Календарно - тематическое планирование по музыке по программе «Школа 2100» 2 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (2 класс) на тему
1. Роль и место дисциплины | Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. |
2. Адресат | Программа адресована учащимся 1 -4 классов общеобразовательных школ |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100»), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год). Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по музыке. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_2_klass_shkola_2100.doc | 338.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
(135 ч. = 33 ч. в 1 классе + 34 ч. во 2 классе + 34 ч. в 3 классе + 34 ч. в 4 классе)
Пояснительная записка
1. Роль и место дисциплины | Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. |
2. Адресат | Программа адресована учащимся 1 -4 классов общеобразовательных школ |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100»), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год). Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по музыке. |
4. Планируемые результаты образования | Разделы: 1 класса «Как можно услышать музыку» представлен 8-ю тематическими блоками; 2 класса «Три кита в музыке – песня, танец, марш», «О чём говорит музыка», «Куда ведут нас «три кита», «Что такое музыкальная речь»; 3 класса «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», « Развитие музыки», « Построение (формы) музыки»; 4 класса «Музыка моего народа», « Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» научат обучающихся: • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах). • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.); • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. |
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета | Личностными результатами изучения музыки являются:
Предметными результатами изучения музыки являются:
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
|
6. Целевая установка | Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
|
7. Общая характеристика учебного предмета | Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов. Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края. Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей. Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют. Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок). В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус. В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. |
8. Основные содержательные линии курса | 1. «Как можно услышать музыку» 2. «Три кита в музыке – песня, танец, марш», «О чём говорит музыка», «Куда ведут нас «три кита», «Что такое музыкальная речь»; 3. «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», « Развитие музыки», « Построение (формы) музыки»; 4. «Музыка моего народа», « Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» |
9. Содержание учебной программы | Учебный материал 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки). Учебный материал 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками. Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В учебнике найден «ключ» для выявления национальных особенностей, характерных черт музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Учебный материал структурирован в соответствии с содержанием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности. |
10. Формы организации учебного процесса |
работа, работа в парах |
11. Итоговый контроль |
|
12. Организация внеурочной деятельности | Внеурочная деятельность направлена на расширение и углубление музыкальной культуры учащихся начальной школы и предполагает такие направления: участие в кружковой работе, проектную деятельность |
13. Материально – техническое обеспечение | Печатные пособия
Экранно-звуковые пособия
|
14. Библиографический список | 1. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 1кл. М.: Баласс, 2011. 2. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 2кл. М.: Баласс, 2011. 3. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 3кл. М.: Баласс, 2012. |
|
Календарно – тематическое планирование по музыке
1 класс
№ урока п/п | Тема урока | Примерный музыкальный материал | Универсальные учебные действия | Дата |
Как можно услышать музыку(33 ч.) |
1 | «Внутренняя музыка» (3 ч.) Колыбельная песня | Колыбельные: Зыбка поскрипывает, Ходит сон по лавочке и др. | Наблюдать за музыкой в жизни человека Проявлять эмоциональную отзывчивость Исполнять колыбельные песни | 2.09 |
2 | Сказку складываем, музыкой сказываем | А. Лядов. Кикимора | Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре | 9.09 |
3 | Народное музыкально-поэтическое творчество. Музыкальная игра | Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка», Игра в гостей | Проявлять эмоциональную отзывчивость Импровизировать в игре Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | 16.09 |
4 | Родная речь (5 ч.) Элементарная нотная грамота.Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги… | Г. Фрид. Ветер Е. Тиличеева. Деревца | Ориентироваться в нотном письме как графическом изображениии интонаций Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись | 23.09 |
