конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

Артюх Валентина Ивановна

    Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи

      воспитывать любовь к природе, интерес к слушанию различной по звучности музыки ( день, вечер, ночь – светлая, яркая, затем неясная тёмная ).

      Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости.

      Развивать вокально-хоровые навыки.

      Подвести к самостоятельному выводу о том, что музыка может выражать и изображать в движении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

«ПРИРОДА И МУЗЫКА»

Цель урока: Познакомить как музыка своими специфическими средствами помогает почувствовать жизнь, ярче ощутить красоту природы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе: 30

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник Музыка 2класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Рабочая тетрадь к учебнику Музыка 2класс Е. Д. Критская., Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Используемая методическая литература: Программа по Музыке Начальная школа под рук. Д. Б. Кабалевского. Методическое пособие по музыке начальных классов.

Используемое оборудование: Музыкальный центр, компьютер, интерактивная доска

Используемые ЦОР:  Презентация "Музыка рисует картины природы"

Краткое описание: Продолжается путешествие в мир музыки через восприятие музыки, разучивание и исполнение песен.

"Мы шагаем" – исполнение;

 "Полюшко" Л. Книппера - слушание и исполнение в ансамбле с учителем;

 "Попутная песня" М. Глинки – слушание;

 "Утро в лесу" и "Вечер" В. Салманова – слушание;

 "Берёзки" И. Арсеева – разучивание.

 Почувствовать связь природы с чувствами человека, обратившись к их жизненному опыту.

 

Тема       МУЗЫКА РИСУЕТ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ

    Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи     воспитывать любовь к природе, интерес к слушанию различной по звучности музыки ( день, вечер, ночь – светлая, яркая, затем неясная тёмная ).

      Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости.

      Развивать вокально-хоровые навыки.

      Подвести к самостоятельному выводу о том, что музыка может выражать и изображать в движении.

 

«Мы шагаем» - исполнение;

«Полюшко» - слушание и исполнение в ансамбле с учителем;

«Попутная песня» М. Глинка – слушание;

«Утро в лесу» и «Вечер» В. Салманова – слушание;

«Берёзки» И. Арсеева – разучивание.

  Ход урока:

-Продолжаем с вами путешествие в мир музыки.

«Мы шагаем»

-Я исполню знакомую вам попевку «Мы шагаем» по-другому. Послушайте, куда шагают ребята? Будете отвечать только рукой.

(Учитель поёт, дети показывают рукой движение мелодии)

-Исполним движение голосом.

(Поёт учитель - поют дети)

-С каким настроением ребята поднимаются?

(бодрым, весёлым, радостным)

-Такая маленькая попевку, а может выражать и изображать. Выражать настроение и изображать движение.

-Исполним для слушателя. Он послушает и скажет, получилась ли у нас эта попевку?

-Какое движение изобразила музыка?

-С каким характером?

«Полюшко» Л. