Конспект по музыке "Изобразительность и выразительность в музыке" ( УМК " Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по музыке (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА Музыка
Тема: Изобразительность и выразительность в музыке
Цели деятельности учителя: создание благоприятных условий для закрепления у обучающихся представления о целостности восприятия музыкального произведения (в том числе, взаимосвязи изобразительности и выразительности), о связи музыки с повседневной жизнью и внутренним миром человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Сформированность представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно – нравственном развитии человека.
2. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Метапредметные:
Личностные:
1. Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведения Д. Кабалевского.
2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности.
3. Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.
Познавательные УУД:
1. Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций.
2. Формирование умения анализировать музыкальное произведение.
Регулятивные УУД:
1. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
2. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
3. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные УУД:
1. Формирование умения вести диалог с учителем.
2. Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
3. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Тип урока: Открытие нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz2.docx | 45.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТАБЕЛЬ–ЛИСТ № 3 ПО ПРАКТИКЕ
Пробные уроки
Бабушкина Екатерина Анатольевна_____________________________
(Фамилия, Имя Отчество)
обучающаяся на 3 курсе в 2019 уч.г. по специальности СПО
44.02.02 Преподавание в начальных классах______________________
(Код и наименование)
ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования_______________________
(Наименование профессионального модуля)
в организации ГПБОУ «Челябинский педагогический колледж №1, ул.Молодогвардейцев, д.43 (Наименование организации, юридический адрес)
Пробный урок по предмету: Музыка. |
Тема урока: Изобразительность и выразительность в музыке. |
2 класс. Учитель: Царёва Олеся Сергеевна. |
Руководитель практики: Шелепова Дарья Александровна. |
Виды и качество выполнения работ
Подготовка пробного урока (оценивает руководитель практики)
№ п/п | Виды и объем работ, выпо-лненных обучающимися во время практики | Показатели оценки качества выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиям организации, в которой проходила практика | Оценка (0-1-2) |
Определение цели и задач урока | точность и обоснованность формулирования целей и задач уроков различных видов и типов в соответствии с современными требованиями | ||
обоснованность постановки цели деятельности обучающихся | |||
Планирование урока с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами | соблюдение требований к планированию урока с учетом: особенностей учебного предмета | ||
соблюдение требований к планированию урока с учетом: возраста, класса, отдельных обучающихся | |||
соблюдение требований к планированию урока с учетом требований ФГОС НОО и примерным программам начального общего образования | |||
соблюдение требований к планированию урока в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами | |||
активность и инициативность в процессе подготовки к уроку | |||
Нахождение и использование методической литературы и др. источников информации, необходимой для подготовки к урокам | обоснованность отбора и использования методической литературы и других источников информации, необходимых для подготовки к урокам | ||
адекватность извлечения информации, ее систематизация в соответствии с поставленной профессиональной задачей | |||
Использование различных средств, методов и форм орга-низации учебной деятельнос-ти обучающихся на уроках | учет различных средств, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся при планировании уроков | ||
Осуществление отбора контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения | верное осуществление отбора контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения | ||
Заполнение всех видов учебной документации в соответствии с требованиями к ее ведению и оформлению | правильность и своевременность ведения учебной документации (конспект, технологическая карта) | ||
выполнение требований к оформлению наглядных средств обучения | |||
Итого: |
Отметка: ________
Подпись руководителя практики _________________
Рекомендации: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Проведение урока (оценивает учитель)
№ п/п | Виды и объем работ, выпо-лненных обучающимися во время практики | Показатели оценки качества выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиям организации, в которой проходила практика | Оценка (0-1-2) |
Проведение уроков по дисциплинам, входящим в программу начального общего образования | методически верное проведение урока | ||
обоснованность подбора и использования на уроке дидактических материалов | |||
выполнение профессиональных требований к внешнему виду педагога | |||
