Тематическое планирование-музыка
статья по музыке по теме

Зубова Ольга Анатольевна

Тиматическое планирование-музыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx98.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, на-учить их  любить и понимать музыку  во  всем  богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.

Задачи музыкального образования по данной программе:

1. Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества.

2. Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей.

3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.

4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры .

Содержание учебного предмета «Музыка»

Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, иг-ры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).

Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развёртывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.

Музыкальная речь как способ общения между людьми.

Композитор–исполнитель–слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.

Музыкальная картина мира.

Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

Выдающиеся  исполнительские  коллективы  (хоровые,  симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, об-разная сфера и музыкальный язык.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных уч-реждений РФ на изучение музыки в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные её виды (дирижирование и режиссура) создаёт  условия  для  целостного  охвата  музыкального  произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты:

•  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;

•  становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

•  формирование  целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных

жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

•  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

•  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

•  формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

•  формирование  эстетических  потребностей,  ценностей  и  чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

•  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

•  формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством  развития  представления о гармонии в человеке физического и духовного  начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

•  формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты

Познавательные

Учащиеся научатся:

•  логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

•  применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

•  обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся;

•  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

•  понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного  произведения; выполнять творческие  задачи,  не имеющие однозначного решения;

•  осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

•  использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать  модели  в  соответствии с  содержанием  музыкального материала и поставленной учебной целью;

•  пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации ин-формации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

•  научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

•  удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

•  принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

•  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•  выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;

•  прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

•  мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

•  ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

•  действовать  конструктивно,  в том числе  в  ситуациях  неуспеха,  за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

•  понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

•  слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

•  понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

•  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

•  опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

•  приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально- исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

•  совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

•  создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты

У учащихся будут сформированы:

•  первоначальные  представления  о роли музыки  в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

•  основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

•  представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

•  активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

•  слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

•  ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России (в том числе родного края);

•  наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

•  моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

•  использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

•  воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

•  планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

Учащиеся получат возможность научиться:

•  ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

•  творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

•  организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

•  оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Основные виды учебной деятельности школьников5

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе  музыки  во всем  многообразии  ее видов,  жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-твор-ческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

 Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта в составе:

Учебные пособия для учащихся:

Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н., Нехаева О. И. Музыка. Учебник для 1 класса общеобразовательных учрежде-

ний

Учебно-методические пособия для учителя:

Красильникова М. С. Музыка. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. –

Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2012 и послед..

Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка. 1 класс. .. – Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2012г.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема, тип
урока

Формы
контроля

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности
учащихся, форма работы

Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся

Дата

освоение предметных
знаний
(базовые понятия)

универсальные учебные действия
(УУД)

ПЛАН

ФАКТ

1

2

3

4

5

6

7

8

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки (11 ч.)

1

Музыка вокруг нас (постановочный)

Наблюдение

Творчество композитора – исполнителя – слушателя, единство и специфика их деятельности. Основные жанровые сферы музыки (песня, танец, марш). Способы исполнения и записи музыки. Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Мелодия». Народные песни, танцы и марши

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: владеть логическими действиями сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, ус-танавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить к из-вестным понятиям, выдвигать предположения, подтверждающие их доказательства.

Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: проявление чувства гордости
за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе

Фронтальная – выявлять основных участников музыкальной коммуникации и неразрывное единство их творчества.

Индивидуальная – наблюдать за музыкой в жизни человека

04.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

2

Три основы музыки

(постановка учебной задачи, поиск ее реше-

ния)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в музыке чувств и мыслей человека (обобщение через жанр). Разные способы исполнения и записи музыки.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Детский аль-бом»: пьесы «Полька», «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков»

Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявлять известное и неизвестное при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Фронтальная – выявлять три основные сферы музыки (песня, танец, марш) и определять их на слух; разучивать и исполнять народные песни, маршевые и танцевальные мелодии; импровизировать интонации и мелодии (в пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах) в характере основных жанровых сфер музыки.

