Выразительные средства музыки.
статья по музыке по теме

Шамсутдинова Наиля Накитовна

          Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных звуков. В отличие от звуков немузыкальных ( шум, скрежет, шорох) , музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр и ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnye_sredstva_muzyki.docx17.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     Выразительные средства музыки.

Автор: Шамсутдинова.Н.Н – воспитатель ГПД МБОУ «Гимназия №2» г. Астрахань

Музыкальный руководитель по внеурочной деятельности.

          Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных звуков. В отличие от звуков немузыкальных ( шум, скрежет, шорох) , музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр и ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства.

                                 Мелодия (напев) состоит из последовательности звуков в одном

 голосе, разных по высоте и длительности (протяженности). Мелодия выражает определенную музыкальную мысль.

Мелодия – основа музыкального искусства. Уже сама по себе законченная мелодия может быть художественным произведением, как, например, народная песня. Народное музыкальное творчество – неисчерпаемая сокровищница замечательных мелодий. Лучшие песни народов мира отличаются красотой и выразительностью.

В напевах русских народных песен можно встретить и сочетание мажора и минора. Характер мелодии во многом зависит от ее лада: в мажоре легче выразить светлое, радостное настроение, в миноре – печальное.

Различие ладов всегда ощущается в музыке. Выразительные возможности мажорного и минорного ладов используют для передачи различных настроений.

Неиссякаемо мелодическое богатство классической музыки. Песни Шуберта и романсы Рахманинова, фортепианные пьесы Шопена и оперы Верди, сочинения Моцарта. Глинки и Чайковского стали популярными у слушателей благодаря ярким выразительным мелодиям.

          Мелодия не существует вне ритма. Особенности ритмического рисунка влияют на характер мелодии. К выразительным возможностям ритма композиторы обращаются при создании образов движения – шага, бега, скачки, прыжков, полета. Велика роль ритма в маршах и танцах.

Ритм может существовать и без мелодии, когда, например, барабан отбивает четкую дробь. Некоторые танцы народов Азии и Африки вообще не имеют мелодии. Их богатый и сложный ритм – основа танцевальных движений, он воспроизводится лишь с помощью ударных инструментов.

        Если в мелодии звуки  следуют друг за другом, то при одновременном звучании нескольких звуков образуется созвучие , аккорд. Аккорды и их последовательность называются гармонией.

Гармония тесно связана с мелодией. Самый простой пример сочетания мелодии с гармонией – это песня с аккомпанементом. Поддерживая мелодию, гармония наполняет звучание новыми выразительными красками. Если в пьесе Чайковского « Болезнь куклы»  сыграть одну мелодию без гармонического сопровождения. Теряется выразительность музыки. Только их сочетание создает в этом произведении настроение тихой печали.

        Известно, что музыкальный звукоряд насчитывает около ста различных по высоте звуков. По характеру звучания звукоряд разделяется на регистры: верхний, средний и нижний.

Своеобразна выразительность каждого регистра. Средний регистр наиболее мягкий и полнозвучный. Крайние регистры по характеру звучания выделяются сильнее. Нижние звуки кажутся мрачными, гулкими, а верхние звучат светло, прозрачно, звонко. К  ним композиторы часто обращаются в музыке изобразительной. В « Песне жаворонка» Чайковского использует верхний регистр, чтобы передать птичье щебетанье.

Интересного звучания добиваются композиторы, сопоставляя разные регистры, особенно крайние. Необычно звучит в опере Римского-Корсакова «Снегурочка» сказочная тема светлячков, таинственно мерцающих в ночном лесу.

       Каждый инструмент, как и голос человека, имеет свою особую окраску, то есть тембр. Тембр позволяет узнавать и различать голоса, звуки инструментов.

       Выразительность голоса певца прежде всего зависит от красоты его тембра. Богатство красок человеческого голоса – яркое выразительное средство в вокальной музыке.

Певцы хора по характеру голосов разделяются на партии. Их обычно четыре. Женские голоса – это сопрано и альты. Мужские голоса – тенора и басы. Ярко, светло и чисто звучат высокие голоса: сопрано и тенор. А нижние – меццо-сопрано и бас – отличатся густым, насыщенным звуком.

Разнообразие певческих голосов особенно заметно в опере, где для каждого персонажа композитор подбирает наиболее подходящий его характеру тембр голоса. В опере Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» партия царевны Лебедь написана для сопрано, а сватьи бабы Бабарихи – для меццо-сопрано. Исполнитель роли царевича Гвидона – тенор, а царя Салтана – бас.

  Знание выразительных средств музыки, умение их слышать и различать позволяет теперь приступить к более близкому знакомству с музыкальными произведениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для первого класса второй четверти по теме "Выразительность в музыке" с презентацией в соответствии с требованиями ФГОС.

Урок для первого класса второй четверти по теме "Выразительность в музыке". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит презентацию....

Предмет: "Музыкальная литература", 1 год обучения. Кроссворд "Выразительные средства музыки"

Данный кроссворд предназначен для проверки знаний учащихся по теме "Выразительные средства музыки", которые изучают предмет "Музыкальная литература", 1 год обучения....