ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ «МУЗЫКАЛЬНОСТЬ СТИХОВ ПУШКИНА. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ».
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Соломина Ираида Ивановна

Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odin_den_s_pushkiny11.doc346 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

В 4 «А» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ».

ТЕМА УРОКА:

«МУЗЫКАЛЬНОСТЬ СТИХОВ ПУШКИНА.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ».

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ПРОДОЛЖЕНИЕ):

МУЗЫКА (ПЕСНЯ, ПЬЕСА) –

ЛИТЕРАТУРА (ПОЭЗИЯ, ПРОЗА) –

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА)

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОУ ГИМНАЗИЯ №24

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

        Г. ЛЮБЕРЦЫ

2009-2010 Г.

Тема урока:

«Музыкальность стихов А.С.Пушкина.

Выразительность и изобразительность».

Эпиграф:

 «Пушкин - это наше все!»

Художественно-педагогическая идея урока:

    Во взаимосвязи смежных видов искусств –  музыки, литературы  и живописи раскрыть новые грани поэзии А.С.Пушкина.

Цель урока: 

- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

Задачи урока:

1. обучающие

-  увидеть значение творчества великого русского поэта А.С.Пушкина для русской музыки;

- ввести и усвоить новые термины «музыкальная живопись», «живописная музыка», «музыкальное прочтение стихотворения», «выразительность и изобразительность».

- формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

- обосновать, что стихи Пушкина необыкновенно музыкальны;

2. развивающие

- для развития познавательного интереса создать на уроке проблемную ситуацию;

- использовать межпредметные связи;

- развивать эмоциональное восприятие произведений:

- показать многомерность и гармоничность всех жанров музыки, поэзии и живописи;

3. воспитательные

- установить психологический и эмоциональный контакт с учащимися;

- воспитывать такое нравственное качество как товарищество;

- организовать работу класса в парах, в группах, как основной фактор взаимовыручки на уроке.

Тип урока:

Интегрированный урок-путешествие «Один день с Пушкиным»

Средства обучения:

  • Учебник «Музыка. 4 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

                                (Москва, Просвещение, 2005 г.)

  • Музыкальный центр
  • СД  диск
  • Компьютерная презентация
  • Карточки для работы в парах
  • Тест- задание
  • Русские народные инструменты

Музыкальный материал:

Романсы и песни на стихи А.С.Пушкина:

1. «Зимняя дорога» муз. В Шебалина,

2. «Зимний вечер» муз М.Яковлева;

Русские народные песни на стихи Пушкина:

3.«Сквозь волнистые туманы»,

4.«Буря мглою небо кроет»;

5. Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;

6. Русская народная песня-наигрыш «Во саду ли, в огороде»;

7. П.И.Чайковский «Времена года. Январь. У камелька»;

8. Г.В.Свиридов «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».

Литературный материал:

Стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Няне».

«Сказка о царе Салтане»

Высказывание о Пушкине Аксакова, стихи М. Пляцковского

   --------На экране портрет Пушкина

 

    Мы живем в своем, настоящем времени. У нас свои заботы, свои труды, свои кумиры. Но волшебный Пушкин снова и снова с нами. Это – мера времени, мера высоты, мера глубины, мера человечности.

     Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви».

   Вдумайтесь в эти слова Лихачева, в конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «А что для каждого из вас значит Пушкин»?

Достаточно ли вы знаете о Пушкине? (кем он был, чем занимался, что любил)

-----На экране портрет Пушкина и высказывание

         Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия.

 

      На уроках литературы вы знакомились творчеством Пушкина – его стихами и сказками, изучали биографию поэта, об этом рассказывают ваши творческие работы и проекты. А сегодня на уроке мы попытаемся открыть нового для нас Пушкина – Пушкина в музыке, попробуем по-другому услышать знакомые стихи.

Тема урока:

«Музыкальность стихов А.С. Пушкина.

 Выразительность и изобразительность»

    Хотелось бы вам встретиться с поэтом?  Тогда мы отправляемся в музыкальное путешествие, и назовем его  «Один день с Пушкиным».

В один урок нам необходимо вместить целый день, проведенный с Пушкиным. С чего начинается любой день? (С утра)

                                              ЧАСТЬ 1. УТРО.

      Зимнее утро! Мы попадаем в дом поэта. Давайте посмотрим, каким было это утро у Пушкина.

 Работа с учебником.

 Откройте учебник на стр. 44. Прочтите цитату.

                     «Мороз и солнце; день чудесный!

                      Еще ты дремлешь, друг прелестный…»

       Попробуйте прочесть эти строки выразительно, обращая на знаки препинания. А теперь попытайтесь написать музыку к этим двум строчкам, какие интонации вы улавливаете?

(Мороз и солнце; День чудесный! – интонации радости, восторга;

мелодия восходящая;

Еще ты дремлешь, друг прелестный... – интонации спокойствия, умиротворенности, тишины, мелодия нисходящая, замедление темпа).

Выразительные средства стиха – размер, разделение на фразы, знаки препинания.

А какие вы знаете выразительные средства музыки?

Написать на доске: мелодия, ритм, темп, лад, динамика, тембр, регистр.

      Вот так и композиторы создают произведения на стихи Пушкина, они вчитываются в каждую строчку и ищут соответствующие интонации в музыке.

  Работа с учебником

         Прочтите после цитаты. Что сказано  о стихах Пушкина? (до слов «…удивительно прекрасной мелодией»)

--------------На экране слова Чайковского

     А на интерактивной доске  портрет  великого русского композитора.

Найдите в тексте учебника и прочтите его высказывание.

(«Слова, уложенные в форму стиха, уже перестают быть просто словами: они омузыкалились»)

         Не только Чайковский, но и многие другие композиторы писали музыку на стихи Пушкина, и все они отмечали необыкновенную музыкальность стихов. «Читаешь Пушкина, и мелодии просто рвутся к тебе, только не ленись, да записывай»

   Сейчас Пушкин перечитывает только что написанное стихотворение «Зимняя дорога». Мы – гости поэта. А в гости принято ходить с подарками. Что мы сможем подарить поэту?

Я думаю, что Пушкину будет приятно услышать песню на его стихи.

Распевание:

  1. разделение на голоса (сопрано – альты);
  2. исполнение вокализом основных  интонаций и фраз;
  3. работа над дыханием
  4. динамика, артикуляция, чувство ансамбля

--------------на экране текст «Зимняя дорога»

Исполнение песни В.Шебалина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

       Мы исполнили это произведение а капелла.

Что это значит? (пение без сопровождения инструмента).

В песне были элементы канона, где необходимо особое музыкальное чутье и ущущение ансамбля.

        Вы достойно справились с этим заданием. А сейчас давайте послушаем, как это произведение звучит в исполнении профессиональных певцов – капеллы Московской консерватории.

Прослушивание  аудиозаписи «Зимняя дорога» в исполнении капеллы.

         У этого стихотворения есть продолжение. Давайте прочтем  дальше и попробуем в интонации слов и знаков препинания  уловить музыкальные интонации. Иначе говоря, дать свое музыкальное прочтение стихотворения.

                              --------Текст на экране

Что слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

Ни огня,  ни черной хаты…

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

   

 

        А теперь, наверное, самое интересное… Давайте проверим, оправдались ли ваши муз. предположения.