выполнение профессиональных требований к культуре речи педагога | |||
выполнение профессиональных требований к логике изложения материала | |||
Соблюдение техники безопасности на уроках | Подбор и проведение динамических пауз в соответствии с возрастными особенностями | ||
соблюдение техники безопасности на уроках | |||
Установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися | обоснованность установления педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися | ||
Использование технических средств обучения (ТСО) в образовательном процессе | эффективность и правильность использования ИКТ в образовательном процессе | ||
Соблюдение норм и правил русского языка в устной и письменной речи | наличие и систематическое применение навыков и умений по использованию каллиграфии, норм и правил русского языка в профессиональной деятельности | ||
Проведение педагогического контроля на уроках по всем учебным предметам | своевременное и методически верное проведение педагогического контроля на уроке | ||
аргументированность применения методов контроля работы обучающихся с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса | |||
Оценивание процесса и результата деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки | педагогически верное оценивание студентом процесса и результата деятельности обучающихся на уроке, выставление отметок | ||
Итого: |
Отметка: ___________________
Подпись учителя ____________________
Рекомендации: ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наблюдение и анализ пробных уроков (оценивает руководитель практики)
№ п/п | Виды и объем работ, выполненных обучающимися во время практики | Показатели оценки качества выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиям организации, в которой проходила практика | Оценка (0-1-2) |
Анализ/самоанализ уроков для установления соответ-ствия содержания, мето-дов и средств, поставлен-ным целям и задачам | аргументированность анализа урока для установления соответствия с содержанием, методами и средствами, поставленными целями и задачами | ||
Осуществление самоана-лиза и самоконтроля при проведении урока | аргументированность и логичность самоанализа и самоконтроля при проведении урока | ||
Заполнение всех видов учебной документации в соответствии с требовани-ями к ее ведению и оформлению | правильность и своевременность ведения учебной документации (дневника, анализ уроков) | ||
выполнение требований к оформлению различных видов документации | |||
Наблюдение пробных уроков студентов | аргументированность и логичность осуществления анализа при наблюдении урока | ||
соблюдение требований сотрудничества со студентами в ходе обучения и практики (во время анализа) | |||
Итого: |
Отметка: _____________
Рекомендации: ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата «____» __________ 2019г.
Подпись учителя | |
(ФИО, должность) | |
Подпись руководителя практики | |
(ФИО, должность) |
Критерии оценки:
Процент результативности по одной компетенции (правильных ответов) | Количество баллов, которое набрал студент | Качественная оценка уровня освоения компетенции | |||
Подготовка урока | Проведение урока | Наблюдение и анализ | Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
90 – 100% | 22 - 26 | 22 - 26 | 10-12 | 5 | Освоен |
80 – 89% | 17 - 21 | 17 - 21 | 7-9 | 4 | |
70 – 79% | 13-16 | 13-16 | 6 | 3 | |
Менее 70% | Менее 13 | Менее 13 | Менее 6 | 2 | Не освоен |
Структура урока «Открытие нового знания»
Дата: ФИО учителя:
Школа: ФИО студента:
Класс: 2 ФИО методиста:
Кабинет: 15
КОНСПЕКТ УРОКА Музыка
Тема: Изобразительность и выразительность в музыке
Цели деятельности учителя: создание благоприятных условий для закрепления у обучающихся представления о целостности восприятия музыкального произведения (в том числе, взаимосвязи изобразительности и выразительности), о связи музыки с повседневной жизнью и внутренним миром человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Сформированность представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно – нравственном развитии человека.
2. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Метапредметные:
Личностные:
1. Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведения Д. Кабалевского.
2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности.
3. Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.
Познавательные УУД:
1. Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций.
2. Формирование умения анализировать музыкальное произведение.
Регулятивные УУД:
1. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
2. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
3. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные УУД:
1. Формирование умения вести диалог с учителем.
2. Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
3. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование:
Учебник: Музыка, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (УМК «Школа России».).
Рабочая тетрадь: Музыка, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной (УМК «Школа России».).
Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.
Музыкальный материал:
1. Антонио Вивальди «Времена года. Весна».
2. Людвиг ван Бетховен «Лунная соната».
