Внеурочная деятельность: духовно-нравственное воспитание. Курс "Духовное краеведение Подмосковья"
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме
Полное планирование (по ФГОС) курса внеурочки по программе Л.А.Шевченко для первого класса (пойдёт и на второй), адаптированная на 34 учебных часа с полным развёрнутым планом и использованными материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnoe_kraevedenie_1_klass_s_planirovaniem.docx | 39.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор школы /Н.И.Януш
Рабочая программа внеурочной деятельности
нравственно-этического направления по курсу «Духовное краеведение Подмосковья»
на 2012-2013 учебный год.
1 класс
Учитель: Солдатова Е.В.
2012 – 2013 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» составлена на основе авторской программы Л. Л. Шевченко «Основы православной культуры», рассчитанной на 35 часов в год.
По учебному плану выделено 34 часа.
Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно - историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.
В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).
В процессе обучения предмету «духовное краеведение» ставятся следующие задачи:
- дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
- дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;
- способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.
Основные понятия предмета. «Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Культурологическое содержание предмета «духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории.
Тематические образовательные блоки содержания. Отбор содержания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» был произведен на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации /М., 2002/.
С учетом специфики регионального компонента были определены семь образовательных линий содержания:
1.Религиозное мировоззрение.
(Историко-культурное содержание Библии. Основы религиозно-философской мысли.)
2. Нравственно-этическая культура христианства.
3. История религиозной культурной традиции России (образ жизни).
4. Письменные источники христианской православной культуры.
5. Религиозное искусство.
6. Традиционные религии мира.
7. Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).
Базовыми параметрами для определения содержания является специфика предмета «Духовное краеведение Подмосковья», относящегося к новой предметной области «Религиозная культура», структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации школьников с учетом возрастных особенностей.
Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.
Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Предмет «Духовное краеведение» дает школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве.
Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Христианская православная культура раскрывается в творчестве многих выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье: например, поэтов А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Ф.И. Тютчева, ВА. Жуковского, писателей Ф.М.Достоевского, Н.В. Гоголя, ИС. Тургенева, Н.С. Лескова, композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, С.И. Танеева, художников И.И. Шишкина. И.И. Левитана, А.А. Иванова В.М. и А.М. Васнецовых и многих других. Многие православные христиане были прославлены и почитались на Руси как святые. Это иконописец преподобный Андрей Рублев, святые русские князья — страстотерпцы Борис и Глеб, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский и многие другие. Их жизнь была связана с историей Московского края.
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы для учебных тем, впервые введенных в программу:
Л. Л. Шевченко Православная культура: Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий: 1 год обучения. В двух частях - М. Центр поддержки культурно-исторических традиций, 2011;
Л. Л. Шевченко Православная культура: Наглядное пособие «Иллюстрации»: 1 год обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций, 2008;
Л. Л. Шевченко Православная культура: Музыкальное пособие «Звуковая палитра»: 1 год обучения. - М. Центр поддержки культурно-исторических традиций, 2008;
Л. Л. Шевченко Православная культура: Методическое пособие для учителя: 1 год обучения. - М. Центр поддержки культурно-исторических традиций, 2008;
Азбука православного воспитания. — М., 1997;
Бородина А.В. Основы православной культуры. — М. 2002;
Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. М., 2000;
Костеров Н.А. Словарь краеведа Подмосковья. М., 2003;
Монастыри в окрестностях Москвы. М., 2004;
Новомученики и Исповедники земли Всероссийской. М., 2001.