      Прослушивание аудиозаписи «Зимняя дорога» (продолжение)

     Эту песню написал композитор Виссарион Яковлевич  Шебалин

--------------на экране портрет Шебалина

 А вот еще один пример на те же стихи.

                       Учитель исполняет русскую народную песню.

Вы чувствуете, как совершенно по-другому зазвучали стихи?

Какие новые интонации вы услышали? (ответы детей)

Как вы думаете это произведение создано композитором, или это народный напев?

Совершенно верно. Это русская народная песня, так народ слышит стихи поэта. А можно ли сказать, что это тоже , своего рода,  музыкальное прочтение стихотворения.

Работа с учебником.

Прочтите первое задание на стр.45

------------ на экране Пушкин выбирает дорогу

   Можно сравнить эти два произведения, написанные на одно на одно и то же стихотворение, с дорогой? (прямой, ровной и короткой; трудной, ухабистой и длинной)

Какая из этих двух дорог труднее?

        

По какой же дороге мы поедем вместе с Пушкиным?

Обратите внимание на ключевые слова (выразительность, изобразительность). Эти слова мы берем с собой в дорогу и потом должны будем объяснить.

    Вы выбрали дорогу, на которой будут трудные, творческие задания, интересные встречи. Но если мы будем работать сообща, помогая друг другу и приходя на выручку, то преодолеем её и узнаем, куда так спешил Пушкин.

    А как вы думаете, на каком транспорте путешествовал поэт? (на лошадях)

Нужно одеться потеплее, ведь на дворе зима, выбрать лучших лошадей  и опытного ямщика и отправиться в путь.

Звучит «Тройка» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций

к повести Пушкина «Метель»

   Звучит одна из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». Слышите? Это мчится тройка,  она будто летит по заснеженным равнинам....

Задание №1 ( на раздаточных листах)

Кто из композиторов сочинил это произведение:

Мусоргский

Прокофьев

Свиридов

Чайковский

… На бескрайних просторах России, когда до нужного места можно было ехать сутки, а то и двое, в чистом поле вдоль дороги стояли высокие столбы, на которых висели небольшие колокола. В них никогда не звонили люди, но в пургу и метель без этих колоколов можно было сбиться с дороги и затеряться среди снегов.

      Для чего нужны были такие колокола?

( Во время метели, от сильного ветра колокола раскачивались и звонили, а ямщик ехал на их звон, ведь они стояли вдоль дороги).

          Им дали название метельные колокола.

                                                       ЧАСТЬ 2. ДЕНЬ.

 

     Метель утихла. На солнце блестит снег, и  утро плавно переходит в день. День это, наверное,  самое интересное время суток, за день можно многое успеть. Обычно люди вспоминают, что было днем интересного, что сделали за день. А мы попадаем в мир сказок Пушкина.

Работа с учебником.

   Давайте откроем стр.48, познакомимся с темой, посмотрит на интонацию выражения и вместе прочитаем ее, но для этого нужно взять вдох.

                                   «Что за прелесть эти сказки!»

Чьи это слова? (Пушкина)

Одна из сказок Пушкина начинается со слов :

«Три девицы под окном…»

Что это за сказка? («О царе Салтане»…)

-------------На экране обложка книги «Сказка о царе Салтане»

     Эту сказку мы любим с самого детства, цитируем любимые отрывки и то, что Пушкин -  великолепный сказочник не вызывает никакого сомнения.  Но есть еще один сказочник – музыкальный. Именно так во всем мире называют……..

----------- На экране портрет Римского-Корсакова

    Как вы думаете, легко ли изобразить сказку в музыке? (нет, не легко)

         Н.А. Римский-Корсаков, как только прочитал «Сказку о царе Салтане», влюбился  в нее и решил написать музыку. После долгой работы появилась одноименная опера -  «Сказка о царе Салтане».

        Скажите пожалуйста, без чего невозможна ни одна сказка? (без чудес)

Работа с учебником.

    Прочтите текст на стр.49.

--------------На экране «…бочка по морю плывет…»

Прослушивание Вступление к «Сказке о царе Салтане» и речевое интонирование отрывка под музыку.

Работа с учебником.

      А теперь прочтите ключевое выражение на стр 49.

      Откройте стр.50 и внимательно следите за текстом, я начну, а вы продолжите. «Есть в сказке о царе Салтане три чуда…» (продолжить)

     Ответьте на вопрос, что же такое музыкальная живопись?

 (Яркая картинка, только написанная не звуками, а красками)

Какой композитор  выступает в роли музыкального живописца? (Римский-Корсаков)

   ------------- На экране  «Белка песенки поет…»

        Итак, первое чудо… (Белка)

        Вы помните, какой нарисовал Белку А.С. Пушкин? (цитата)

    Мы будем слушать и рисовать образ белки, применяя пластическое интонирование, а кто-то парами будет работать с карточками и объяснит нам, какими муз. средствами удалось композитору Римскому-Корсакову передать образ пушкинской белки.

РИСУНКИ ДЕТЕЙ

         Двое уч-ся подбирают по смыслу группы карточек.

Работа по карточкам в паре и оценка

(Темп - умеренный, Регистр - высокий, Тембр - хрустальный, звенящий, Мелодия- легкая, отрывистая, Инструменты – флейта, треугольник, ксилофон)

Прослушивание «Три чуда. Белка» (пластическое интонирование)

        Второе чудо – богатыри.

-------------- На экране «Богатыри»

   Какими вы помните пушкинских богатырей? (цитаты)

   Какую музыку предполагаете услышать?

Работа по карточкам в паре и оценка.

(Темп – быстрый, Регистр – низкий и средний,  Тембр - жесткий, Инструменты – барабаны, трубы, Мелодия – торжественная, грозная, призывная)

     Прослушивание  «Три чуда. Богатыри», пластическое интонирование

      Третье чудо – Царевна Лебедь.

-----------На экране репродукция  «Царевна Лебедь»(М.Врубель)

    Вы прекрасно помните наизусть поэтические образы предыдущих чудес, так что образ Царевны Лебедь прочтем по учебнику на стр.51, но с соответствующей интонацией!

Работа по карточкам в паре и оценка.

(Темп – медленный, Регистр – высокий, Тембр – мягкий, Инструменты – скрипка, арфа, Мелодия – плавная, скользящая)

Прослушивание «Три чуда. Царевна Лебедь»,

пластическое интонирование.

РИСУНКИ ДЕТЕЙ.

         Молодцы, ребята, я думаю Пушкину очень понравилась ваша творческая работа и ваши ответы.

Задание №2

Соедините парами три кита и три чуда из «Сказки о царе Салтане»:

Белка                   марш

Богатыри            танец

Лебедь                песня

         Вот так, используя выразительные средства музыки – мелодию, тембр, регистр, темп, - композитор Римский-Корсаков оживил сказку Пушкина.

        Давайте еще раз повторим, что же такое музыкальная живопись?

А как вы объясните понятия «выразительность и изобразительность»?

   Но чудеса не заканчиваются, и сейчас нас ждет встреча еще с одним чудом.

                          Подготовка ансамбля к выступлению.

        

На уроках мы с вами поем, слушаем музыку, анализируем ее, дирижируем… Но самое удивительное – это когда вы сами можете исполнить произведение.

И вот оно – наше обыкновенное чудо – ансамбль народных инструментов.

