урок по музыке в 3 классе по ФГОС
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме
Это урок, построенный на активизации самостоятельного мышления учащихся при слушании музыкального произведения.
В процессе слушания музыки выполняется творческая работа, по окончании основной части урока обдумываются вопросы теста. Степень усвоения музыкального материала позволит проверить краткая викторина. Все правильные ответы выводятся на экран, и каждый учащийся может самостоятельно проверить результаты своей деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta.doc | 86.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
Ф.И.О. педагога Моисеева Ирина Павловна
Предмет: Музыка
Класс: 5
Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков
Тема урока: | Музыкальный образ Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт». | ||
Задачи урока | расширение знаний о творчестве Э. Грига; совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки; развитие эмоциональной отзывчивости на произведение; формирование устойчивого интереса к классической музыке. | ||
Цели урока | углубление представлений о программной музыке, музыкальном образе и содержании музыкальных произведений | ||
Место проведения занятий | Кабинет искусство | ||
Оборудование | Компьютер, экран, синтезатор и фортепиано, презентация; аудиозапись сюиты Э.Грига “Пер Гюнт”; мультипликационный фильм “Гномы и горный король”; ноты пьес “Утро”, “Смерть Озе”, “Танец Анитры”, “В пещере горного короля”, “Песня Сольвейг”; цветные карандаши (у каждого ученика); листы для детей с индивидуальными заданиями (таблица выразительных средств, таблица для викторины, 2 контура Сольвейг). | ||
Виды контроля и измерители | Промежуточный. Взаимопроверка. | ||
Универсальные учебные действия: | Планируемые результаты деятельности: | ||
Формирование универсальных учебных действий: | 1. Личностные УУД Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. 2. Регулятивные УУД Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности. 3. Познавательные УУД Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке. Воспринимать на слух музыкальное произведение. Давать образную характеристику прослушанного произведения. 4. Коммуникативные УУД Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач. | ||
Основное содержание темы урока | Выполнение творческого задания, определение названий телепередач по характеру звучащей музыки, выполнение музыкально-ритмических движений. Просмотр видео о тапёре. | ||
Этапы урока | |||
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Самоопределение К учебной деятельности | Исполнение музыкального приветствия | Исполнение (в диалоге с учителем). Организация класса. | Личностные: мотивация, самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Пробное учебное действие | В любом музыкальном произведении так же, как в романе, повести, сказке, картине, есть свое содержание. Это содержание отражает окружающий нас мир. Только мы не встречаемся с конкретными изображениями людей, птиц, зверей и это не словесные описания событий. Это – музыкальные образы. Музыкальный образ – условный персонаж музыкального произведения. Богатые средства музыкальной выразительности позволяют создать самые разные образы. Их можно обозначить как образ-портрет, образ-сцена, образ-пейзаж, образ-настроение. В зависимости от содержания и замысла композитора в музыкальном произведении может быть один или несколько образов | Актуализация знаний учащихся. 1.Кто такой Генрих Ибсен? _ Генрих Ибсен - норвежский драматург. 2. Как зовут норвежского композитора, автора музыки к драме? композитор Эдвард Григ. 3. Что вы знаете о содружестве композитора и драматурга? -Композитор написал музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт” - свое самое значительное произведение. Премьера спектакля состоялась в 1876 г., и ей сопутствовал огромный успех. Впоследствии из музыки к спектаклю композитор составил две сюиты для оркестра. | Познавательные: логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета |
Постановка учебной задачи. | Перед вами ноутбуки, и есть у групп задания: 1 группа – работает с интернетом, 2 группа – работает по карточкам | 1 группе. Что такое сюита? ответ -( Сюита (от французского “ряд”, “последовательность”) – последовательность, или цикл пьес разного характера.) 2 группе. Расскажите, что вы знаете о композиторе Григе. Нам помогут вспомнить сведения о нем предложения с пропущенными словами. (приложение 1) 1 группа. Музыка Грига проникнута интонациями … народных песен и …(норвежских, танцев). 5. В произведениях композитора воплощены образы … природы, картины … жизни (северной, народной). | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические – анализ субъектов с целью выделения общего признака. Регулятивные: контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном. Коммуникативные: мотивация (учитель обращается к учащимся с предложением создать портрет композитора). |