3. Д. Кабалевский «Три подружки»
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1-2 | -Здравствуйте, меня зовут Екатерина Анатольевна. -Садитесь. Проверьте, правильно ли вы сидите. Помните, кто лучше сидит, тот лучше поёт | Дети стоя приветствуют учителя. | Личностные Коммуникативные |
II. Актуализация знаний и мотивация | 12-15 | - Ребята! А теперь постарайтесь показать мне мимикой какое у вас сейчас настроение. (показывают) У.: - Спасибо. Я вижу, что настроения у всех разные: кто-то грустный, кто-то радостный, кто-то спокоен, кто-то встревожен, кто-то злится. Но я надеюсь, что к концу урока ваше настроение измениться в лучшую сторону. У.: - Но ведь я не показала вам какое у меня настроение! А давайте я вам дам прослушать несколько произведений, а вы угадаете, какое оно! И так: сейчас у меня такое настроение (Антонио Вивальди «Времена года. Весна»). Д.: - Радостное! У.: - А вот вчера вечером было такое (Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»). Д.: - Грустное, спокойное! У.: - Вы молодцы! Полностью угадали мое настроение. У.: - Ребята, а может ли музыка выражать характер и чувства человека? Д.: - Да, может! У.: - А изобразить движение? Д.: - Конечно! У.: - Действительно! Вы правильно все говорите. И так мы потихоньку подошли к нашей теме урока, а звучит она так: «Что выражает и изображает музыка». Слайд
| Слушают, отвечают на вопросы. | Регулятивные Логические |
III. Постановка учебной задачи | 3-4 |
| ||
IV. Открытие нового знания | 8-9 | 1. Вступительное слово учителя: У.: - Выразить музыка может очень многое: широчайшую гамму настроений (веселье и спокойствие, тревогу и сосредоточенность, возбуждение и глубокую печаль), бесконечное разнообразие человеческих характеров (суровый и шаловливый, капризный и волевой). Музыка выражает внутренний мир человека то, что он переживает внутри себя, но это мы не можем увидеть, потрогать и ощутить. 2. Музыкально – слушательская деятельность. У.: - И чтобы подтвердить это, к нам сегодня пришли три девочки: «Резвушка», «Плакса», «Злюка». Это музыкальные фрагменты из произведения советского композитора, дирижёра и пианиста Дмитрия Кабалевского. Слайд Каждая из них будет приходить к нам по очереди, а слушая музыку, мы должны будем понять, какая девочка к нам пришла. Итак, сели ровно и внимательно слушаем. Вот первая: Слушание: («Резвушка»). У.: - Дети, покажите мне мимикой, какая девочка к нам пришла? (показывают) Д.: - Улыбаются, смеются, радуются. У.: - Правильно, это была резвушка. Слайд А как вы поняли это? Д.: - Музыка звучала, бодро, весело. У.: - Действительно! Музыка была энергичной, веселой, яркой. Этим самым мы можем сказать, что музыка выразила характер и настроение «Резвушки». У.: - А на подходе у нас вторая подружка, которой уже не терпится ворваться к нам: («Злюка»). (слушают) У.: - А это, что за девочка к нам пришла, покажите мимикой? (показывают) Д.: - Нахмурились, злые. У.: - Верно! Это была «Злюка»! Слайд А какая музыка была, как вы определили, что это «Злюка»? Д.: - Музыка была, серой, злой, не приятной. У.: - Молодцы, все верно! И наконец, третья подружка: («Плакса»). (слушают) У.: - И это была ... (отвечают). Д.: - Плакса! У.: - Верно! Слайд Я, думаю, что каждый из вас прочувствовал всю грусть и печаль нашей девочки. Как же звучала музыка? Д.: - Одиноко, медленно, тоскливо. У.: - Верно! Вы все правильно угадали. 4. Дидактическая игра У.: - А сейчас сделаем небольшое задание. Все внимание на доску. Вы видите слова, которые характеризуют каждую из девочек. Нам необходимо зачеркнуть то, что не принадлежит данной подружке. Слайд Итак, начнем... (отвечают) У.: - Молодцы! У.: - Ребята, музыка также может изображать наш внешний мир: мир природы и животных. Она изображает движение. И докажем мы это, на примере наших трех подружек. Вот «Злюка». Что музыка изображает в этом образе, какое движение? Д.: - Стоит злится, нахмурилась. У.: - Действительно, слушая этот фрагмент мы можем прочувствовать всю злость и жестокость и при этом представить образ девочки, которая вбегает, мечется, мотает головой и размахивает руками. А на примере «Резвушки»? Д.: - Она наоборот, прыгает и веселится. У.: - А «Плакса»? Д.: - Одиноко сидит и плачет. У.: - Правильно! А как вы думаете, выразительность и изобразительность могут существовать друг без друга или это одно целое? Д.: - Нет, они не могут существовать друг без друга. У.: - Мешают ли они друг другу? Д.: - Нет! Они помогают друг другу. У.: - Конечно же, выразительность и изобразительность существуют вместе! Они как две половинки одного яблока. И если мы разделим их, то музыка станет пустой, скучной, не интересной. Например, если мы уберем выразительность, будет ли нам интересно слушать музыку. Мы же не сможем ничего почувствовать. Конечно же, выразительность и изобразительность существуют вместе, но все же выразительность гораздо на первом месте. А изобразительность уже на втором плане, оно как украшение. 5. Творчество. У.: - Хорошо. А теперь постарайтесь изобразить этих девочек у себя в рисунке такими, каких вы услышали в произведении. Дети рисуют. У.: - Ребята, давай те посмотрим какие рисунки у вас получились. 6. Исполнительство – закрепление песни. У.: - Ребята, а теперь мы должны с вами закрепить ранее изученную песню «Вместе мы». Сейчас встаньте все свободно у своих парт и приготовьтесь исполнять песню. Вы так же можете выполнять какие-то ритмические движения под музыку. Слайд. Исполнение песни под музыку. «Вместе мы» На ладошках неба пляшут облака, | Отвечают на вопросы | Познавательные Регулятивные Логические Коммуникативные |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 2-3 | |||