Индивидуальная – познакомиться с различными способами исполнения и записи музыки; передавать в пении, движении, пластическом интонировании, графической записи особенности песни, танца, марша; различать выраженные в музыке чувства и настроения человека

Импровизировать ин-тонации
и мелодии
(в пении, движении, игре
на детских музыкальных ин-струментах) в характере основных жанровых сфер музыки

11.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

3

Какие бывают марши?

(освоение нового материала)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Марш в музыке народной и композиторскойДуховой оркестр.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; С. С. Прокофьев. Марш из аль-бома «Детской музыки». Людвиг ван Бетховен. Тема второй части Третьей симфонии.  Военный
и спортивный мар-ши в исполнении духового оркестра

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями. 

Познавательные: обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

Коммуникативные: использование речевых  средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: проявление целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

Фронтальная – сравнивать марши по характеру
и стилевой принадлежности (на интуитивном уровне); знакомиться со звучанием симфонического и духового оркестров; искать пути пластического выражения и графической фиксации маршевых мелодий.

Индивидуальная – определять жизненную основу маршей; разучивать и петь маршевые мелодии и передавать характер маршевой музыки в движении; подбирать ритмическое сопровождение к маршам
на детских музыкальных инструментах

Искать пути пластического выражения
и графической фиксации маршевых мелодий

18.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

4

Кто марширует?

Маршевая музыка Л. Бетховена

(освоение нового материала)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Средства воплощения образного разнообразия маршей: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр. Марш в симфонической музыке: образное содержание, особенности построения. Симфонический оркестр.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; Людвиг ван Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии

Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.

Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие одно-значного решения.

Коммуникативные: понимание сходства
и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности
и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

Фронтальная – определять характер музыки и анализировать её построение; знакомиться с элементами нотной записи; импровизировать и переинтонировать маршевые мелодии; выявлять основные средства музыкальной выразительности.

Индивидуальная – передавать характер марша в пении, движении, ритмическом сопровождении
на детских музыкальных инструментах; разучивать и петь маршевую мелодию; искать пути пластического выражения и графической фиксации маршевой мелодии

Импровизировать
и переинтонировать маршевые мелодии

25.09


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

5

Какие бывают танцы? Разнообразие вальсов (освоение нового материала)

Фронтальная

и индивидуальная беседы

Танец в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства выразительности. Разнообразие жизненного содержания музыкальных образов в вальсах.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Детский аль-бом»: «Полька», «Вальс», «Мазурка», «Камаринская»

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные: слушать собеседника
и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей
и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Фронтальная – знакомиться с разными танцами, характеризовать их музыкальные образы; разучивать и петь танцевальные мелодии; выявлять особенности ритмоинтонаций, выделять в танцах характерные ритмические фигуры и подбирать подходящие движения; искать пути пластического выражения и графической фиксации танцевальных мелодий.

Индивидуальная – разучивать, петь и пластически интонировать мелодии вальсов; сравнивать вальсы по интонационно-образному содержанию; учиться слышать за музыкальной интонацией человека и его жизненныеобстоятельства; определять (первые пробы) автора незнакомой музыки в опоре на ранее изученные произведения этого композитора

Искать пути пластического выражения
и графической фиксации танцевальных мелодий

02.10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

6

Разнообразие вальсов

(освоение нового материала)

Фронтальная

и индивидуальная беседы

Народный наигрыш и его композиторская интерпретация. Содержание и форма пьесы. Вариации. Танец в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Инструменты симфонического оркестра.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Камаринская».

Танцевальная музыка Людвига ван Бетховена

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Коммуникативные: понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные: соблюдение нравственных норм поведения, проявление доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения
и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

Фронтальная – характеризовать выразительность тембров инструментов симфонического оркестра; разучивать (петь, пластически интонировать) тему народного плясового наигрыша «Камаринская»).