Поурочное планирование
№ п/п | Раздел Тема урока | Страницы учебника, сопровождение (У-учебник, И-наглядное пособие "Иллюстрации", М-музыкальное пособие "Звуковая палитра") | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
Понятия | УУД | ||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | ||||
I | Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем |
|
|
|
|
| |
1 | Красота в окружающем мире. | У1-стр.9-13, И-№1-10, М1-№1 | мир, красота | Анализ объектов окружающего мира, умение находить признаки по заданию | Оценивание своей работы, умение выполнять работу по конкретному заданию | Умение слушать окружающих, выслушивать мнение других, добавлять новое к уже сказанному | Формирование личной позиции по отношению к окружающему, определять красоту мира |
2 | Поиски красивого вокруг себя. | У1-стр.14-22, И-№11-20, М1-№2-3 | творение | ||||
3 | Красота рукотворная и нерукотворная. | У1-стр.23-37, И-№11-20, М1-№2-3 | Родина, Отечество, родная земля, Русь православная, красота | Формирование понятий о родине, выяснение смысла различных названий родной земли | Умение выбора объекта по заданию из предложенных, оценивание качества своей работы | Умение формулировать выводы на основе анализа смыслового содержания подобных понятий | Формирование гражданской позиции, отношения к родной земле |
4 | Бог - Творец красивого мира. | У1-стр.38-45, И-№11-25, М1-№4 | Библия, Священная история, Бог, храм | Формирование природоведческих понятий различных родов растений и животных, расширение кругозора | Умение оценивать предлагаемые объекты по заданным признакам, корректировать свои выводы в соответствии с замечаниями и добавлениями соучеников | Умение общаться в группе, создавать общие выводы, корректировать свои представления в соответствии с результатами обсуждения проблемы | Проявление познавательной инициативы учащимися, формирование стремления к успешному выполнению работы. Проявление взаимовыручки при выполнении иллюстративных заданий, формирование бережного отношения к работам (своей и других учащихся). |
5 | Сотворение человека. | У1-стр.46-53, И-№26-27, М1-№5 | Бог, человек, образ и подобие Божие, любовь, красота | Формирование представления о человеке как о цельной личности, значимость человека в мире. | Умение оценивать свои умения в работе, корректировать результаты, выбирая эффективные способы работы | Приёмы работы в группе, умение планировать и выполнять коллективную работу. Формирование навыка взаимопомощи при выполнении задания на группу. | Проявление познавательной инициативы учащимися, формирование стремления к успешному выполнению работы. |
6 | Правила жизни, данные людям. | У1-стр.54-58, И-№28-29, М-№6 | Отче наш, молитва, любовь, доброта, послушание | Формирование понятия об этических нормах поведения, их применении в жизни. | Умение на основе сопоставления поставленных целей и полученных результатов деятельности проводить оценивание качества и результативности своей работы и работ других. | Формулирование практической задачи, постановка целей работы, умение сформулировать понятие и привести примеры. | Формирование мотивированного ответственного поведения, подкрепление его эмоционально-психологическими стимулами. |
7 | Как изобразить доброе и красивое? | У1-стр.59-70,И-№30-34, М1-№7 | ангел, Ангел Хранитель, лампада | Умение выражать свои идеи иллюстративно, используя различные техники и материалы, подтверждая свои представления примерами. | Умение планировать практическую деятельность. Уметь корректировать выводы и практические действия по заданию. | Анализировать и корректировать иллюстративную работу, находить способы исправления ошибок и неточностей в изображении. | Формирование самоопределения и личной этической позиции по отношению к окружающему |
8 | Повторение. Выставка работ. | М-по выбору учителя | повторение понятий темы | Усвоение изученных понятий, их освоение в речи, знание употребления в жизненных ситуациях. | Навыки анализа, обобщения теоретических знаний и подкрепление их практическими результатами. | Формулирование практической задачи, постановка целей работы, умение сформулировать понятие и привести примеры. | Умение определять собственный вклад в общее дело, получать удовольствие от выполненной работы. |
II | В ожидании Рождества - самого красивого события зимы. |
|
|
|
|
| |
9 | Как люди покинули рай. | У1-стр.73-77, И-№35, М2-№1 | искуситель, грех, раскаяние, прощение | Формирование понятия об этических нормах поведения, их применении в жизни. | Умение оценивать свои умения в работе, корректировать результаты, выбирая эффективные способы работы | Умение формулировать и защищать свою точку зрения, вступать в совместный разговор, слушать мнение других учащихся. | Формирование мотивированного ответственного поведения, подкрепление его эмоционально-психологическими стимулами. |
