Образы окружающего мира в музыке
методическая разработка по музыке (1 класс) по теме

 Разработка проблемного задания для 1-го класса.

Раздел учебно-тематического плана: «Музыка живая»

Тема: образы окружающего мира в музыке.

 (на примере  «Китайского танца» из балета  П.И. Чайковского «Щелкунчик»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Урок музыки в 1 классе.

Тема: образы окружающего мира в музыке.

 (на примере  «Китайского танца» из балета  П.И. Чайковского «Щелкунчик»)

Цель: Активизация и развитие музыкальной памяти. Учимся слушать и слышать музыку.

Задачи: Аккумулируем знания о стране (Китае);

               Слушаем и учимся анализировать фрагмент национальной музыки;

               Слушаем и анализируем музыку  из балета «Щелкунчик» - «Китайский танец»;

               Готовимся к муз викторине по музыке из балета  П.И. Чайковского «Щелкунчик».  

 

Этапы урока

Содержание

Действия учителя

Действия учеников

I. Создание проблемной ситуации.

Учитель задаёт вопрос. Ребята, в какой стране мы живём?

А какие страны вы ещё знаете?

А  если рассматривать  фотографии, можно догадаться какая страна изображена?

А по каким признакам?

Учитель показывает презентацию о Китае (10-12 слайдов, на 2-3 мин), без музыки, с изображениями зданий, людей в нац. одежде, чайные плантации и т.д.

Ученики  все отвечают правильно:- в России.

Ученики называют страны, только внимательно слушаем ответы. Чтобы страна не повторилась.

Ученики отвечают – Да.

Ученики перечисляют: здания,  природа, лица людей, памятники истории и т.д.

Ученики без труда узнают страну: Китай. Перечисляют признаки..

 Формулирование проблемы.

А какую музыку можно назвать китайской? Где красивые причудливые здания, красиво вышитые  костюмы, где выращивают чай …

Ребята предлагают разные варианты

- своеобразная,

- спокойная ( т.к. чайная церемония неторопливая, и жаркая страна…)

- лёгкая (веер присутствует в нац одежде).

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Учитель предлагает посмотреть уже знакомую презентацию, но озвученную:

Первый муз сопровождение совершенно не подходящее;(2 мин)

Второе муз сопровождение из китайской народной музыки; (2 мин)

Учитель предлагает классу станцевать танец с веерами. Под нар. китайскую музыку показывает простые движения: повороты вправо, влево. Наклоны, все выполняется плавно и не спеша.. (этот момент можно назвать динамической паузой, но не отклоняемся от темы)

 Ребята смотрят презентацию.

Почти единогласно выбирают второй вариант, и все вместе убеждаем сомневающихся учеников в своём выборе на примерах.

Один из примеров: китайский танец с веером,(многие видели по ТВ) движения плавные, лёгкие…

Ученики стоя выполняют движения танца.

 Применение знаний (продуктивные задания).

Вы все знаете сказку «Щелкунчик» - одна из самых любимых!

Её прочитал и полюбил П.И. Чайковский, русский композитор! Он захотел написать музыку к сказке, и оживил не только героев сказки, но и угощения  на праздничном столе. В волшебную новогоднюю ночь оживают ёлочные игрушки и сладости, но среди них есть «Китайский танец». Откуда и что композитор мог узнать о этой стране? Принимаем во внимание что телевизоров и компьютеров не было, проигрывателей не было…

Ребята начинают предполагать, путешествовал (хотя сложно. Самолётов не было, морем далеко и  рискованно..)

- любил пить ЧАЙ,.

Дети начинают фантазировать, что П.И Чайковский любил ходить покупать чай в маленький магазинчик, где был необычной аромат, где был продавец китаец, где были маленькие красные фонарики, а витрина была украшена красивыми веерами, а может он поинтересовался у продавца о китайской музыке, обратив внимание на необычный муз инструмент.

Фантазии ребят нет предела ,но самое главное, что они готовы к прослушиванию фрагмента из балета П.И. Чайковского «Китайский танец»

Кульминация урока

Смотрим и слушаем фрагмент из балета.

- какие  муз. инструменты мы слышим?

- что передают нам звучания этих инструментов? Какие образы или движения можно представить под эту музыку?

Можно предположить, что музыка  передаёт сбор листочков  чая?

Внимательно смотрят и слушают.

Духовой и струнный.

Флейта передаёт лёгкость и ещё высоту, а именно горы (мы видели слайд в презентации в начале урока.), струнные щипают (сбор листочков чая)

Домашнее задание: запомнить звучание этого муз фрагмента, и если кто-то вспомнит образ, который мы все вместе создавали (у каждого он может быть свой!), муз. инструменты исполняющие произведение, лёгкую мелодию,- как кружево, то будем считать, что в свою личную музыкальную копилку мы сложили ещё один красивый, необыкновенный фрагмент музыки П.И. Чайковского из волшебной сказки «Щелкунчик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Золотая «осень» ( интегрированный урок окружающего мира и музыки)

Выявить основные изменения в живой и неживой природе...

Интегрированный урок окружающего мира и музыки "Наша Родина" 1 класс

Урок сопровождается презентацией, видеороликом.Основное содержание темы, термины и понятия: образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при п...

Открытый интегрированный урок математики,окружающего мира и музыки в 1 классе с презентацией

План - конспект интегрированного урока (Математика: «Выражение. Значение числового выражения»; Окружающий мир: "Разнообразие овощей"; Музыка: "Исполнение песен об осени...

"Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"

Конспект урока мцзыки во 2 классе на тему: "Сказочные образы в музыке. Образ Бабы-Яги в музыке русских композиторов"....