5 | Общее представление об интонации: изображение окружающего мира.Сказанное слово и несказанное… | А. Вивальди. Зима С. Прокофьев. Дождь и радуга | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение | 30.09 |
6 | РК Музыка природы. Прогулка в лес | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | 7.10 |
7 | Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Не перевыскороговоришь? Поём вместе. | Р.н.п. Как под наши ворота Укр. Н. п. Журавель | Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | 14.10 |
8 | Портреты заговорили и запели. | Р. Шуман. Весёлый крестьянин Р.н.п. Вспомним, братцы, Русь и славу! | Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира | 21.10 |
9 | Пётр Ильич Чайковский (3ч.) Детские годы. | «Детский альбом»: Детская песенка, Колыбельная песня. Баба-яга, Вальс и др. | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | 28.10 |
10 | Здесь живёт музыка П.И. Чайковского. | Балет «Щелкунчик» | 11.11 |
11 | Волшебный тот цветок… Тренируем свою «внутреннюю музыку». | Хор менестрелей из оперы «орлеанская дева» | 18.11 |
12 | Михаил, Иванович Глинка (4ч.) Детские годы | Мазурки | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | 25.11 |
13 | Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые» | Опера «Руслан и Людмила» Первая песня Баяна | 2.12 |
14 | Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле! | Опера «Руслан и Людмила» Ария руслана из 3 действия | 9.12 |
15 | Руслан и Людмила. Слава! | Опера «Руслан и Людмила» Заключительный хор | 16.12 |
16 | Мелодия жизни(4ч.) Заветное слово. | В. Усачёва. Жила-была работа | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира | 23.12 |
17 | Как начинается музыка? | В. Усачёва. Жила-была работа | 13.01 |
18 | Вольфганг Амадей Моцарт. | Хор из оперы «Волшебная флейта» | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | 20.01 |
19 | Моцарт сочиняет. | В. Моцарт. Менуэт | 27.01 |
20 | Сергей Сергеевич Прокофьев(3 ч.) Детство композитора | Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» | 03.02 |
21 | Дорогой,Щелкунчик! | Симфоническая сказка для детей «Петя и волк» | 10.02 |
22 | Музыка для детей С. Прокофьева | Балет «Золушка» | 17.02 |
23 | Путешествие во времени и пространстве(6 ч.) Тренируем свою «внутреннюю музыку» | Р.н.п. Вот уж зимушка проходит | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | 02.03 |
24 | Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды.Празднуем Масленицу | Р,н.п. Ой, Масленица, обманщица, Ах, Масленица, сметанница | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | 09.03 |
25 | Тренируем свою «внутреннюю музыку». | Фрагменты из музыки П. Чайковского к сказке А. Островского «Снегурочка» | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | 16.03 |
26 | Две песни. Сочиняем песенку | Музыкальная игра «Полевая берёзка» | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | 23.03 |
27 | Русские обряды. Ждём весну, встречаем птиц.Весенние заклички | Весенние заклички | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | 06.04 |
28 | РК Музыка Севера. Экскурсия в ИЦ | Ловозерский народный хор | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов | 13.04 |
29 | Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли. | И. С. Бах. За рекою старый дом. Жизнь хороша | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира | 20.04 |
30 | Счастье, ты где?(4 ч.) Идём за Синей птицей. | Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» Г. Струве. Музыка | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения | 27.04 |
31 | Тренируем свою «внутреннюю музыку». Счастье, ты где? | Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» В. Усачёва. Жила-была работа | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение | 04.05 |
32 | РК Музыка для детей И. Ярмак | И. Ярмак. Дождь на лугах. Весенняя песенка | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | 11.05 |
33 | Итоговое повторение. Урок - концерт | Любимые произведения, изученные в 1 классе | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение | 18.05 |
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ урока п/п | Тема урока | Планируемые результаты освоения программы | Универсальные учебные действия | Дата |
Три кита в музыке – песня, танец, марш(9 ч.) |
1 | Композитор, исполнитель, слушатель | Знать/ понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель» | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость |
2 | Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита») | Знать/ понимать: название первичных жанров: песня, танец, марш. Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Уметь: выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. определять и сравнивать характер,настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов |
3 | Марш в жизни. Разнообразие маршей |
4 | Признаки, отличающие разные марши |
5 | Танец в жизни. Разнообразие танцев |