Исполнение «Во саду ли, в огороде» ансамблем народных инструментов.

                                                     ЧАСТЬ 3. ВЕЧЕР.

   День подходит к концу, наступает вечер, и мы вместе с поэтом наконец-таки добрались до места. Куда же спешил Пушкин?

Работа с учебником.

Давайте откроем стр.46 и вы увидите…..

-------------------На экране  домик няни

       Прочтите цитату из стихотворения Пушкина, кому она посвящена?

       В учебнике и на экране домик няни. Сравните 'эти две фотографии. Какой дом выглядит волшебным? (ответы детей)

--------------На экране портрет няни А.Р. Яковлевой

       Это няня Арина Родионовна Яковлева, которая оказала огромное влияние на творчество Пушкина и была самым близким человеком для поэта. Арина Родионовна была простой крестьянкой, сама не знала грамоты, но сказочницей была необыкновенной. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин и песен Пушкин знал благодаря няне, и если бы не было няни, и Пушкин был бы, наверное, другим…

Домашнее задание Сообщение ученика

     Вот что писал  Аксаков: «До конца дней своих этот блистательный, прославленный поэт, ревностный посетитель гусарских пиров и великосветских гостиниц, не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать свою нежную привязанность к няне, и с глубокою благодарностью величать в ней первоначальную свою музу».

Подготовка творческой мастерской – 2 мальчикана роль Пушкина,, девочка- няня, режиссер.

Прослушивание  «У камелька» П.Чайковского из цикла

«Времена года» .

Задание №3

Музыка звучит:

взволнованно                     безмятежно                             печально

вдохновенно                       легко                                         мощно

торжественно                 нежно                                       радостно

светло                               лирично                                    сурово

энергично                        героически                                скорбно

--------------На экране комната няни

Творческая мастерская.

На столе атрибуты интерьера и одежды: свеча, платок, вязание, шарф, парик..

Режиссер выбирает костюм каждому герою.

Няня – девочка в платке со спицами, возле свечи сидит и слушает стихи.

Пушкин – мальчик в парике и шарфе берет карточку с заданием и читает.

Режиссер дает задание актерам и  проводит кастинг мальчиков на роль Пушкина.

--------------На экране гравюра «Пушкин и няня»  

Пушкин.

1.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила.

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

2.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.


Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Исполнение ученицей пьесы собственного сочинения для свирели «НЯНЯ»

Домашнее задание:

Текут года, звенят негромко реки,

Рассветы зажигают петухи,

Но не подвластны времени вовеки

Горячие бессмертные стихи.

Нас делая добрее и красивей,

Шуршат страницы книг, и под рукой

Ариной Родионовной Россия

Склоняется над пушкинской строкой.

                                               М. Пляцковский

Исполнение «Зимний вечер» М Яковлева и  русской народной песни «Буря мглою небо кроет» и их анализ.

Задание №4

Какое из графических изображений соответствует рисунку мелодии  русской народной песни «Буря мглою небо кроет»

 

    Итог урока: 

  1. Стихи А.С. Пушкина очень музыкальны, в интонации фраз уже улавливаются различные музыкальные интонации.

 2. Многие композиторы на одно и то же стихотворение писали свою музыку, тем самым показывая нам свое музыкальное прочтение стихотворения.

  3. При создании картины художники используют краски, а композиторы звуки, это и есть музыкальная живопись.

 4. Слушая музыку, ясно представляются живописные картины, музыка как бы рассказывает нам о происходящем, это и есть живописная музыка.

5. В стихах Пушкина и в музыкальных произведениях, написанных на его стихи есть и выразительность и изобразительность.

Домашнее задание:

Выбрать любое ( небольшое по размеру) стихотворение А.С. Пушкина или отрывок и подготовить к следующему уроку свое музыкальное прочтение данного стихотворения.

-------- На экране портрет Пушкина работы О.Кипренского

Задание №5.

Попробуйте одним словом выразить, что для вас значит Пушкин.

  Заключение.

   Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина.

Творческие задания и  проверочные тесты к уроку «Один день с Пушкиным»   ______________________

Задание №1.

Кто из композиторов сочинил это произведение:

Мусоргский

Прокофьев

Свиридов

Чайковский

Задание №2.

Соедините парами три кита и три чуда из «Сказки о царе Салтане»:

Белка                   марш

Богатыри            танец

Лебедь                песня

Задание №3

Музыка звучит:

взволнованно                     безмятежно                             печально

вдохновенно                       легко                                       мощно

торжественно                     нежно                                      радостно

светло                                 лирично                                   сурово

энергично                           героически                              скорбно

Задание №4

Какое из графических изображений соответствует рисунку мелодии  русской народной песни «Буря мглою небо кроет»

 Задание №5                

Попробуйте одним словом выразить, что для вас значит Пушкин.

Виды деятельности на уроке:

  1. Распевание. Вокальные упражнения для голосовых связок и дыхания.

  1. Пение. Исполнение муз. произведений (песен и романсов) на стихи Пушкина.

      Повторение муз.терминов в манере исполнения – а капелла, канон.

3) Работа с учебником. Задания, вопросы, основные понятия, ключевые слова, иллюстрации, картины.

4) Анализ поэтического текста. На основе стихов Пушкина дети доказывают, что стихи изначально очень музыкальны и каждая строчка несет в себе особую смысловую нагрузку.  Знаки препинания, используемые в стихах показывают нам характер музыки, ее темп, общее настроение.

5) Слушание музыки. На основе лучших образцов русской классической музыки (вокальной и инструментальной) познакомить уч-ся с неповторимым стилем каждого композитора, которые обращались к поэзии Пушкина (Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Свиридов).

  6) Цитирование наизусть отрывков из произведения Пушкина. Звучат музыкальные  иллюстрации из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда» и по характеру музыки становится ясно, кого хотел изобразить композитор (белку, богатырей, лебедь или море), а выразить это дети сразу стараются при помощи цитат из произведения Пушкина. Когда идет общее цитирование, в классе происходит эффект единения и поддержки.  

7) Работа с карточками. В процессе прослушивания произведения некоторые ученики поочередно работают с карточками. Они к основным карточкам, на которых написаны выразительные средства музыки ( тембр, мелодия, аккомпанемент, регистр, лад, динамика, ритм), подбирают две-три карточки, которые соответствуют характеру звучащей  музыки (низкий, хрустальный, плавная, угрожающе, отрывистая…) Затем показывают свои ответы классу, и остальные уч-ся еще раз закрепляют свои знания, соглашаясь или поправляя отвечающего.

8) Игра на музыкальных инструментах. Группа учащихся – ансамбль – исполняет русскую народную песню «Во саду ли в огороде».

9) Знакомство с различными видами искусства – живопись (портрет Пушкина работы Кипренского), барельеф (профиль няни), иллюстрация (Билибин к «Сказке о царе Салтане»), фотография (домик няни), Палехская шкатулка («Сказки Пушкина»)  

10) Письменная работа по карточкам-тестам  (5 заданий различной сложности)

11) Домашнее задание: стихи и  высказывания о Пушкине, рисунки детей.

12) Исполнение пьесы собственного сочинения

13) Творческая мастерская. Инсценировка-этюд «Пушкин и няня».

14) Подведение итогов урока. Повторение терминов «муз. прочтение стихотворения», «муз. выразительность», «муз. изобразительность», «муз. живопись», «живописная музыка».