10-11 | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. | У1-стр.75-77, И-№35, М2-№1 | искуситель, грех, раскаяние, прощение | Умение выражать свои идеи иллюстративно, используя различные техники и материалы, подтверждая свои представления примерами. | Умение планировать практическую деятельность. Уметь корректировать выводы и практические действия по заданию. | Умение общаться в группе, создавать общие выводы, корректировать свои представления в соответствии с результатами обсуждения проблемы | Формирование самоопределения и личной этической позиции по отношению к окружающему |
12 | Добрые и злые люди. | У1-стр.78-82, И-№36-40, М2-№2 | Каин, Авель, послушание, благочестие, красота | Формирование понятия об этических нормах поведения, их применении в жизни. | Умение оценивать свои умения в работе, корректировать результаты, выбирая эффективные способы работы | Умение общаться в группе, создавать общие выводы, корректировать свои представления в соответствии с результатами обсуждения проблемы | Формирование самоопределения и личной этической позиции по отношению к окружающему |
13 | За что были наказаны люди. | У1-стр.83-86, И-№41-42, М2-№3 | потоп, Ной, ковчег, завет, послушание | Формирование понятия об этических нормах поведения, их применении в жизни. | Оценивание поступков (из примеров и собственных), нахождение способов корректирования поведения в предложенных ситуациях. | Умение общаться в группе, создавать общие выводы, корректировать свои представления в соответствии с результатами обсуждения проблемы | Проявление познавательной инициативы учащимися, формирование стремления к успешному выполнению работы. |
14 | Как Бог простил людей. | У1-стр.87-93, И-№46-48, М2-№4-6 | Дева Мария, Архангел Гавриил, Богородица, благодатная, благовещение | Формирование представления о человеке как о цельной личности, значимость человека и его поступков в мире для жизни. | Умение планировать практическую деятельность. Уметь корректировать выводы и практические действия по заданию. | Умение формулировать и защищать свою точку зрения, вступать в совместный разговор, слушать мнение других учащихся. | Формирование самоопределения и личной этической позиции по отношению к поступкам людей |
15 | В ожидании праздника. | У1-стр.94-100, И-№49-51, М2-№4-6 | Рождество, Спаситель, Божественный Младенец, колядование | Умение выражать свои идеи иллюстративно, используя различные техники и материалы, подтверждая свои представления примерами. | Умение на основе сопоставления поставленных целей и полученных результатов деятельности проводить оценивание качества и результативности своей работы и работ других. | Приёмы работы в группе, умение планировать и выполнять коллективную работу. Формирование навыка взаимопомощи при выполнении задания на группу. | Оценивание своего эмоционального состояния и отношения, формирование позитивной жизненной позиции, мотивированности в активной деятельности. |
16 | Повторение. Выставка работ. | М-по выбору учителя | Закрепление понятий четверти. | Усвоение изученных понятий, их освоение в речи, знание употребления в жизненных ситуациях. | Навыки анализа, обобщения теоретических знаний и подкрепление их практическими результатами. | Формулирование практической задачи, постановка целей работы, умение сформулировать понятие и привести примеры. | Умение определять собственный вклад в общее дело, получать удовольствие от выполненной работы. |
III | Праздники-радости. |
|
|
|
|
| |
17 | Чему мы радуемся зимой? | У2-стр.7-15, И-№52-55, М3-№1-2 | Рождество, Спаситель, Христос, радость, прощение |
| Умение планировать практическую деятельность. Уметь корректировать выводы и практические действия по заданию. | Умение слушать окружающих, выслушивать мнение других, добавлять новое к уже сказанному | Оценивание своего эмоционального состояния и отношения, формирование позитивной жизненной позиции, мотивированности в активной деятельности. |
18 | Праздник Рождества Христова. | У2-стр.16-22, И-№52-55, М3-№1-2 | слава Богу, славить, благодарить, прощение | Умение выражать свои идеи иллюстративно, используя различные техники и материалы, подтверждая свои представления примерами. | Умение оценивать свои умения в работе, корректировать результаты, выбирая эффективные способы работы | Приёмы работы в группе, умение планировать и выполнять коллективную работу. Формирование навыка взаимопомощи при выполнении задания на группу. | Оценивание своего эмоционального состояния и отношения, формирование позитивной жизненной позиции, мотивированности в активной деятельности. |