6 | Признаки, отличающие разные танцы |
7 | Песня – главный «кит» в музыке. Знакомство с понятием мелодия |
8 | Музыкальная символика – гимн России |
9 | «Киты» встречаются вместе |
О чём говорит музыка (7 ч.) |
10 | Музыка выражает настроение и чувства | Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок. Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения музыкального произведения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение) Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение |
11 | Музыка выражает различные черты характера |
12 | Музыка создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей |
13 | Музыка изображает различные состояния и картины природы |
14 | Музыка изображает движение |
15 | Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке |
16 | Обобщение по теме «О чём говорит музыка». Знакомство с хоровыми коллективами г. Полярные Зори |
Куда ведут нас «три кита» (10 ч.) |
17 | Введение в тему «Три кита» ведут в большую музыку | Знать/ понимать: определение жанров: опер, симфония, концерт, балет, сходства и различия, названия произведений и их авторов. Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. |
18 | Песня ведёт в оперу |
19 | Песня ведёт в симфонию |
20 | Песня ведёт в концерт |
21 | Танец ведёт в балет |
22 | Марш ведёт в оперу |
23 | Марш ведёт в балет |
24 | «Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят» | Знать/ понимать: определения: опера, хор, солисты, оркестр. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый. Уметь: назвать понравившееся произведения, дать его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров |
25 | Профессиональная музыка о родном крае | Знать/ понимать: что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель. Уметь: размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации | Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение. |
26 | Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита» |
Что такое музыкальная речь (8 ч.) |
27 | Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему | Знать/понимать формы построения музыкального произведения: одно-, двух- и трёхчастные Уметь: различать формы построения музыкального произведения | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки(одно-, двух- и трёхчастные), Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм Воплощать музыкальное развитие образав собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении |
28 | Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков |
29 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Одночастная форма |
30 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Двухчастная форма |
31 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Трёхчастная форма |
32 | Выразительные возможности русских народных инструментов | Знать/ понимать: название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала. Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах |
33 | Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра | Знать/ понимать: названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано,скрипка и др., выразительные и изобразительные возможности этих инструментов. Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания инструментов симфонического оркестра Уметь: сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах |
34 | Создание музыкальных образов. Детские музыкально-творческие коллективы родного края | Знать/ понимать: что в музыке любого народа отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки | Размышлять о музыкальных образах Отечества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. |
Календарно – тематическое планирование
3 класс
№ урока п/п | Тема урока | Примерный музыкальный материал | Универсальные учебные действия | Дата |
Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость(9 ч.) |
Повторение.Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»). | «Песня о школе» – исполнение. «Мы – третьеклассники» – разучивание. Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе – слушание. | Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём; Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость |
Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость. | «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (фрагменты) – слушание. «Мы – третьеклассники» – исполнение. «Скворушка прощается» Т. Попатенко – разучивание. «Полонез» Ф. Шопена –слушание. | Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров; различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров; инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке; импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки; осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях. |
Углубление понятия песенность. | «Ночь» – слушание. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – разучивание главной мелодии и слушание фрагмента. «Скворушка прощается» – исполнение. Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки – разучива- ние главной мелодии. |