   -----На экране портрет Пушкина

Мы живем в своем, настоящем времени. У нас свои заботы, свои труды, свои кумиры. Но волшебный Пушкин снова и снова с нами. Это – мера времени, мера высоты, мера глубины, мера человечности.

   Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви».

----------На экране портрет Пушкина и слова

(Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия).

 

На уроках литературы вы знакомились творчеством Пушкина – его стихами и сказками, изучали биографию поэта, об этом рассказывают ваши творческие работы и проекты. А сегодня на уроке мы попытаемся открыть нового для нас Пушкина – Пушкина в музыке, попробуем по-другому услышать знакомые стихи

Тема урока 

«Музыкальность стихов А.С. Пушкина. Выразительность и изобразительность»

 урок - музыкальное путешествие

                                       ЧАСТЬ 1. УТРО.

 Работа с учебником. - стр. 44.

Цитата

                     «Мороз и солнце; день чудесный!

                      Еще ты дремлешь, друг прелестный…»

 Текст после цитаты.

Найти в интонации слов  музыкальные интонации

  Работа с учебником- слова Чайковского

---------На экране портрет Чайковского

Распевание

На экране текст стиха

Пение «Сквозь волнистые туманы»

Слушание №1

--------- на экране текст стиха

Анализ текста

---------на экране портрет Шебалина

Слушание(продолжение №1)

Исполнение учителем РНП

Работа с учебником – задания стр. 45

Выбор дороги

Слушание «Тройка»

Задание-тест  №1

… На бескрайних просторах России, когда до нужного места можно было ехать сутки, а то и двое, в чистом поле вдоль дороги стояли высокие столбы, на которых висели небольшие колокола. В них никогда не звонили люди, но в пургу и метель без этих колоколов можно было сбиться с дороги и затеряться среди снегов.

      Для чего нужны были такие колокола?

( Во время метели, от сильного ветра колокола раскачивались и звонили, а ямщик

ехал на их звон, ведь они стояли вдоль дороги. Им дали название метельные колокола.)

                                                       ЧАСТЬ 2. ДЕНЬ.

 

мир сказок Пушкина (знаем с детства, наизусть цитируем) .

Работа с учебником. – стр 48\

Тема, восклицательная интонация

Какая сказка начинается со слов:

«Три девицы под окном…»

Что это за сказка? («О царе Салтане»…)

------На экране обложка книги «Сказка о царе Салтане»

сказочник музыкальный -Римский-Корсаков.

----------- на экране портрет Римского-Корсаков

 Учебник– текст и цитата  стр.49.

-----------------На экране бочка

Прослушивание №3 и чтение отрывка под музыку.

 Ключевое слово – стр49

учебник – стр50

что же такое музыкальная живопись?

Какой композитор  выступает в роли музыкального живописца? (Римский-Корсаков)

 

----------------На экране Белка

какой нарисовал Белку А.С. Пушкин?

Рисунки детей

Слушание №4, пластическое интонирование

Карточки – работа в парах

-------------- на экране «33 богатыря»

Какими нарисовал Пушкин богатырей

Слушание №5, пластическое интонирование

Карточки – работа в парах

------------------------на экране Лебедь

Чтение стр 51

Рисунки детей

Слушание, пластическое интонирование

Карточки – работа в парах

Задание-тест №2

Выступление ансамбля народных инструментов

    ЧАСТЬ 3. ВЕЧЕР.

Куда спешил Пушкин

учебник– стр 46.

-------------------На экране домик няни

Учебник – цитата стр 46

       Это няня Арина Родионовна Яковлева, которая оказала огромное влияние на творчество Пушкина и была самым близким человеком для поэта. Арина Родионовна была простой крестьянкой, сама не знала грамоты, но сказочницей была необыкновенной. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных былин и песен Пушкин знал благодаря няне, и если бы не было няни, и Пушкин был бы, наверное, другим…

Подготовка творческой мастерской

Прочтите в учебнике текст на стр. 46( под фото).        

слушание  №7

--------------------На экране комната Арины Родионовны

Задание-тест №3.

Творческая мастерская (няня слушает стихи)

Домашнее задание – дети о Пушкине

Учебник - текст стр 47

Пение и сравнение песен «Зимний вечер»

 Учебник - задания стр.47

 ключевое выражение. Как вы его понимаете

задание-тест №4

Домашнее задание: муз. прочтение стих-я Пушкина

-------- на экране портрет Пушкина работы О.Кипренского

    Итог урока: 

   1. Стихи А.С. Пушкина очень музыкальны, в интонации фраз уже улавливаются различные музыкальные интонации.

  2. Многие композиторы на одно и то же стихотворение писали свою музыку, тем самым показывая нам свое музыкальное прочтение стихотворения.

  3. При создании картины художники используют краски, а композиторы звуки, это и есть музыкальная живопись.

 4. Слушая музыку, ясно представляются живописные картины, музыка как бы рассказывает нам о происходящем, это и есть живописная музыка.

5. В стихах Пушкина и в произведениях, написанных на его стихи есть и выразительность и изобразительность.

Заключение

    Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина.

Задание-тест №5

отрывистая

призывная

грозная

зная

плавная

 

скользящая

быстрый

умеренный

 

медленный

низкий

высокий

средний

флейта

 

треугольник

 труба

 

барабан

 

скрипка

 

арфа

хрустальный

 

нежный

грозный

МЕЛОДИЯ

МЕЛОДИЯ

ТЕМП

ТЕМП

РЕГИСТР


РЕГИСТР


ТЕМБР

ТЕМБР


ИНСТРУМЕНТЫ



ИНСТРУМЕНТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скользящая

быстрый

умеренный

 

медленный

низкий

высокий

средний

флейта

 

треугольник

 труба

 

барабан

 

скрипка

 

арфа

хрустальный

 

нежный

грозный

МЕЛОДИЯ

МЕЛОДИЯ

ТЕМП

ТЕМП

РЕГИСТР


РЕГИСТР


ТЕМБР

ТЕМБР


ИНСТРУМЕНТЫ



ИНСТРУМЕНТЫ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

В 4 «Б» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«РОССИЯ, РОДИНА МОЯ».

ТЕМА УРОКА:

«КАНТАТА С. С. ПРОКОФЬЕВА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ».

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК (ИТОГОВЫЙ):

ИСТОРИЯ, МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА,

 ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, КИНЕМАТОГРАФ.

УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Г. ЛЮБЕРЦЫ

2008-2009  ГОД

Тема урока:

«Музыкальность, выразительность и изобразительность стихов А.С.Пушкина»

Эпиграф:

 «Пока в России длится Пушкин метелям не задуть свечу»

Художественно-педагогическая идея урока:

    Во взаимосвязи смежных видов искусств –  музыки и живописи раскрыть новые грани поэзии А,С.Пушкина.

Цели урока: 

- прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;

-  формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

-  увидеть значение творчества великого русского поэта А.С.Пушкина для русской музыки;

- показать многомерность и гармоничность всех жанров музыки, поэзии и живописи;

- ощутить, что стихи Пушкина необыкновенно музыкальны;

- ввести и усвоить новые термины «музыкальная живопись», «музыкальное прочтение стихотворения», «выразительность и изобразительность», «живописная музыка».