Индивидуальная – слушать одноименную пьесу Чайковского, ориентируясь
по графической записи;; петь и пластически интонировать пьесу
в сопровождении детских шумовых музыкальных ин-струментов; тему финала Пя той симфонии Бетховена; передавать в исполнении диалогичность построения темы

Сочинять ритмическое сопровождение
к пьесе «Кама-

ринская»

09.10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

7

Какие бывают песни? Слова
и музыка в песне
(решение частных задач)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Разнообразие песен в музыке народной и композиторской. Особенности песенных мелодий. Жанры песен и их типичные интонации. Построение песни. Куплетная форма. Песня без слов. Взаимодействие слов и музыки в песне.

Музыкальный материал: русская народная песня «Во поле береза стояла», Петровский виватный кант XVIII века

Регулятивные: осуществлять мобилизацию  сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: умение опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок; прогнозирование хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи.

Личностные: осознание эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функ-

Фронтальная – разучивать и петь песни народные и композиторские; наблюдать за отражением
в песне различных чувств
и мыслей человека; выявлять интонации, типичные для разных песенных жанров; импровизировать мелодии песен на народные слова.

Индивидуальная – сочинять мелодию к словам песни; разыгрывать песни
и представлять их своим одноклассникам; разучивать мелодию песни

П. И. Чайковского, анализировать её строение; подбирать слова к мелодии песни; выявлять соотношение слов и мелодии в песне;

Импровизировать мелодии песен на народные слова. Сочинять мелодию
к словам песни

16.10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

ки, заклички
для импровизации; П. И. Чайковский. Мелодия «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин», пьеса «Осень» из фортепианного цикла «Времена года»

ций в жизни человека и общества

исполнять песню П. И. Чайковского

8

Песенная музыка

(решение частных задач)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Песенная мелодия в симфонической музыке. Инструменты симфонического оркестра. Характерные особенности музыки Л. Бетховена.

Музыкальный материал: Л. ван Бетховен.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности; использовать разные типы моделей при изучении художественного явления Коммуникативные: использование речевых  средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Фронтальная – разучивать и исполнять (в пении, пластическом интонировании) связующую тему финала Пятой симфонии

Л. Бетховена, ориентируясь по графической записи; соотносить тембровую ок-раску (валторны) песенной мелодии Л. Бетховена с её ритмическим характером

23.10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

Мелодия напевная и речитативная

Личностные: проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности

Индивидуальная – определять жанровую основу и характерные черты мелодии

Л. Бетховена

9

Пьесы для фортепиано

П. И. Чай-

ковского,

С. С. Про-

кофьева

(решение частных задач)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Песенные мелодии в фортепианных пьесах П. Чайковского и С. Прокофьева. Построение пьес. Трехчастная форма. Взаимодействие содержания и композиции в музыке.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Сладкая греза», «Болезнь куклы», «Похороны куклы»,

Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные: владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств.

Коммуникативные: понимание сходства
и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: ориентированы на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры

Фронтальная – слушать
и следить по графической записи пьесы «Сладкая греза» П. И. Чайковского
и «Раскаяние» С. С. Прокофьева; разучивать и исполнять мелодии двух пьес; наблюдать за выражением в музыке различных чувств и мыслей человека; определять форму фортепианных пьес; слушать пьесы; сочинять разные музыкальные истории, меняя последовательность пьес.

Индивидуальная – выявлять зависимость содержания музыки от её построения

Определять жанровую основу и характерные черты мелодии
Л. Бетховена

30.10


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

10

Кто написал эти мелодии?

(освоение нового материала)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Своеобразие песенных мелодий разных композиторов.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. Главная тема

2-й части симфонии № 4. С. С. Прокофьев. Побочная тема из 1-й части симфонии № 7. Людвиг ван Бетховен. Связующая тема из экспозиции
4-й части симфонии № 5

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: проявление интереса к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

Фронтальная – разучивать и исполнять мелодии П. И. Чайковского, Л. Бетховена, С. С. Прокофьева; определять жанровую основу и образное содержание этих мелодий.