19 | Зимние радости. Святки. | У2-стр.23-27, И-№56-57, М3-№3 | любовь, благоволение, мир, благодарение | Формирование представления детей о радостном времяпровождении как о заслуженной награде. | Умение на основе сопоставления поставленных целей и полученных результатов деятельности проводить оценивание качества и результативности своей работы и работ других. | Умение общаться в группе, создавать общие выводы, корректировать свои представления в соответствии с результатами обсуждения проблемы | Проявление познавательной инициативы учащимися, формирование стремления к успешному выполнению работы. |
20 | Праздник Крещения. | У2-стр.28-34, И-№58-60, М3-№4 | крещение, богоявление, покаяние, Мессия | Умение выражать свои идеи иллюстративно, используя различные техники и материалы, подтверждая свои представления примерами. | Умение планировать практическую деятельность. Уметь корректировать выводы и практические действия по заданию. | Умение формулировать и защищать свою точку зрения, вступать в совместный разговор, слушать мнение других учащихся. | Формирование мотивированного ответственного поведения, подкрепление его эмоционально-психологическими стимулами. |
21 | Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. | У2-стр.34-38, И-№61-63, М3-№5 | Ангел Хранитель, святой, именины | Формирование представления детей о радостном времяпровождении как о заслуженной награде. | Оценивание своей работы, умение выполнять работу по конкретному заданию | Умение слушать окружающих, выслушивать мнение других, добавлять новое к уже сказанному | Оценивание своего эмоционального состояния и отношения, формирование позитивной жизненной позиции, мотивированности в активной деятельности. |
22 | Праздник Дня защитника Отечества. | У2-стр.39-45, И-№64-66, М3-№6 | Отечество, православная вера, защитник, герой | Формирование понятия об этических нормах поведения, их применении в жизни. | Оценивание своей работы, умение выполнять работу по конкретному заданию | Приёмы работы в группе, умение планировать и выполнять коллективную работу. Формирование навыка взаимопомощи при выполнении задания на группу. | Формирование мотивированного ответственного поведения, подкрепление его эмоционально-психологическими стимулами. |
23 | Радости масленицы. Прощёное воскресение. | У2-стр.46-49, И-№67, М3-№7 | прощение, Масленица, прощёное воскресение | Формирование представления детей о радостном времяпровождении как о заслуженной награде. | Оценивание поступков (из примеров и собственных), нахождение способов корректирования поведения в предложенных ситуациях. | Умение общаться в группе, создавать общие выводы, корректировать свои представления в соответствии с результатами обсуждения проблемы | Проявление познавательной инициативы учащимися, формирование стремления к успешному выполнению работы. |
24-25 | Как люди предали Христа. | У2-стр.50-56, И-№68-72, М3-№8-9 | любовь, верность, предательство, распятие, Великий Пост | Формирование понятия об этических нормах поведения, их применении в жизни. | Оценивание поступков (из примеров и собственных), нахождение способов корректирования поведения в предложенных ситуациях. | Умение слушать окружающих, выслушивать мнение других, добавлять новое к уже сказанному | Формирование самоопределения и личной этической позиции по отношению к окружающему |
26 | Повторение. Выставка работ. | М-по выбору учителя | Закрепление понятий четверти. | Усвоение изученных понятий, их освоение в речи, знание употребления в жизненных ситуациях. | Навыки анализа, обобщения теоретических знаний и подкрепление их практическими результатами. | Формулирование практической задачи, постановка целей работы, умение сформулировать понятие и привести примеры. | Умение определять собственный вклад в общее дело, получать удовольствие от выполненной работы. |
IV | Пасха: цвета и звуки весны. |
|
|
|
|
| |
27 | Весенние радости. | У2-стр.59-66, И-№73-76, М4-№1 | Богородица, Благовещение, благодать, благословенна | Умение выражать свои идеи иллюстративно, используя различные техники и материалы, подтверждая свои представления примерами. | Умение оценивать свои умения в работе, корректировать результаты, выбирая эффективные способы работы | Умение слушать окружающих, выслушивать мнение других, добавлять новое к уже сказанному | Оценивание своего эмоционального состояния и отношения, формирование позитивной жизненной позиции, мотивированности в активной деятельности. |