Тип урока:

Интегрированный урок-путешествие «Один день с Пушкиным»

Средства обучения:

  • Учебник «Музыка. 4 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

                                (Москва, Просвещение, 2005 г.)

  • Музыкальный центр
  • Проектор
  • Карточки
  • Русские народные инструменты

Музыкальный материал:

Романсы и песни на стихи А.С.Пушкина:

1. «Зимняя дорога» муз. В Шебалина,

2. «Зимний вечер» муз М.Яковлева;

Русские народные песни на стихи Пушкина:

3.«Сквозь волнистые туманы»,

4.«Буря мглою небо кроет»;

5. Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;

6. Русская народная песня-наигрыш «Во саду ли, в огороде»;

7. П.И.Чайковский «Времена года. Январь. У камелька»;

8. Г.В.Свиридов «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».

Литературный материал:

Стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», «Зимний вечер».

«Сказка о царе Салтане»

Виды деятельности на уроке:

  1. Распевание. Вокальные упражнения для голосовых связок и дыхания.

  1. Пение. Исполнение муз. произведений (песен и романсов) на стихи Пушкина.

      Повторение муз.терминов в манере исполнения – а капелла, канон.

3) Работа с учебником. Задания, вопросы, основные понятия, ключевые слова, иллюстрации, картины.

4)Анализ поэтического текста. На основе стихов Пушкина дети доказывают, что стихи изначально очень музыкальны и каждая строчка несет в себе особую смысловую нагрузку, как знаки препинания, используемые в стихах показывают нам характер музыки, ее темп, общее настроение.

5)Слушание музыки. На основе лучших образцов русской классической музыки (вокальной и инструментальной) познакомить уч-ся с неповторимым стилем каждого композитора, которые обращались к поэзии Пушкина (Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Свиридов).

  6) Цитирование наизусть отрывков из произведения Пушкина. Звучат музыкальные              иллюстрации из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - «Три чуда» и по характеру музыки становится ясно, кого хотел изобразить композитор (белку, богатырей, лебедь или море), а выразить это дети сразу стараются при помощи цитат из произведения Пушкина. Когда идет общее цитирование, в классе происходит эффект единения и поддержки.  

7).Работа с карточками. В процессе прослушивания произведения некоторые ученики поочередно работают с карточками. Они к основным карточкам, на которых написаны выразительные средства музыки ( тембр, мелодия, аккомпанемент, регистр, лад, динамика, ритм), подбирают две-три карточки, которые соответствуют характеру звучащей  музыки (низкий, хрустальный, плавная, угрожающе, отрывистая…) Затем показывают свои ответы классу, и остальные уч-ся еще раз закрепляют свои знания, соглашаясь или поправляя отвечающего. В этом задании есть еще и развитие логического мышления, если ученик затрудняется правильно подобрать карточки. Ведь вряд ли он подберет к слову «мелодия» слово «хрустальный, а к слову «ритм» слово «отрывистая». Вспомнит правила русского языка.

8)Игра на музыкальных инструментах. Группа учащихся – ансамбль – исполняет русскую народную песню «Во саду ли в огороде».

9)Знакомство с различными видами искусства – живопись (портрет Пушкина работы Кипренского), барельеф (профиль няни), иллюстрация (Билибин к «Сказке о царе Салтане»), фотография (домик няни), Палехская шкатулка («Сказки Пушкина»)  

10)Подведение итогов урока. Повторение терминов «муз. прочтение стихотворения», «муз. выразительность», «муз. изобразительность», «муз. живопись», «живописная музыка».

Сценарий литературной композиции

“Дороги Пушкина”.

При изучении творчества А.С.Пушкина используются разнообразные формы работы: литературные викторины, конкурсы чтецов, инсценирование.

Кульминацией всей большой разноплановой работы стал вечер, посвященный дням Памяти А.С.Пушкина, в котором удалось, как нам кажется, синтезировать все компоненты его творчества в единое целое.

Цель проведения вечера: раскрыть непреходящую актуальность творчества поэта. Нам хотелось, чтобы Пушкин был услышан, почувствован и лучше понят не только теми школьниками, русский язык для которых является родным, но и учащимися других национальностей, обучающимися в нашей школе.

1-й ведущий:

Дороги…

Размытые осенью, пыльные - летом.

Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле.

Весенние – больше похожие на реки.

2-й ведущий:

Дороги Пушкина….

3-й ведущий:

Дороги вечного странника, вечного путника, изгнанника.

1-й ведущий:

Гонимый судьбой, гонимый самодержавием.

Ведомый путеводной звездой.

На сцену выходит актер, исполняющий роль Пушкина:

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил

На большой мне, знать, дороге

Умереть господь судил.

 

 2-й ведущий:

Дороги Пушкина пролегали мимо холодных станций с вечно виноватыми смотрителями, мимо верстовых полосатых столбов, мимо нищих деревенек.

3-й ведущий:

Начало пути. Царскосельский лицей.

С какой любовью вспоминал Пушкин это первое свое заточение, которое подарило первые поэтические восторги.

Пушкин:

Это было в 1815 году на публичном экзамене в лицее.

Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались.

Экзамен наш очень его утомил. Наконец вызвали меня.

Я прочел мои “Воспоминания в Царском Селе”, не помню, как я закончил свое чтение, не помню, куда убежал.

Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел меня обнять.

Меня искали, но не нашли.

Маленький Пушкин:

Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый

Плывет в сребристых облаках.

1-й ведущий:

По окончании лицея в 1817 году Пушкин был зачислен в коллегию иностранных дел. Начинается его столичная жизнь. Он пишет ряд политических стихотворений, проникнутых идеей гражданской свободы. Он занимается не столько “иностранными делами”, сколько литературными. До правительства дошли сведения о дерзких стихах и эпиграммах Пушкина на политические темы

Молодой Пушкин читает стихотворение “К Чаадаеву

Карамзин:

Над здешним поэтом Пушкиным, если не туча, то по крайней мере, облако, и громоносное… Служа под знаменем либералистов, он написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей.

Из письма Карамзина

 Курьер:

КУРЬЕР

“Коллежскому секретарю Пушкину, отправляемому к главному попечителю колонистов Южного края России генерал-лейтенанту Инзову, выдать на проезд тысячу рублей ассигнациями из наличных коллегии на курьерские расходы”

из приказа

Министра иностранных дел

Нессельроде.

4 мая 1820 год.

 

Молодой Пушкин:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка,

С утра садимся мы в телегу,

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошел!

 

2-й ведущий:

Дорога вечного невольника стала великой стезей. Заточение влекло за собой уединение, где впервые встречался Пушкин с героями своих будущих произведений, где зрела в тишине мысль, где самые обычные слова сплетались в удивительные строки.

(под музыку выходят цыгане и танцуют)

Цыганка:

Птичка божия не знает

Ни заботы, ни труда,

Хлопотливо не свивает

Долговечного гнезда,

В долгу ночь на ветке дремлет,

Солнце красное взойдет,

Птичка гласу бога внемлет,

Встрепенется и поет.

Пушкин:

Здравствуй, счастливое племя!

Узнаю твои костры.

Я бы сам в иное время

Провождал сии шатры.

Завтра с первыми лучами

Ваш исчезнет вольный след.

Вы уйдете – но за вами

Не пойдет уж ваш поэт.

3-й ведущий:

В южном уединении приходят к поэту Кавказский пленник, Алеко, Евгений Онегин, Татьяна – милый идеал поэта.