Индивидуальная – размышлять о сходстве разных мелодий, написанных одним композитором

11

Собираем музыкальное произведение

 

Беседа

Композиционные функции музыкальной речи Музыкальный

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: обсуждать проблемные вопросы  в ходе сотрудничества.

Фронтальная – петь, пластически интонировать, анализировать четыре музыкальные темы Л. Бетховена Индивидуальная

Составлять музыкальную компози


1

2

3

4

5

6

7

8

и систематизация знаний)

материал: Людвиг ван Бетховен. Экспозиция финала Пятой симфонии

Коммуникативные: понимание сходства
и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: проявление чувства гордости
за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе

составлять музыкальную композицию из этих тем, опираясь на представление об об-щности композиционных функций музыкальной
и разговорной речи; слушать и пластически интонировать экспозицию финала симфонии целиком

цию

«О чём говорит музыка?» (8 ч)

12

О чём рассказывает музыка?

Выразительность

и изобразительность

в музыке

(постановка учебной задачи, поиск ее

Фронтальная
и индивидуальная беседа

Особенности выражения в музыке чувств и мыслей людей.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Мужик на гармонике играет», «Песня жаворонка», «Шарманщик».

Регулятивные: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах.

Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности.

Коммуникативные: умение вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов
и оценок, прогнозирование хода развития событий, сличение полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и кор-

Фронтальная – сочинять мелодии музыкальных пьес по их названиям
и иллюстрациям к ним; слушать фортепианные
пьесы П. И. Чайковского
и С. С. Прокофьева, напевать их мелодии; определять жизненную основу музыкальных интонаций; выявлять различия в содержании музыкальных интонаций; анализировать и соотносить выразительные
и изобразительные интонации.

Сочинять мелодии музыкальных пьес
по их названиям и ил-люстрациям
к ним


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

реше-

ния)

ректив в ход решения учебно-художественной задачи.

Личностные: проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них об-щих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

Индивидуальная – разучивать и исполнять «Попутную песню» М. И. Глинки в опоре на графическую запись; соотносить мелодию и аккомпанемент песни, её содержание и построение; выявлять различия соотношения слов и мелодии основной темы и середины; анализировать музыкальное произведение
в опоре на знания основных средств музыкальной выразительности; сравнивать разные интерпретации песни

13

Музыкальный портрет

(освоение нового материала)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Основные характеристики музыкального героя. Воплощение в интонации внутреннего
облика  героя.

Регулятивные: действовать конструктивно,
в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности.

Фронтальная – слушать, петь и пластически интонировать пьесы П. И. Чайковского из «Детского аль-бома»; слышать в музыке человека и его жизненные обстоятельства;

Создавать музыкаль-

ные пор-

треты. Разыграть песню


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

Различие музыкаль-ных образов песни.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Мама», «Баба Яга», «Неаполитанская песенка» и изученные ранее музыкальные произведения

Коммуникативные: понимание композиционных особенностей устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывание их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные: осмысление взгляда на мир
в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия

 разучить мелодию русской народной песни «Выходили красны девицы» в опоре на нотную и графическую записи; разыграть песню по ролям.

Индивидуальная – создавать разные музыкальные портреты путём переинтонирования одной мелодии

по ро-лям

14

Герои симфонической

сказки

С. С. Про-

кофьева «Петя
и волк»

(решение частных задач)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: использовать разные типы моделей при изучении художественного), моделировать различные отношения между объектами.

Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи.

Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся

Фронтальная – характеризовать тембровую окраску темы каждого героя.

Индивидуальная – слушать, петь, пластически интонировать (в опоре
на графическую запись) музыкальные портреты героев симфонической сказкиС. С. Прокофьева «Петя и волк»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

15

Разнообразие движений в музыке

(решение частных задач)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: проявление положительного  отношения к учебной деятельности, освоение способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

Фронтальная – определять особенности музыкального воплощения движений; выявлять сходство
и различие разных типов движения в музыке.