28 | В ожидании праздника. | У2-стр.67-70, И-№77, М4-№2 | крест, Голгофа, плащаница, распятие | Формирование представления детей о радостном времяпровождении как о заслуженной награде. | Умение планировать практическую деятельность. Уметь корректировать выводы и практические действия по заданию. | Приёмы работы в группе, умение планировать и выполнять коллективную работу. Формирование навыка взаимопомощи при выполнении задания на группу. | Оценивание своего эмоционального состояния и отношения, формирование позитивной жизненной позиции, мотивированности в активной деятельности. |
29 | Какого цвета праздник Пасхи? | У2-стр.71-80, И-№78-83, М4-№3 | Воскресение Христово, Пасха, благовест, "Христос воскрес!", кулич, пасха, христосование | Умение выражать свои идеи иллюстративно, используя различные техники и материалы, подтверждая свои представления примерами. | Оценивание своей работы, умение выполнять работу по конкретному заданию | Умение общаться в группе, создавать общие выводы, корректировать свои представления в соответствии с результатами обсуждения проблемы | Проявление познавательной инициативы учащимися, формирование стремления к успешному выполнению работы. |
30 | Праздник Дня Победы. | У2-стр.81-87, И-№84-89, М4-№4 | память, Радоница, брань, игумен, монастырь, преподобный, защитник | Формирование понятия об этических нормах поведения, их применении в жизни. | Умение планировать практическую деятельность. Уметь корректировать выводы и практические действия по заданию. | Умение формулировать и защищать свою точку зрения, вступать в совместный разговор, слушать мнение других учащихся. | Формирование самоопределения и личной этической позиции по отношению к защите Отечества и защитникам. |
31 | Родословие моей семьи. | У2-стр.88-98, И-№90-95, М4-№5 | семья, род, родословие, родители, прародители, предки, потомки, колено, панихида | Умение выражать свои идеи иллюстративно, используя различные техники и материалы, подтверждая свои представления примерами. | Умение оценивать свои умения в работе, корректировать результаты, выбирая эффективные способы работы | Анализировать и корректировать иллюстративную работу, находить способы исправления ошибок и неточностей в изображении. | Формирование мотивированного ответственного поведения, подкрепление его эмоционально-психологическими стимулами. |
32 | Мои обязанности. | У2-стр.99-104, И-№96-101, М4-№6 | Евангелие, ответственность, обязанность, завет | Формирование понятия об этических нормах поведения, их применении в жизни. | Оценивание поступков (из примеров и собственных), нахождение способов корректирования поведения в предложенных ситуациях. | Умение слушать окружающих, выслушивать мнение других, добавлять новое к уже сказанному | Формирование самоопределения и личной этической позиции по отношению к своим обязанностям в семье и обществе. |
33 | Экскурсия в храм. |
| храм, придел, амвон, причастие, крещение, отпевание | Формирование понятия об этических нормах поведения, их применении в жизни. | Умение планировать практическую деятельность. Уметь корректировать выводы и практические действия по заданию. | Умение формулировать и защищать свою точку зрения, вступать в совместный разговор, слушать мнение других учащихся. | Проявление познавательной инициативы учащимися, формирование стремления к успешному общению. |
34 | Обобщение. Выставка работ. | М-по выбору учителя | Повторение и активное использование в речи понятий года. | Усвоение изученных понятий, их освоение в речи, знание употребления в жизненных ситуациях. | Навыки анализа, обобщения теоретических знаний и подкрепление их практическими результатами. | Умение формулировать и защищать свою точку зрения, вступать в совместный разговор, слушать мнение других учащихся. | Умение определять собственный вклад в общее дело, получать удовольствие от выполненной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкрети...
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" (краеведение).
Программа расчитана на детей 7-8 лет (1 класс)....
Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Наш край" 2 класс (краеведение)
Программа включает занятия теоретичесого и практического содержания....
Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»
Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...
Рабочая программа начального общего образования курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» для 1-4 классов
Рабочая программаначального общего образованиякурса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение»для 1-4 классов...