Урок музыки "Балет"
план-конспект урока по музыке по теме

Гайнутдинова Лира Рифовна

Урок музыки по теме "Балет" с использованием ИКТ и с применением регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balet.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Балет

Цели урока: знакомство с балетом,  как с видом музыкально-сценического искусства;

Задачи урока:

Образовательные:

  1. выявление признаков балетного жанра;
  2.  знакомство с первым башкирским балетом  «Журавлиная песнь», как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
  3. укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыки;

Воспитательные:

  1. приобщение детей к сокровищам башкирской национальной музыкальной классики;
  2. создание эмоционально - положительной, творческой атмосферы  на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

  1. формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;
  2. развивать вокально-хоровые навыки;

Тип урока: комбинированный

 Методы:

  1. повторение пройденного методом устного опроса;
  2. рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  3. анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
  4. хоровое исполнение песни

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. синтезатор
  4. музыкальный центр
  5. аудио-диски

Материалы:

  1. видеофрагменты из балета «Журавлиная песнь»
  2. слайдовая презентация;
  3. нотный материал;
  4. текст песни
  5.  фонограммы «минус 1»

План урока:

 1.Организационный момент.

2.Новая тема.

3.Физкультминутка

4.Вокально-хоровая деятельность.        

5.Домашнее задание

Ход урока:

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. А сейчас мы достанем нашу  шкатулку сюрпризов и посмотрим  один видеофрагмент.

2.Новая тема:

Слайд №1.  (просмотр фрагмента из балета  «Журавлиная песнь»)

-А вам понравился этот сюрприз? Может кто-нибудь знает, как он называется? (балет)

-Правильно, это был балет. А что вы знаете о балете? (ответы детей)

Балет это - музыкально – драматический спектакль или представление, сюжет в котором передается через танец и пантомиму, т.е. в балете герои не поют, не разговаривают, а общаются жестами, мимикой.

Слайд №2 (написано определение балета)

Учитель:

-Ребята, балет это очень старинный танец, он родился XV вв. в Италии. В это время были популярны бытовые танцы как часть уклада жизни, предназначенные для развлечения, и сценические танцы. Но настоящие балетные спектакли появились впервые во Франции. Здесь зародился совершенно новый вид искусства - балетный театр.

-А давайте мы с вами оправимся сегодня в театр оперы и балета,  и посмотрим, что там сегодня показывают. Для этого нам не надо никуда ходить, у нас есть волшебный экран, который нам покажет, все что мы захотим увидеть! (указывает на мультимедийную доску)

Слайд №3-рисунок здания театра оперы и балета

-Вот мы в театре. Здесь в фойе нам дают программу с кратким содержанием балета. Также здесь мы увидим имена тех, кто создал этот балет. Создание балета дело не простое. Над его работой трудятся много людей различных профессий, которые знают, как его создавать, они получили должное образование и стали мастерами этого дела. Давайте посмотрим слайды и познакомимся создателями балета «Журавлиная песнь»:

- либретто ФайзиГаскарова;

- музыка Льва Степанова;

- хореография Нины Анисимовой, ФайзиГаскарова;  

Балетмейстер- постановщик Шамиль Терегулов.

-Значит, историю или сюжет придумал Файзи Гаскаров, он же с Ниной Анисимовой стал хореографом, т.е. сочинил танцевальные движения, а потом уже балетмейстер-постановщик Шамиль Терегулов  поставил балет.

Слайд №4 Фотографии создателей первого башкирского балета.

3.Физкультминутка «Если нравится тебе…»

Учитель рассказывает краткое содержание балета «Журавлиная песнь»

Действие первое.  Первая картина. Раннее утро на лесной поляне. Юноша Юмагул, радуясь зарождающемуся дню, любуется природой. В небе пролетает стая журавлей, и Юмагул следит за их полетом, наигрывая на курае журавлиную песнь. Услышав дивную мелодию, птицы опускаются на поляну и начинают танцевать. Юмагул присоединяется к их играм и танцам. Услышав шаги, все прячутся. Появляется Зайтунгуль, к ней из своего укрытия выходит Юмагул. Между ними происходит долгожданное объяснение в любви. Журавли окружают влюбленных и вовлекают их в свой хоровод.В отдалении слышатся звуки охотничьего рога. Журавли разлетаются, юноша и девушка скрываются. Как ураган врываются охотники под предводительством Арсланбая. Начинается охота на журавлей. Шум преследования затихает вдали.Вышедшие из своего укрытия влюбленные находят раненного журавля и помогают ему подняться в небо. Внезапно они сталкиваются с отцом Зайтунгуль -Абраем и двумя приспешниками бая. Абрай в гневе разъединяет девушку и юношу: прельстившись богатством Арсланбая, он уже он уже пообещал ему отдать в жены свою дочь. Зайтунгуль умоляет отца не разлучать ее с Юмагулом. Но Абрайнеумолим и велит приспешникам силой увести дочь. Юмагул спешно созывает народ. Пришедшие люди не скрывают своего возмущения. Абрай и слуги Арсланбая испуганно уходят.Старейшина успокаивает народ и ведет всех к кочевью. Им преграждает путь Арсланбай со своей свитой: он пришел, чтобы   силой   увести   Зайтунгуль.   Но   старейшина останавливает его и требует исполнения старинного народного обычая- соревнования джигитов за право взять в жены красивую девушку. Арсланбай вынужден принять вызов.