Индивидуальная – слушать, петь, пластически интонировать разнообразные музыкальные образы, подчёркивая выразительность их движения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

16

Взаимодействие музыкальных об-разов

в симфоническом произведении

(освоение нового материала)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Музыкальные образы в симфоническом произведении.

Повтор и контраст –

принципы развития музыки. Интонационный анализ симфонических музыкальных образов.

Графическая запись.

Музыкальный материал: Людвиг ван Бетховен. 3-я часть Пятой симфонии

Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные: выполнять логические дей-ствия сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств.

Коммуникативные: понимание сходства
и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: соблюдение нравственных норм, проявление доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности

Фронтальная – слушать, петь, пластически интонировать диалог двух музыкальных героев в опоре
на графическую запись; наблюдать за изменением тем-образов в процессе её развития, отмечать этапы сближения музыкальных героев; обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений; анализировать средства воплощения музыкальных образов и их развития.

Индивидуальная – слушать,

петь музыку среднего раздела в опоре на графическую запись; характеризовать выразительность полифонических приемов развития и передавать «многоголосие» музыки в пластическом интонировании


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

17

Взаимодействие музыкальных об-разов

в симфоническом произведении

(освоение нового материала)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Музыкальные образы в симфоническом произведении.

Повтор и контраст –

принципы развития музыки. Интонационно-тематическое родство в симфонии.

Музыкальный материал: Людвиг ван Бетховен. Экспозиция финала Пятой симфонии. Людвиг ван Бетховен.

3-я часть и экспозиция финала Пятой симфонии

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Познавательные: выполнять логические  дей-ствия сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, выдвигать предположение, доказывать.

Коммуникативные: использование речевых  средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: проявление эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

Фронтальная – слушать, пластически исполнять
и анализировать переход от третьей к четвёртой части симфонии; прогнозировать последующее развитие музыкальной истории.

Индивидуальная – слушать продолжение симфонии Бетховена; анализировать интонационное родство тем Третьей и Четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена на основе пластической и графической моделей этой музыки; слушать и пластически интонировать Третью часть
и экспозицию Финала Пятой симфонии Бетховена

18

Что от-

личает

музыку

П. И. Чай-

ковского?

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Начальные представления о композиционных функциях музыки (вступление и завершение).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей.

Фронтальная – слушать и следить по графической записи две пьесы «Утренняя молитва», «В церкви»
(из цикла фортепианных


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

(решение частных задач)

Музыкальный материал: П. И. Чайков-ский. «Утренняя молитва», «В церкви»;

пьесы из цикла фортепианных пьес «Детский альбом»

Коммуникативные: умение понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные: проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности

пьес «Детский альбом»); выявлять зависимость ха-рактера мелодической ли-нии пьесы от ее местоположения в цикле.

Индивидуальная – разучивать основные темы пьес, охарактеризовать их жанровую основу

П. И. Чай-

ковский.

«Детский аль-бом». Что от-личает музыку Чайковского?

(обобщение и систематизация знаний)

Фронтальная и индивидуальная беседы

Начальные представления о композиционных функциях музыки: группировка частей цикла. Своеобразие музыкальной речи П.И.

Чайковского

Регулятивные: мобилизировать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления
и при подготовке к нему.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материалаКоммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи.

Личностные: ориентированы на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал

Фронтальная – размышлять о последовательности пьес в цикле и группировать их; составить звуко-

вое оглавление цикла «Дет-

ский альбом» П. И. Чайковского.

Индивидуальная – слушать и анализировать разные

интерпретации одной-двух

пьес (по выборуучащихся); слушать, петь, пластически интонировать мелодии

П. И.Чайковского;


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете (8 ч)

20

Музыкальные образы

в балете

(постановка учебной задачи, поиск ее реше-

ния)

Фронтальная и индивидуальная беседы

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в балете. Создатели балетного спектакля. Особенности создания балетного спектакля. Музыкальный
и сценический портреты героев балета

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие одно-значного решения.