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 4-5 | |||
VII. Включение в систему знаний | 4-5 | |||
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2-3 | У.: - Ну что, ребята, улучшилось ли ваше настроение? Д.: - Да! У.: - Отлично, я очень рада! Итак, давайте подведем итоги нашего урока: с каким произведением вы сегодня познакомились, и кто его автор? Д.: - «Три подружки. Злюка. Резвушка. Плакса», Дмитрий Кабалевский. У.: - Что выражает музыка? Д.: - Внутренний мир человека, его характер, настроение и чувства. У.: - Что изображает музыка? Д.: - Внешний мир, его движение. У.: - Молодцы! | Ответы на вопросы | Личностные |
Схема структурного самоанализа урока
Тема урока: Изобразительность и выразительность в музыке.
Тип урока: Открытие нового знания.
Учитель: Царёва Олеся Сергеевна. Класс: 2.
| Соответствие не несоответствие | |
1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. | ||
2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания. | ||
3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока. | ||
4. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
| ||
1. Организовано повторение используемых способов действий. | ||
2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме. | ||
3. Проведена самостоятельная работа | ||
4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий. | ||
5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания. | ||
6. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок). | ||
7. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
| ||
Учащиеся, допустившие ошибки: | ||
1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?). | ||
2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки | ||
3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности. | ||
Учащиеся, не допустившие ошибки: | ||
1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном. | ||
2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. | ||
3. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
| ||
1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок): | ||
а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы; | ||
б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге; | ||
в) участвовали в подводящем диалоге. | ||
2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий. | ||
3. Причина ошибки зафиксирована знаково. | ||
4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона. | ||
5. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
| ||
I. Организовано обсуждение типовых затруднений. | ||
2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. | ||
3. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
| ||
Учащиеся, допустившие ошибки: | ||
Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки. | ||
Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты. | ||
Учащиеся, не допустившие ошибки: | ||
Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу. | ||
Выдержаны примернее временные рамки. | ||
| ||
При положительном результате предыдущего этапа: | ||
1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ранее изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем. | ||
При отрицательном результате предыдущего этапа: | ||
1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта. | ||
2. Выдержаны примерные временные рамки. | ||
VIII | Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин) | |
1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления. | ||
2.Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение. | ||
3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности. | ||
4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность всего класса на уроке. | ||
5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке. | ||
6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока. | ||
7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества. | ||
8. Выдержаны примерные временные рамки. |
Общие выводы по уроку, рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условные обозначения
Плюс | + | Деятельность учителя и учеников полностью соответствует требованиям к |
Плюс - Минус | ± | Требования к этапу выполнены, но есть замечания и рекомендации. Замечания и рекомендации прописаны. |
Минус - плюс | + | Требования к этапу не выполнены, но есть верные шаги. Проанализировано соотношение выполненного - выполненного. |
Минус | - | Требования к этапу не выполнены |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 3 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 4 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа для 1- 4 классов по предмету МУЗЫКА УМК "Школа России"
Рабочая программа для 1- 4 классов по предмету МУЗЫКА УМК "Школа России", Музыка. Начальная школа», авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т. С. Шмагина,...
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс.
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс....