытывают и страх перед неизвестным. Учитель, встречая малышей на пороге школы, всматриваясь в их лица и лица их родителей, думает: «Как дойти до каждого?», «Как построить процесс обучения так, чтобы ребёнок с желанием учился, а родители стали активными участниками учебного и воспитательного процесса в школе?», «Как подготовить ребёнка к жизни?».
Однажды полученная двойка может подорвать веру в себя, убить собственное «Я». И тогда подавленность, угнетённость, неверие в свои силы нарастают. Ребенок хочет хорошей оценки, однако боится плохой. Естественно, именно она скорее всего и следует. Так после каждой очередной неудачи возрастает вероятность следующей. Страх ведёт к тому, что он начинает пропускать занятия. Ситуация усугубляется ещё больше. Искажается восприятие личности учителя («училка у нас плохая»), приписываются всевозможные недостатки («противная она, страшная, вредная, злая, нехорошая, очкастая» и т.д. и т.п.). Появляются обидные для учителя прозвища. Обычные требования и даже ответы воспринимаются как «давление», «оскорбление», «ущемление собственной личности». Возникает конфликт между притязаниями и реальностью. Неосознанно падает самоуважение. Однако признать это нельзя. Значит нужно как-то защитить своё «Я». Так возникают обиды, раздражённое недовольство, уход в себя. Так появляется «хронический» двоечник, а в перспективе – хронический (и уже без кавычек) неудачник.
Выход прост и до обидного общеизвестен: нужно дать возможность ребёнку поверить в себя, почувствовать, что он хороший, поднять его самоуважение, раскрепостить его, показать, что он может всё – « Я сам!».
Приведем пример. Американский психолог А.Розенталь объявил учителям средней школы сфальсифицированные результаты исследования способностей учеников одного из классов. Среди тех, кого он якобы на основании специальных тестов назвал самыми умными, было больше половины детей со средними и даже невысокими результатами по тестам. Однако через год исследователь обнаружил, что те, кому он создал репутацию наиболее умных, действительно стали лучшими учениками в классе. Что же случилось? Ничего особенного, просто изменилось отношение к ним. Их перестали «давить» оценками, дали «расправить крылья». Они поверили в себя и … полетели!
Я.Каменский вероятнее всего об этом писал: «Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадёжными: между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом». Индивидуальный подход и чувство самоуважения – вот что не может дать школа ученику. Хотя главной генеральной задачей школы является развитие и укрепление человеческого «Я» в каждом ребёнке.
Свою работу строю с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. На учебных занятиях создаю проблемные ситуации, организую активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Такой подход позволяет увеличивать информативную ёмкость урока, способствует развитию творческого мышления учащихся, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств.
Кроме создания комфортных условий учебных занятий неотъемлемой частью учебного процесса я считаю взаимодействие с музыкальной школой, детским домом творчества, библиотекой и районным домом культуры. Дети, посещающие музыкальную школу, под руководством своего преподавателя Александровой В.П. проводят в классе беседы о творчестве композиторов, демонстрируя свои успехи игры на музыкальных инструментах. Педагоги детского Дома творчества проводят кружки вязания, рисования, шахматы. В библиотеке мы знакомимся с творчеством писателей, поэтов в интересной занимательной форме с «участием» литературных героев. В районном Доме культуры коллектив моего класса выступал как вокальная группа за честь Дома культуры в смотре художественной самодеятельности, участвовал в концертной программе, посвящённой Дню пожилых людей, Международному женскому дню, Дню Победы. В свою очередь коллектив Дома культуры помогает нам организовывать концертную программу для родителей в конце каждого учебного года и проводит праздник « Прощание с начальной школой» в здании Дома культуры. Тяга к творческому освоению, к своего рода сотворению мира есть в каждом ребёнке. Это естественная потребность. Вопрос лишь в том, всегда ли даём мы раскрыться и развиться этой потребности.
Именно такой подход позволяет воспитывать в школе человека не просто как носителя определённой суммы знаний, а как самостоятельную личность, не только выполняющую известные нормы и правила, но и порождающую новые. То есть личность, творчески развивающая и себя и окружающий мир.
«Я через Я» - это, прежде всего, умение соотнести притязания со своими возможностями. Психологи иногда в шутку говорят, что личность состоит из двух половинок. Первая – это то, чего мы хотим, наши притязания. Вторая – то, что можем, наши реальные достижения. Хитрость только в том, чтобы уметь безболезненно соотносить эти две половинки. «За всё в жизни приходится платить» и «Мы получаем лишь то, чего заслуживаем» - вот народная мудрость, усвоение которой почти гарантирует нормальную жизнь нормальной личности. Конечно, не всё так просто, однако доля истины в шутке есть.
Задача школы не судить, не оценивать со стороны тот или иной поступок ученика, а добиваться, чтобы он сам давал ему верную оценку.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (Сборник научно-методических трудов. Новосибирск.НИПКиПРО.2009г. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентация педагога на субъектный опыт учащихся как один из принципов личностно-ориентированного обучения.
В статье рассматриваются педагогические условия реализации и развития субъектного опыта учащихся на уроках и общие рекомендации для педагогов по ориентации на субъектный опыт учащихся....
Музыкотерапия, как один из компонентов всестороннего развития обучающихся младших классов
Музыкотерапия одно из направления арт-терапии. Термин «арт-терапия» был введен Адрианом Хиллом в 1938 году. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффекто...
Педагогический проект "Самооценивание учащихся как один из компонентов контрольно – оценочной деятельности"
Учительский проект к аттестации (высшая категория, 2014/2015 учебный год)...
Нейрогимнастика как один из компонентов здоровьесберегающих технологий
Под здоровьесберегающими технологиями подразумевается система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, во...
Деловая игра "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога"
Деловая игра для педагогов с элементами тренингаПовышение компетентности,профессионализма педагогов - одно из важнейших условий улучшения качества образования. Я предлагаю материал для нахождения нест...
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного учителя начальных классов».
В работе представлены различные виды деловых игр и разработка деловой игры для педагогов с элементами тренинга на тему: «Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентно...
Формирование читательской самостоятельности младших школьников на уроках как один из компонентов ФГОС
Воспитание всесторонне развитой личности в соответствии с новыми требованиями ФГОС невозможно без чтения. Другими словами, чтобы развиваться и быть успешным, уметь видеть и ценить прекрасное, расширят...