   Действие второе. Вторая картина. Весело стекаются на майдан участники и зрители предстоящих состязаний. Приходит Арсланбай. Старейшина приводит Зайтунгуль. Она прощается со своими незамужними подругами. Начинаются состязания, победителем в которых выходит Арсланбай. Но торжество победителя омрачает появление Юмагула. Юноша вызывает на поединок Арсланбая и одерживает победу над ним. Зайтунгуль счастлива, старейшина соединяет руки молодых. Но коварныйАрсланбай ударом ранит Юмагула и, воспользовавшись всеобщим замешательством, уносит потерявшую сознание Зайтунгуль. Слуги Арсланбая оттаскивают тело раненого юноши в лес, подальше от возмущенного народа.Появившийся журавль подхватывает с земли курайЮмагула и улетает, народ потрясение смотрит вслед птице.

Третья картина. Кочевье Арсланбая. Идет подготовка к свадьбе. Свахи обряжают Зайтунгуль в свадебный наряд и уводят в юрту. Появляется Арсланбай с гостями, начинается свадебный пир. Захмелевший Арсланбай затевает танец и, совершив обряд выкупа невесты, выводит Зайтунгуль из юрты. Видя упорное нежелание невесты подчиниться его воле, он приходит в ярость и приказывает слугам наказать ее плетками. В отчаянном порыве Зайтунгуль срывает с себя богатые украшения, подаренные Арсланбаем, и швыряет ему под ноги. В бешенстве Арсланбай бросается на девушку с ножом, но Абрай заслоняет дочь, и удар приходится прямо в сердце старика.

Внезапно налетевшая буря рушит все вокруг и разметает людей. Воспользовавшись паникой, Зайтунгуль скрывается. Арсланбай со слугами бросаются в погоню за ней.

Действие третье. Четвертая картина. В глухом лесу томится привязанный к дереву раненый Юмагул. Прилетевшие ему на выручку журавли помогают юноше освободиться от пут. В поисках возлюбленного, спасаясь от погони, прибегает Зайтунгуль. Арсланбай со слугами настигают ее.   Юмагул вступает в схватку с Арсланбаем и сбрасывает его с высокой скалы.

Влюбленные прощаются с журавлями. Юмагул достает курай – лес оглашает мелодия журавлиной песни.

Примечание. При создании фильма-балета «Журавлиная песнь» в 1959 году происходят некоторые изменения.  В фильме Зайтунгуль погибает от стрелы, выпущенной Арсланбаем.

-Ребята, роль Зайтунгуль исполняла любимая ученица Файзи Гаскарова-Зайтуна Насретдинова, Юмагула играл Халяф Сафиуллин.

Слайд №5. Фото З.Насретдиновой и Х.Сафиуллина

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, какими чертами характера обладает наша Зайтунгуль?(нежная, ласковая, ранимая и.т.д) а какими музыкальными инструментами можно ее охарактеризовать? (скрипка)

-а почему скрипкой? (потому что звук у скрипки высокий, нежный). Правильно!

-А давайте вспомним, в каких картинах известных  художников нарисованы журавли или лебеди? (ответы детей)

Учитель:

-В картине известного русского художника Михаила Врубеля  «Царевна-лебедь» мы можем увидеть черты нашего журавля из балета, не так ли?

Слайд № 6.Картина Михаила Врубеля  «Царевна-лебедь»

Учитель:

- Первый башкирский балет перекликается еще одним балетом одного русского композитора, которого вы очень хорошо знаете. Я бы хотела, чтоб вы назвали его и название балета.(П.И.Чайковкий, «Лебединое озеро»)

-Правильно. А сейчас еще раз послушаем адажио из «Журавлиной песни».

 Слайд №7. Фотографии журавлей.

Учитель:

-Я думаю, сегодня мы достаточно узнали о балете. Знакомство создателями балетного искусства мы еще продолжим на следующих наших уроках, а сейчас пришло время нам вспомнить нашу песню.

4.Вокально-хоровая деятельность.        

- Распевка

Исполнении песни Р.Сальманова на сл.А.Игебаева «До свидания, лебеди!»

Слайд №8.

5.Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему балета «Журавлиная песнь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...