Песенность в вокальной и инструментальной музыке. | «Утро» (главная мелодия) – исполнение. «Скворушка прощается» – исполнение. Ария Сусанина – исполнение главной мелодии и слушание. |
Углубление понятия танцевальность. | «Золотые рыбки» – слушание. «Мы – третьеклассники» – исполнение. «Мы – девочки» – разучивание. «Дружат дети всей Земли» Д. Львова-Компанейца -разучивание. Главная мелодия «Арагонской хоты» М. Глинки – слушание и исполнение в ансамбле с учителем. |
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. |
Углубление понятия маршевость. | Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – разучивание и слушание. «Мы – мальчики» – разучивание. «Царь Горох» – слушание и исполнение в ансамбле с учителем. |
Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении. | «Мы – третьеклассники», «Мы – девочки», «Мы – мальчики» – исполнение. Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена (ля-мажор и до-минор) – слушание. Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – слушание. Произведения в исполнении детских коллективов ДМШ |
Р/к. Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на музыкальные просторы г. Полярные Зори. Детские хоровые и музыкальные коллективы ДМШ. |
Интонация (7 ч.) |
Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная. | «Скворушка прощается» – исполнение. «Болтунья» С. Прокофьева – слушание. «Барабан» Д. Кабалевского – разучивание. «Кто дежурные?» Д. Кабалевского – разучивание. | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства; распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки; сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; выявлять различные по смыслу интонации; Определять жизненную основу музыкальных интонаций; воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение); анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации; применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы; приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность |
Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. | «Кто дежурные?» – исполнение. «Барабан» – исполнение. «Болтунья» – слушание. «Кузнец» И. Арсеева – разучивание. «Марш» Э. Грига – слушание |
Интонация – выразительно-смысловая частица музыки | «Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») – слушание. «Перепёлочка» – исполнение в ансамбле с учителем. Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – исполнение. «Кузнец» – исполнение. |
Выразительные и изобразительные интонации. | «Доброе утро» – разучивание. «Кукушка» (швейцарская народная песня) – разучивание. Экспозиция 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена– слушание. «Кузнец» – исполнение в ансамбле с учителем. |
Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи. | Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова – слушание. «Кукушка» – исполнение. «Доброе утро» – исполнение. «Котёнок и щенок» Т. Попатенко – разучивание. |
Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. | «Доброе утро» – исполнение. «Кукушка» – исполнение. «Арагонская хота» М. Глинки – слушание и исполнение в ансамбле с учителем. «Котёнок и щенок» –исполнение. |
Интонация – основа музыки. Обобщение. |
Развитие музыки (10 ч.) |
Знакомство с понятием развитие музыки. | «Почему медведь зимой спит» Л. Книппера – разучивание. «Разные ребята» – исполнение. «Петя и волк» С. Прокофьева (развитие темы Пети) – слушание. «Марш» Ф. Шуберта – слушание. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении; использовать |
Композиторское и исполнительское развитие музыки. | «Разные ребята» – исполнение. «Игра в слова» (попевка) – разучивание. «Петя и волк» – развитие тем Пети, птички и утки – слушание. «Почему медведь зимой спит» – исполнение. |
Сходство и различие интонации в процессе развития музыки. | «Игра в слова» – исполнение. «Почему медведь зимой спит» – исполнение. «Петя и волк» – развитие тем утки, кошки и волка – слушание. | Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность ) в народной музыке и в произведениях композиторов. корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; инсценировать произведения различных жанров; Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др. |
Развитие музыки в процессе работы над каноном. | «Во поле берёза стояла» (русская народная песня) – исполнение в ансамбле с учителем. «Песня о пограничнике» С. Бугославского – разучивание. «Купание в котлах» – сцена из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина – слушание. |
Развитие музыки в процессе работы над каноном. | «Тихо – громко» И. Арсеева – разучивание. «Во поле берёза стояла» – исполнение. Финал Четвертой симфонии П. Чайковского (фрагмент) – слушание. «Песня о пограничнике» – исполнение. |
Знакомство с понятием кульминация. | «Тихо – громко» – исполнение. «Песня о пограничнике» – исполнение. «Орлёнок» В. Белого – слушание. | Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения |
Интонационно-мелодическое развитие музыки. | Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена – слушание. «Со вьюном я хожу» (русская народная песня) – разучивание. «Любитель-рыболов» М. Старокадомского – разучивание. | Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве |
Ладово-гармоническое развитие музыки. | «Вальс» Ф. Шуберта – слушание. «Со вьюном я хожу» – исполнение. «Пьеса» («Аллегретто») Ф. Шуберта – слушание. «Любитель-рыболов» – исполнение. |
Развитие музыки в произведениях Э. Грига. | «Со вьюном я хожу» – исполнение. «Утро» Э. Грига – исполнение главной мелодии и слушание фрагмента. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – слушание. «Любитель-рыболов» – исполнение. | Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов; Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение. |
Обобщение по теме «Развитие музыки». Р/к. «Детский альбом» П. И. Чайковского в исполнении ансамбля прихода Иоанна Предтечи г. Кандалакша | «Детский альбом» П. И. Чайковского– слушание. Исполнение музыки по желанию учащихся и по выбору учителя. |
Построение (формы) музыки (8 ч.) |
Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения. | «Песня о пограничнике» – исполнение. Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Грига (из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт») – разучивание. «Пастушья песня» (французская народная песня) – разучивание. Главная тема 3-й части Шестой симфонии (маршевый эпизод) П.Чайковского – слушание. | сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров; соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения; распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо); определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; инсценировать произведения различных жанров и форм; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. |
Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения. | «Пастушья песня» – исполнение. «Песня Сольвейг» – исполнение главной темы и слушание. Ария Сусанина – участие в исполнении. |
Знакомство с формой рондо. | «Пастушья песня» – исполнение. «Классное рондо» – исполнение. «Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского – разучивание. «Спящая княжна» А. Бородина – слушание. |
Вариационная форма построения музыки. | «Спящая княжна» – слушание. «Зачем нам выстроили дом» – исполнение. «Со вьюном я хожу» исполнение. «Камаринская» – слушание и исполнение в ансамбле с учителем. |
Средства построения музыки – повторение и контраст. | «Зачем нам выстроили дом» – исполнение. «Крокодил и Чебурашка» – исполнение. «Со вьюном я хожу» исполнение. «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – слушание. |
Р/к. Общие представления о музыкальной жизни г. Полярные Зори. | Произведения в исполнении музыкальных коллективов г. Полярные Зори | Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира; Участвовать в музыкальной жизни школы, города; |
Обобщение по теме «Построение музыки». | «Песенка о капитане» И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» – слушание. Увертюра И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» – слушание. Подготовка к заключительному уроку-концерту. | Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний; анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений; участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. |
Итоговое обобщение и повторение. Урок-концерт. | Произведения по желанию учащихся и по выбору учителя – слушание, исполнение. | Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве; корректировать собственное исполнение; предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений; оценивать собственную музыкально-творческую деятельность; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков для 1класса.Программа "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование уроков 1класс ОС " Школа 2100"Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закла...
Календарно-тематическое планирование для 4класса по программе "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по программе "Школа 2100" для 4 класса(Мматематика,Петерсон,3 ч в неделю,русский язык-3ч в неделю,литературное чтение-3ч в неделю,окружающий мир-2ч,технология-2ч,И...
Календарно - тематическое планирование по технологии по программе «Школа 2100» 2 класс
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...
Календарно-тематическое планирование по математике по программе "Школа 2100". 1 класс
Календарно-тематическое планирование для первого класса по программе "Школа 2100"....
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование учебного курса «Технология» ОС «Школа 2100» для 4 класса 34 часа
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 классов, авторов О.А. Куревиной, Е.А....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (ИЗО). Школа 2100. 3 класс. 34 ч. ФГОС (с УУД). 2015-2016 уч.год.
г.Волгоград. 16 страниц.Рабочая программа содержит следующие разделы (по ФГОС НОО):Пояснительная записка.Общая характеристика учебного предмета.Описание места учебного предмета в учебном плане.О...
Тематическое планирование по музыке по программе "Школа 2100" 2 класс
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка. 2 класс. – М., Баласс, 2012. Рекомендован мин.обр. и науки РФ...