(На сцену выходит Татьяна. Звучит письмо Татьяны)

1-й ведущий:

И снова дорога. Снова за окном кибитки мелькают полосатые версты. Новое изгнание, теперь в родовое имение Михайловское.

Пушкин:

Но злобно мной играет счастье:

Давно без крова я ношусь,

Куда подует самовластье.

Уснув, не знаю, где проснусь.

Всегда гоним, теперь в изгнанье влачу закованные дни.

2-й ведущий:

Зимний вечер. Маленький ветхий домик, затерянный в бескрайней снежной пустыне. Горит свеча, потрескивают поленья в печи. В комнате двое: Арина Родионовна и её воспитанник.

(На сцену выходит няня, неся чашку с чаем А.Пушкину)

Пушкин:

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

 

3-й ведущий:

Именно благодаря няне в поэзию Пушкина вошли мотивы сказок “О золотом петушке”, “О мертвой царевне и семи богатырях”, “О попе и его работнике Балде”.

(сценка из сказки “О попе и его работнике Балде”).

(звучит вальс Грибоедова А.С.)

На одном из обычных московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу.

(На сцену выходят Н.Н.Гончарова и молодой человек)

Молодой человек читает:

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В её сиянье исчезает.

1-й ведущий:

Это была Наталья Николаевна Гончарова, божество, которому он поклонялся всю жизнь.

Н.Н.Гончарова:

(звучит стихотворение “Мадонна”).

2-й ведущий:

Летом 1829 года поэт приехал в Болдино, чт бы войти во владение имением, но эпидемия холеры задержала его на целых три месяца. Болдинская осень отмечена невиданным творческим подъемом. Он закончил “Евгения Онегина”, создал прекрасные лирические стихотворения, попробовал себя в драматургии.

(сцена из “Скупого рыцаря”. Монолог Скупого рыцаря.)

3-й ведущий:

Пушкин и сам был удивлен богатым урожаем Болдинской осени и, возвратившись в Москву, написал другу: “Скажу тебе, что в Болдино писал так, как давно уже не писал. Я привез “Онегина”, “Маленькие трагедии” и пять прозаических повестей”. Одна из них – “Барышня – крестьянка”.

(сцена из повести “Барышня-крестьянка”).

1-й ведущий:

Пушкин снова в столице. Как тяжело поэту в холодном Петербурге!

Пушкин:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит-

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне долям –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

2-й ведущий:

Пушкин остро ощущает, что жизнь проходит, времени остается все меньше. Незадолго до своей гибели в августе 1936 года Пушкин пишет свое поэтическое завещание.

( звучит стихотворение “Памятник”)

(Звучит “героическая симфония” Бетховена.

К концу стихотворения громкость нарастает, выходят все участники спектакля)

У памятника на закате летом

Играют дети. И, склонив главу,

Чуть озаренную вечерним светом,

Он с возвышенья смотрит на Москву.

Шуршат машины, цепью выбегая

На площадь из-за каждого угла.

Шумит Москва – родная, но другая –

И старше и моложе, чем была.

А он все тот же. Только год от года

У ног его на площади Москвы

Все больше собирается народу,

И все звучнее влажный шум листвы.

Участник наших радостей и бедствий,

Стоит, незыблем в бурю и в грозу,

Там, где играл, быть может, в раннем детстве,

Как те ребята, что снуют внизу.

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ

В 4 «Б» КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:

«РОССИЯ, РОДИНА МОЯ».

ТЕМА УРОКА:

«КАНТАТА С. С. ПРОКОФЬЕВА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ».

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК (ИТОГОВЫЙ):

ИСТОРИЯ, МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА,

 ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, КИНЕМАТОГРАФ.

 

                                                     УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ СОЛОМИНА И.И.

                      МОУ ГИМНАЗИЯ №24

Г. ЛЮБЕРЦЫ

2008-2009

                                                             

Тема урока:

Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский»

Эпиграф:

 «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом».

Художественно-педагогическая идея урока:

    Во взаимосвязи смежных видов искусств –  истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского.

Цели урока: 

- прививать бережное отношение к истории своего народа;

-  формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

-  оценить  значение творчества великого русского композитора С.С. Прокофьева в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины.

- показать многомерность и гармоничность различных видов искусств  для создания образа Александра Невского.

- ввести и усвоить новые термины: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «живописная музыка», «выразительность и изобразительность».

Тип урока:

Интегрированный урок-беседа с элементами творчества.

 

Средства обучения:

  • Учебник «Музыка. 2, 3, 4 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

                                (Москва, Просвещение, 2005 г.)

  • Музыкальный центр
  • Телевизор, DVD, CD.
  • Репродукции картин и икон русских художников
  • Русские народные инструменты

                                                                                                                                             1

Цель урока:

     В единстве и взаимосвязи нескольких  видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать, кем он был для русского народа и для своей Родины.

Повторение.

Учитель: Кто такой А. Невский?

Дети: Русский князь, полководец.

(Далее в тексте: У – учитель, Д – дети, учащиеся).

У: Когда он жил?

Д: Почти 800 лет назад.

У: Если бы он был обычным человеком, сохранилось бы в истории России его имя через столько лет?

Д: Конечно, нет.

У: Вспомните основные этапы его биографии.

Д: Александр Невский был праправнук А. Македонского, в пять лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все предки А. Невского были военноначальниками.

У: Фамилию Невский он получил при рождении?

Д: Нет, эту фамилию дал ему народ.

У: Почему народ стал называть его Невским?

Д: В 20 лет победил шведов на Неве-реке,

Работа с учебником.

Учебник «Музыка. 2 класс» (стр. 42-43). Картинная галерея.

У: Во 2-ом классе мы начали создавать образ А. Невского при помощи картин русских художников – Михаила Нестерова и Петра Корина . Художники языком живописи (палитра, цветовая гамма, колорит) донесли до нас художественный образ А.Невского, причем  каждый художник  передал свой образ Невского. Сравните эти картины.

Д: Сходство – на обеих картинах у А. Невского оружие, святые образа, церковь вдали, как символ веры; отличие – в картинах контрастная палитра, разное настроение героя, изображения на иконах тоже отличаются.

У: А сейчас давайте вспомним, как музыкальными средствами рисует нам образ А. Невского композитор Прокофьев.Вспомните музыкальные примеры

«А и было дело на Неве-реке», «Вставайте, люди русские».

Распевание и исполнение музыкальных примеров из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

У: Сейчас мы распоемся на интонациях песни «А и было дело…» (сопрано – альты поочередно исполняют свою музыкальную партию)

У: Какой вид колокольного звона можно использовать в этой части?

Д: Благовест.

Творческое задание.

Исполнить песню «А и было дело на Неве-реке» из кантаты «Александр Невский»  по партиям с использованием треугольников разных тембров.

А и было дело на Неве-реке,

На Неве-реке, на большой воде.

Как рубили мы злое воинство,

Злое воинство, войско шведское.

Определение на слух.

У. А сейчас вы услышите знакомую мелодию.

Дети на свирелях исполняют мелодию песни «Вставайте, люди русские».  

У: Кто узнал эту мелодию?

Д: Это мелодия песни «Вставайте, люди русские».

У: А какой вид колокольного звона слышится в этой части?

Д: Набат.