Коммуникативные: приобретение опыта об-щения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Личностные: ориентированы на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры

Фронтальная – слушать, петь, пластически интонировать; выполнять интонационный анализ тем двух фей с помощью графической записи; обсуждать сцены Большого вальса в видеозаписи.

Индивидуальная – выявлять специфические особенности балетного спектакля и процесса его создания.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

21

Развертывание

музыкального

действия в балете

(освоение нового материала)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Специфика образов и их взаимодействие в балетной музыке. Танцевальное начало в балете: танец-состояние и танец-действие. Моделирование по музыке последовательности событий. Интонационный анализ сцены завершения бала. Инсценировка фрагмента сцены.

Музыкальный материал: П. И. Чайковский. «Спящая красавица»

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: умение вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок прогнозирование ход развития событий, сличение полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи.

Личностные: проявление положительного отношения к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

Фронтальная – знакомиться в классе с видеофрагментом сцены бала и обсуждать с одноклассниками его сценическое решение; слушать финал 1-го действия балета и определять по музыке последовательность происходящих событий; разыгрывать в классе фрагменты финала 1-го действия.

Индивидуальная – слушать и анализировать музыку вступления к балету как обобщенное выражение его содержания; распознавать пластическое выражение музыкальных образов в балете; создавать на основе музыкального образа словесный и пластический портреты балетного героя; подбирать из знакомых вальсов П. И. Чайковского подходящий по характеру

Разыгрывать
в классе фрагменты финала 1-го действия


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

22

Музыкальные

образы

в опере

(постановка учебной задачи, поиск ее реше-

ния)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Своеобразие музыкально-сценических жанров. Музыка как основа синтеза искусств в опере. Создатели оперного спектакля. Музыкальный и сценический портреты героев оперы

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: понимание сходства

и различия разговорной и музыкальной речи.

Личностные: проявление эмоционально-ценностного отношения к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества

для звучания на балу Фронтальная – выявлять специфические особенности оперного спектакля
и процесса его создания; создавать сценические образы героев (пение, движение, жесты, мимика, осанка).

Индивидуальная – слушать и анализировать музыкальный фрагмент

23

Развертывание

музыкального

действия

в опере

(освоение нового материала)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Специфика образов и их взаимодействие в оперной музыке. Ведущая роль пения
в опере. Мужской, женский и смешанный хоры.

Регулятивные: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах.

Познавательные: владеть логическими действиями сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, Коммуникативные: умение вступать в диалог

Фронтальная – характеризовать тембровую окраску мужского, женского и смешанного хоров; разучивать хоры интродукции, выявлять основные интонации и их соотношение; моделировать мелодию заключительного хора

Создавать
на основе музыки оперы образы сценических героев в слове,  движении


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

; прогнозирование хода развития событий; сличение полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи.

Личностные: проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявление в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

знакомиться с видеозаписью постановки этого фрагмента. 

Индивидуальная – распознавать по музыке состояние героев и содержание сценического действия в опере; создавать на основе музыки оперы образы сценических героев в слове, жесте, движении

Состав-лять план инсценировки фрагмента встречи ополченцев и разыгрывать его

24

Музыкальные

образы

в симфонии

(постановка учебной задачи, поиск ее реше-

ния)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Своеобразие ин-струментальных жанров. Создатели симфонии. Группы инструментов симфонического оркестра

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала; определять известное и неизвестное при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения.

Личностные: наличие эмоционального отно-

Фронтальная – получить представление о группах инструментов симфонического оркестра.