Сейчас речь пойдет о прикладной музыке. Вы ее слышали в любом немузыкальном фильме или театральном спектакле. Эта музыка лишь сопровождает действие и часто не имеет самостоятельного значения. Вот такого типа музыку и заказал Григу Ибсен. Бывает так, что когда великий композитор сочиняет “второстепенную” музыку, она выходит за рамки простого сопровождения и приобретает самостоятельное значение, становится самостоятельным художественным произведением. Так и произошло с музыкой Грига Герой пьесы, деревенский парень Пер Гюнт, cорок лет странствует по разным странам. Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке. Несколько раз наживал он нечестным путем огромное богатство, но к концу жизни все растерял. Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая все ему прощает. Все лучшее, что было когда-то в душе Пера, Сольвейг сохранила в своем сердце. В пьесе Ибсена много сатиры, он жестко высмеивает худшие стороны жизни. Но это мало интересовало Грига. “Я вижу другого Пера. Самим собой он остался в сердце Сольвейг, и таким я хочу сохранить его в своей музыке”, - писал Григ Ибсену. Сколько сюит составил Григ из музыки к спектаклю? Сколько частей в каждой сюите? Как называются части Первой сюиты? | 1. Что такое пейзаж? 2. Какую пьесу из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига можно назвать музыкальным пейзажем? 3. К указанию темпа в этом произведении композитор добавил слово пастораль. Что это означает? ( ответы учащихся) | ||
Звучит пьеса из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига «Утро» | В спектакле пьеса звучит как вступление к IV действию, которое происходит в Африке. Но нам представляется северное норвежское утро. Пер вспоминает о своей далекой родине. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долину, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига. “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака”, - говорил Э. Григ. | Слушание музыки, наблюдение по нотам.(Приложение 3) 1.Какие особенности у мелодии в пьесе “Утро”? 2. Как форма и оркестровка раскрывают содержание пьесы “Утро”? | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические – анализ субъектов с целью выделения общего признака. Регулятивные: контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном. Коммуникативные: мотивация (учитель обращается к учащимся с предложением создать пейзаж «Утро»). |
Посмотрите на экран. Какие изображены музыкальные инструменты? Почему композитор не включил их в партитуру? 7. К какой группе образов принадлежит пьеса “Утро”? Образ-пейзаж. | Заполни таблицу (Приложение 2). | ||
Звучит пьеса из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига. «Смерть Озе» | Норвежские газеты писали после премьеры “Пера Гюнта”: “Смерть Озе” - “это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью”. Озе умирает. Пер рассказывает ей сказку. В волшебных грезах, счастливая, она засыпает навсегда. | Слушание музыки, наблюдение по нотам.(Приложение 4) | |
1. В какой форме написана эта пьеса? Какие жанры мы здесь услышали? 2. Какие еще элементы музыкального языка использовал композитор для создания образа? 3. К какой группе образов принадлежит пьеса “Смерть Озе”? Образ-сцена. Заполни таблицу (Приложение 2) | |||
Путешествуя по африканской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю арабских кочевников – бедуинов. Дочь вождя, Анитра, в танце хочет очаровать Пера своей красотой. | 1. В следующих нотных примерах укажите “Танец Анитры”, “Песню Сольвейг”. № 1 – “Танец Анитры”, № 2 - “Песня Сольвейг”. 2. Кто из этих персонажей невеста Пера Гюнта, а кто – дочь вождя бедуинов? 3. Похожи ли музыкальные характеристики этих героинь? | ||
Звучит пьеса из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига «Танец Анитры». | Слушание музыки, наблюдение по нотам. 3,35 сек. | ||
1.Какой оркестровый состав в пьесе “Танец Анитры”, и какие в ней используются приемы звукоизвлечения? 2. Расскажите об особенностях мелодии “Танца Анитры”. Как они связаны с образом Анитры? 3. Какой метод развития использует Григ для изображения характера Анитры? 4. Можно ли назвать эту пьесу портретом? Заполни таблицу (Приложение 2): | |||
Какая пьеса из музыки к драме “Пер Гюнт” имеет фантастический характер? Горный король – это тот самый злой король троллей. Еще его называют Доврский Дед. Это он внушил Перу свои жизненные правила и Пер стал совершать дурные поступки. В подземном царстве троллей Пера вовлекают в дикую пляску, от которой он теряет сознание. “Верил я, сходя впервые Г. Ибсен | “В пещере горного короля”. Слушание музыки. Фрагмент из мультипликационного фильма “Гномы и горный король”. 2,34 сек. | Познавательные: логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета. | |