Творческое задание:

Исполнить части «Вставайте, люди русские» с инструментами (свирели, треугольник)

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой,

Вставайте, люди вольные

За нашу землю честную.

Врагам на Русь не хаживать,

Полки на Русь не важивать

Поля Руси не таптывать,

Вставайте, люди русские.

У: Давайте сравним эти части по основным средствам музыкальной выразительности – на примере цветика-семицветика.  При сравнении будем употреблять выражения  «1 песня» («А и было дело…») и «2 песня» («Вставайте, люди русские»):

Анализ музыкальной формы.

 Средства

муз. выразит.              1 песня                        2 песня

Темп:                         медленный                   быстрый

Регистр:                     низкий                          высокий.

Тембр:                       мягкий                          пронизывающий.

Мелодия:                   плавная                       отрывистая.

Лад:                           мажорн                        минор

Интонация:              народная песня            тревожный марш.

Динамика:                пиано                            форте

Итог:

     Художники Корин и Нестеров средствами изобразительности создали противоположные образы одного и того же человека – А. Невского. А  композитор Прокофьев создал  средствами выразительности разные музыкальные темы, которые очень отличаются друг от друга. Это и будет называться контраст.

Работа с учебником.

У: А сейчас нам понадобится учебник «Музыка. 3 класс» (стр. 16-17)

В 3 классе мы обогатили свои знания об А. Невском, узнали, что через сто лет после смерти он возведен в лик святых.  И на стр. 16 учебника мы уже видим изображение А. Невского на иконе. Как называется икона?

Д: Святой Благоверный князь Александр Невский.

Домашнее задание (сообщения на тему  «Что такое икона», «Иконописцы»).

«Что такое икона»

   Слово «икона» с глубокой древности стало употребляться как название изображения святых. Иконы писались на деревянных  досках. Икона  говорит с нами на условном языке символов. Чистые краски, певучие линии, незабываемая композиция рождают у созерцающего икону особое состояние.

Икона - это не картина, а как бы чудесное окно в другой, небесный мир, к нему с надеждой обращается человек во время молитвы.

«Иконописцы»

   Долгие века художники на Руси писали только иконы и назывались иконописцами. На иконах изображали Бога и святых. Рисовать простых людей на них запрещалось.  Даже подписать икону своим именем было нельзя, считалось, что искусство принадлежало Богу. Вот почему мы не знаем имен большинства художников.

Прослушивание песнопения «Величание князю Александру».

У: Мы прослушали древнее славянское песнопение ««Величание князю Александру». Какой хор исполнял это песнопение?

Д: Исполнял мужской хор.

У: В каком стиле пел хор?

Д: В стиле «а капелла», т. е. без сопровождения.

У: На стр. 16 учебника есть определение, что такое кантата. Прочтите, пожалуйста.

Д: Кантата – произведение для хора, оркестра и певцов-солистов.

У: Так кто же исполняет кантату?

Д: Хор, оркестр, и певцы-солисты.

Новый материал.

У: И вот, наконец, мы дошли до учебников 4 класса, откройте учебник «Музыка. 4 класс» (стр. 20-21). Прочтите ключевое выражение.

Д: Кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра.

У: До сих пор  в кантате мы слышали термины «хор» и «оркестр», а о певцах-солистах пока речь не шла. Но в  названии видим  певческий голос - «меццо-сопрано». Это низкий женский голос, который звучит в  6 части кантаты.

Д: А как переводится это название?

У:  Мы знаем, что голос сопрано – это высокий женский голос, а слово «меццо» в переводе с итальянского значит «не очень, не слишком».

Д: Значит меццо-сопрано это не очень высокий женский голос?

У: Правильно, молодцы. А вы не задумывались о том, что музыка  С.С. Прокофьева написана на слова какого-то поэта.

Д: Да, мы же поем песни из этой кантаты.

У: Интересно, что текст  написал сам Прокофьев. Он работал иначе, чем поэты. Он вначале написал музыкальные инструментальные темы, а затем сочинил к ним слова. Прежде чем послушать незнакомые ещё музыкальные примеры, мы познакомимся с текстом новой песни. Но вначале давайте прочтем тему урока.

Д: «Я пойду по полю белому…»

Творческое задание.

Четыре девочки получают карточку с текстом песни «Я пойду по полю белому…» и ищут соответствующие интонации голоса для дальнейшего прочтения. Остальные слышат интонация колыбельной и по руке учителя начинают ее петь с закрытым ртом. На фоне колыбельной звучит текст.

1.

Я пойду по полю белому,

Полечу по полю светлому.

2.

Поищу я славных соколов,

Женихов моих - добрых молодцев.

3.

Кто лежит мечами порубленный.

Кто лежит стрелою пораненный,

4.

Напоили они кровью алою

Землю честную, землю русскую.  

                                                                                                                             

У: Спасибо хору и чтецам. Как вы думаете, удалось ли девочкам передать настроение текста?

Д: Да, удалось. Они читали очень выразительно.

У: Хор узнал основную интонацию исполняемой мелодии?

Д: Да, это была колыбельная.

У: Почему С.С. Прокофьев взял в кантату интонацию колыбельной песни? Для кого она звучит?

Д:  Для мертвых воинов на поле битвы. В тексте мы слышали слова женщины, которая ищет среди погибших своего мужа.

У: Правильно. Давайте прочтем текст на стр. 21 учебника

Работа с учебником.

Д: Женщины идут по снежному полю в надежде найти своих родных живыми. Звучит простая мелодия в духе народных песен. Эта песня-плач, которая звучит в 6 части кантаты «Мертвое поле». И исполняет её низкий женский голос – меццо-сопрано.

У: Ледовое побоище закончилось победой войска А. Невского, войско крестоносцев ушло под лед, но много погибло и русских воинов. Этот момент изображен в фильме режиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский». Этот фильм снят в 1938 году.  Некоторые фрагменты  из этого фильма мы уже видели. А сейчас увидим фрагмент «Мертвое поле».  

Просмотр фрагмента фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский».

У: Что вы скажете об увиденном фрагменте?

Д: Фильм очень захватывающий, особенно эпизоды битвы на льду.

Даже не замечаешь, что фильм не цветной, а черно-белый.

Кажется, что ты тоже сражаешься вместе с войском А. Невского.

У: Снят и новый художественный фильм. Он называется «Александр. Невская битва». Он шел недавно на телевидении. Кто видел это фильм?

Д: Я видел этот фильм, но больше мне нравится фильм Эйзенштейна, в нем очень хорошая музыка, она помогает переживать.

Д: Мне не понравилось, что в новом фильме Александр Невский показан как главарь банды, а не как полководец.

Д: Новый фильм цветной, там много яркий костюмов, но без музыки Прокофьева его смотреть не так интересно, как старый фильм.

Д: А мне понравился новый фильм, мы смотрели его на каникулах всей семьей.

 

Творческое задание:

 У:  Кто- то, может быть, в будущем станет известным режиссером и снимет свой фильм об Александре Невском.  А кто уже сейчас хочет попробовать себя в этом?

Д: (поднимают руки, учитель выбирает одного, кто на уроке не проявил особой активности)

У: Представь себе, что ты режиссер, и на главную роль тебе нужно выбрать одного актера из нескольких. Если бы ты снимал фильм, кого из класса  взял бы на главную роль?