Индивидуальная – выявлять особенности симфонической музыки, процесса её создания и исполнения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

шения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии

25–

26

Взаимодействие музыкальных об-разов

в первой части Пятой симфонии

Л. Бетховена

(решение частных задач)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Специфика образов симфонии и их взаимодействие. Своеобразие обобщенной сюжетности в симфонии, психологический контекст анализа взаимодействия тем- образов. Первоначальные представления о композиционных функциях экспозиции, разработки, репризы, коды. Инструменты симфонического оркестра.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи

в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе

Фронтальная – слушать, петь, пластически интонировать, характеризовать основные темы-образы
в опоре на графическую запись; предвосхищать возможные пути развития музыки, подтверждать свои предложения музыкальной импровизацией; распознавать содержание симфонии по характеру развития музыкальных образов; анализировать изменение тем-образов в процессе их развития (разработка, реприза, кода), выявлять причинно-следственные связи соотношения тем-образов и их взаимодействия.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

Индивидуальная – сравнивать разные интерпретации экспозиции симфонии (слушание, пластическое интонирование) и об-суждать в классе особенности трактовки музыки
в каждом исполнении

27

Жизнь музыкальных образов

в симфонии, опере, балете (обобщение

и систематизация знаний)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Формы бытования музыкально-сценических и симфонических произведений. Пение, пантомима, пластическое интонирование,

инсценировка. Заочное путешествие

в  театр

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Коммуникативные: приобретение опыта об-щения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Личностные: становление гуманистических
и демократических ценностных ориентаций,

Фронтальная – выявлять и сравнивать особенности бытования музыкально-сценических и инструментальных жанров музыки в современных условиях; просмотр


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

формирование уважительного отношения
к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок

«Как говорит музыка?» (6 ч)

28

Речь музыкальная
и разговорная. Интонация в речи музыкальной и разговорной

(постановка учебной задачи, поиск ее решения)

Сходство и отличие музыкальной
и разговорной речи: представление о типах интонаций. Ин-тонация как носитель смысла в музыке. Представление о синтаксисе, функциях музыкальной речи.

Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные: удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Коммуникативные: использование речевых  средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности
и участия в музыкальной жизни класса, шко-

Фронтальная – сравнивать музыкальную речь од-ного героя в разных обстоятельствах, выявлять произошедшие в ней изменения; переинтонировать мелодию в соответствии
с учебной задачей; разучивать песню С. С. Прокофьева «Болтунья».

Индивидуальная – вспоминать изученные музыкальные произведения, находить в них повествовательные, вопросительные, призывные, утвердительные

Подбирать слова к мелодии
и мелодию
к словам

1

2

3

4

5

6

7

8

А. Барто. Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя. Скороговорка как способ (манера) разговорной и музыкальной речи. Форма рондо

лы, города и др.

интонации, передавать характер интонаций; подбирать слова к мелодии и мелодию к словам; выявлять различие в соотношении слов и мелодии; определить особенности формы рондо в музыке

29

Музыкальные диалоги

(освоение нового материала)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Взаимодействие героев в музыкальных диалогах. Сходство и различие музыкальной речи участников диалогов. Типы диалогов. Взаимодействие героев в музыкальном диалоге. Сходство и различие

Регулятивные: выполнять учебные действия

в качестве слушателя, исполнителя.

Познавательные: пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Коммуникативные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Личностные: проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Фронтальная – разучивать народную песню и разыгрывать ее по ролям; вспоминать изученные музыкальные произведения, находить в них диалоги согласия, борьбы, ссоры, примирения, сомнения, убеждения; разыгрывать в классе по ролям музыкальные диалоги из пройденных произведений.

Индивидуальная – вспоминать (петь, пластически интонировать, анализировать) темы -

Разучивать народную песню и разыгрывать ее по ролям

 


1

2

3

4

5

6

7

8

санин». Л. ван Бетховен. Главная тема 1-й части Пятой симфонии.
С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя
и волк». «Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня

индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности

; выявлять и характеризовать диалоги музыкальных героев сказки; делать музыкальный пересказ диалогов
и разыгрывать эти диалоги по ролям; составлять краткую схему-план симфонической сказки; читать слова русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки» и сочинять к словам мелодию

30

Музыка живёт во времени (решение частных задач)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Отличие передачи событий в живописи и музыке. Коммуникативные функции разделов музыкальных форм.

Музыкальный материал: изученные ранее произведения

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.