Звучит пьеса из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига | 1. Созвучны ли стихи музыке? 2. В какой форме написана пьеса “В пещере горного короля”? 3. Что изменяется с каждым проведением темы пьесы “В пещере горного короля”? 4. Какие инструменты мы видим на экране? В чем особенность оркестровки пьесы “В пещере горного короля”? 5. Как вы думаете, какой образ присутствует в пьесе: образ-настроение или образ-сцена? Образ-сцена. | ||
Заполни таблицу (Приложение 2) | |||
В сюите “Песня Сольвейг” звучит как оркестровая пьеса, хотя в спектакле она существует и как песня, со словами. Эта музыка неоднократно проходит в спектакле в разных вариантах. Наиболее близким Григу в драме Ибсена оказался образ верной и любящей Сольвейг. Тема ее песни становится лейтмотивом музыки к спектаклю. | 1. Что такое лейтмотив? 2. Какой дополнительный инструмент появился в Песне Сольвейг и почему Григ здесь его использовал? (Арфа). | Познавательные: логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета. | |
Звучит пьеса из музыки к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт” Э. Грига «Песня Сольвейг» | “Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии”, - писал Григ о “Песне Сольвейг”. | Слушание музыки, наблюдение по нотам. 5,20 сек. | |
1.В какой форме написана “Песня Сольвейг”? Каков характер каждого раздела? 2. Выполнение творческого задания под музыку. Необходимо раскрасить два контура Сольвейг в соответствии с настроением каждого раздела . 5,20 сек. Приложение 2. | |||
Заполни таблицу (Приложение. 2) | |||
Включение в систему знаний и повторения | Проверка письменных работ. Сейчас мы проверим правильность выполнения задания, которое вы выполняли на протяжении всего урока. Верные ответы вы найдете на экране. -А сейчас мы проверим ваши знания. Насколько вы, ребята, были внимательны на занятии? Проверь себя, ответив на вопросы теста. | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала Личностные: самоопределение | |
Рефлексия учебной деятельности | Вам сложно было воспринимать музыку, созданную композитором Эдвардом Григом, понятна она вам? Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем, анализируем, понимаем музыку, которая написана более 100 лет назад. | Дети дают оценку своей работе. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: рефлексия Регулятивные: самооценка Личностные: смыслообразование |
Домашнее задание | Попробуйте сочинить сказочную мелодию, используя повышенные и пониженные ступени лада (как в пьесе “В пещере горного короля”). |
Используемые источники:
1. Музыка. 3 класс: поурочные планы (по программе Э. Б, Абдуллина и др./ под научным руководством Д. Б. Кабалевского)/ авт.-сост. Т. С. Максимова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 152 с.
2.Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учеб. пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. – М.; СПб.: Музыка, 1997. – 200 с.: ил.
3. Современный урок музыки: творческие приемы и задания./Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 128. (В помощь учителю).
4.Сорокотягин Д. А. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе: музыка, ее формы и жанры. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 121, (1) с.: ил. – (Учебные пособия для ДМШ).
5. Фролов А. Музыкальная литература: Учебник для 4-го класса детских музыкальных школ. – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2005. – 224 с., ноты.
6. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Изд. 2-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с. и цв. ил.
7. http://yandex.by/yandsearch?text
8. http://www.visualdictionaryonline.com/arts-architecture/music/stringed-instruments/violin-family.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по музыке, 2 класс. Тема: "Природа – любимая и живая. (Музыки связующая нить…)"
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок музыки показывает процесс ...
Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс по ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено по новым требованиям ФГОС....
рабочая программа по музыке 2 класс по ФГОС
Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения ...
Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс.Тема; "Точки соприкосновения в музыке и математике"
Познакомить детей с открытиями Пифагора в музыке и математике; увидеть точки соприкосновения музыки и математики; учить работать в малых группах, используя технологию сотрудничества; развивать познава...
Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс. Тема: "Точки соприкосновения в музыке и математике"
Данная презентация к уроку поможет учителю рассказать детям об открытиях Пифагора в музыке и математике; о точках соприкосновения музыки и математики; будет способствовать развитию познавательных и тв...
Рабочая программа по музыке 1 класс ПНШ ФГОС
Рабочая программа по музыке 1 класс ПНШ ФГОС...
КТП по Музыке 4 класс перспектива ФГОС
КТП по музыке 4 класс Критская С УУД...