Ученик выбирает из класса нескольких мальчиков.

У: Для сравнения актерских данных каждому нужно произнести слова главного героя из фильма Александр Невский» с соответствующей интонацией:

1. «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»

2.«С родной земли умри, а не сойди!»

3. «На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!»

Ученик-режиссер проводит кастинг и выбирает одного актера на главную роль.

У: Сейчас на канале РТР идет цикл передач «Имя Россия». И имя Александра Невского занимает пока первое место по количеству голосов телезрителей.

Это еще раз говорит о его значимости в истории России.

Опережающий компонент в обучении.

 Работа с учебником. «Музыка. 5 класс (стр. 96-97)

У: Мы так плодотворно и творчески работали сегодня на уроке, что сможем заглянуть в будущее, то есть поработать по учебникам 5 класса.  Посмотрите,  как изобразил эти события после Ледового побоища художник В Серов. Картина называется «Въезд А. Невского во Псков после Ледового побоища».

Д: Здесь Александр на коне, а рядом с ним идут пленные крестоносцы.

У: А кто еще изображен на картине?

Д: Это русские люди, здесь и  дети, и женщины, и старики, все стоят с поднятыми руками, на лицах радость и ликование, они славят Александра Невского.

У: На следующей странице вы видите фотографию. Сейчас это обычное поле,  но это то самое поле боя, где бился насмерть Александр Невский со своей дружиной. Подвиг А. Невского навсегда запечатлен скульптором Олегом Комовым.

Д: Да, это фигуры Александра Невского и двух воинов.

У: Эти фигуры  высечены из камня и называются скульптура. Как вы думаете, почему скульптор Комов изобразил А. Невского не одного?

Д: Чтобы показать, что один Александр не победил бы, а эти два воина как бы все войско русское.

У: Вы хотите проверить свои музыкальные знания на примере ключевых слов и выражений из учебника 5 класса?

Д: Да, хотим.

Дети по очереди читают ключевые слова и выражения, которые смогут объяснить и дают им свое определение (язык искусства, выразительность, изобразительность, музыкальная живопись, живописная музыка, контраст, инструментальная тема).

                                                                                                         5

Итог урока.

У: А. Невский  был патриот. А как вы понимаете это слово?

Д: Патриот – это человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать её, что спасти Россию.

У: А можно ли назвать патриотами вот этих людей: композитора Прокофьева, художников Нестерова, Корина, Серова, кинорежиссера Эйзенштейна, скульптора Комова?

Д: Нет, нельзя. Потому что они жили в мирное время и не защищали Родину.

У: Но ведь мы через их произведения узнали об Александре Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты?

Д: Наверное, можно их назвать патриотами…  Ведь они создавали свои произведения не для себя, а для Родины и для народа, для нас.

У: Конечно, ведь патриот – это не только тот, кто сражается во время войны. Для художников их оружием являются ноты, картины, фильмы, скульптуры. А кто из вас может назвать себя патриотом?

Дети поднимают руки

У: А что является вашим оружием?

Д: Знания, хорошая учеба, патриотические песни.

У: Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это, может быть, в какой-то степени иногда даже труднее. Учитесь, получайте новые знания, пойте любимые песни, и вы будете настоящими патриотами своей страны. Вы - будущее России.

Небольшая пауза для осмысления детьми сказанного.

У: Чтобы закончить наш урок на возвышенной патриотической ноте, давайте исполним песню «На Руси родной» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Как мы будем исполнять эту мелодию?

Д: Гордо, распевно, торжественно, широко.

У: А какой вид колокольного звона можно использовать?

Д: Конечно, трезвон.

Финал урока 

Творческое задание:

Исполнение песни «На Руси родной» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» с использованием инструментов.

 

                                             

                                                                               

Виды деятельности на уроке:

1. Пение

2. Игра на инструментах

3. Анализ муз. произведений

4. Анализ репродукций картин русских художников

5. Работа с  учебниками

6. Работа со стихотворным текстом

7. Творческое домашнее задание в виде реферата

8. Прослушивание музыки

9. Просмотр видеофильма

10.Беседа о роли А. Невского в современном мире

11.Выбор лучшего актера на главную роль

12.Закрепление ключевых понятий

13.Работа с музыкальными терминами

                                                                                                                 6    

На уроке использованы:

1. Отрывки из кантаты С. С. Прокофьева («А и было дело», «Вставайте, люди русские», «На Руси родной», «Мертвое поле», «Я пойду по полю белому»).

2. Отрывки из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»

3. Репродукции картин: М Нестеров «Александр Невский», П. Корин

«»Северная легенда», В Серов «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища».

4. Икона «Святой Благоверный князь Александр Невский».

5. Духовное песнопение «Хвала Александру»

6. О. Комов «Александр Невский». Скульптура

7. «Ледовое побоище». Палех

 

8.  Книга «Сергей Прокофьев»

                                     

                                                                 

                                                                                                                7

1.

Я пойду по полю белому,

Полечу по полю светлому.

2.

Поищу я славных соколов,

Женихов моих - добрых молодцев.

3.

Кто лежит мечами порубленный.

Кто лежит стрелою пораненный,

4.

Напоили они кровью алою

Землю честную, землю русскую.  

1.

Я пойду по полю белому,

Полечу по полю светлому.

2.

Поищу я славных соколов,

Женихов моих - добрых молодцев.

3.

Кто лежит мечами порубленный.

Кто лежит стрелою пораненный,

4.

Напоили они кровью алою

Землю честную, землю русскую.  

1.

Я пойду по полю белому,

Полечу по полю светлому.

2.

Поищу я славных соколов,

Женихов моих - добрых молодцев.

3.

Кто лежит мечами порубленный.

Кто лежит стрелою пораненный,

4.

Напоили они кровью алою

Землю честную, землю русскую.  

1.

Я пойду по полю белому,

Полечу по полю светлому.

2.

Поищу я славных соколов,

Женихов моих - добрых молодцев.

3.

Кто лежит мечами порубленный.

Кто лежит стрелою пораненный,

4.

Напоили они кровью алою

Землю честную, землю русскую.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по музыке "В музыкальном театре" 2 класс

Обобщающий урок по теме " Музыкальный театр", презентация, памятка Правила поведения в театре....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Открытый урок по музыке «Мультфильмы, сказки и их музыкальные герои» (1 класс)

Открытый урок по музыке в 1 классе по теме "Мультфильмы, сказки и их музыкальные герои" с применением игр, викторин....

Открытый урока по музыке в 1 классе "Разнообразие музыки"

Открытый урока по музыке в 1 классе по теме "Разнообразие музыки". Урок разработан на основе изучения и анализа разножанровой музыки. Объясняется понятия "песенность", "танцевальность", "маршевость"....

Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера». Учитель музыки: Бахарева В.Н.

Конспект открытого урока по музыке "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"...

Конспект открытого урока по музыке на тему: «Ударные музыкальные инструменты»

Тема: «Ударные музыкальные инструменты»Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.Цель: Познакомить детей с многообразием ударных инструментов, с историей их создания.Задачи: Закреп...

Открытый урок по музыке во 2 классе на тему: Музыкальные инструменты

Музыкальный материал урока: актуальный, глубокий по содержанию, соответствует цели урока, возрастным особенностям детей и их музыкальным способностям и несомненно, нравится детям.Деятельность учителя ...