Познавательные: удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Коммуникативные: использование речевых  средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: проявление положительного

Фронтальная – выявлять сходство и различие передачи событий в музыке
и живописи; вспоминать изученные музыкальные произведения, анализировать их построение, размышлять об обусловленности построения произведения его содержанием.

Индивидуальная – характеризовать значение основных разделов

1

2

3

4

5

6

7

8

отношения к учебной деятельности посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоение способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека

построения музыкального произведения

31

Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония.

Вторая часть

(решение частных задач)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Содержание музыкальных образов второй части, выразительные и изобразительные черты музыки. Взаимодействие тем в двойных вариациях. Этапы развития тем второй части

Регулятивные: ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.

Личностные: осмысление эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству,

Фронтальная – вспоминать музыку первой, третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена; сравнивать звучание тем двух героев в конце первой и начале третьей частей симфонии; моделировать образы второй части в вербальной и интонационной формах; сочинять свои мелодии и сравнивать их с композиторскими.

Индивидуальная – слушать, петь, пластически интонировать, анализировать две основные темы Второй

Сочинять свои мелодии
и сравнивать их с композиторскими

 


1

2

3

4

5

6

7

8

понимании его функций в жизни человека и общества

части Пятой симфонии;, ориентируясь по графической записи; анализировать коду как обобщение музыкального развития Второй части

32

Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония (решение частных задач)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Обобщение жанра симфонии. Представление о содержании и композиционной функции частей симфонического цикла

Регулятивные: действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие одно-значного решения.

Коммуникативные: понимание композиционных особенностей устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывание их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях.

Личностные: сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проект-

Фронтальная – вспоминать (слушать, петь, пластически интонировать) музыку всех частей Пятой симфонии Бетховена.

Индивидуальная – характеризовать каждую часть симфонического цикла как этап развития музыкальной истории; выявлять характерные особенности музыкальной речи Бетховена


1

2

3

4

5

6

7

8

ных работ в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности

33

Мир музыкальных об-разов

(обобщение
и систематизация знаний)

Фронтальная
и индивидуальная беседы

Разнообразие образов музыки

М. И. Глинки,

П. И. Чайковского,

С. С. Прокофьева, Людвига ван Бетховена. Характерные черты музыкального стиля композиторов. Выразительные возможности основных элементов музыкального языка и их неразрывное единство
в живой музыкальной речи

Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении прогнозировать содержание произведения
по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении.

Познавательные: применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач.

Коммуникативные: проявление активности

в решении познавательных задач.

Личностные: ориентирование на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, проявление бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры

Фронтальная – вспоминать произведения

М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Людвига ван Бетховена.

Индивидуальная – напевать основные темы; выявлять интонации, характерные для музыки каждого композитора; анализировать музыку, применяя знания основных средств музыкальной выразительности; исполнять фрагменты пройденных произведений (по выбору учащихся)

 


         

        Согласовано:                                                                               Утверждено  

Зам директора по УВР                                                         на заседании МО учителей  начальных классов

_____________/Михнева С.В./                                                «29» августа  2014 г.                                

«29 »  августа  2014 г.                                                            Руководитель МО _____________/Машенцева Т.Г./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование музыка 2 класс "начальная школа XXI век" по ФГО

Календарно-тематическое планирование. Музыка 2класс по ФГОС...

тематическое планирование музыка 4кл

Календарно – тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. 1-4 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М.Календарно – тематическое планирование рассчита...

Календарно - тематическое планирование.музыка 3 класс

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования ( 2004 г ) и авторской программы Критской Е. Д., Сергеевой Г. П., Шмагиной Т. С....

Календарно-тематическое планирование . Музыка. Программа школа XXI века. ФГОС.

Календарно-тематическое планирование . Музыка. Программа школа XXI века. ФГОС....

Календарно-тематическое планирование Музыка 3 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование составлено по программе Е.Д.Критской с учетом требований ФГОС. В КТП расписаны ожидаемые результаты: предметные результаты, межпредметные результаты, универсальные...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование.Музыка, 3 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование.Музыка, 3 класс...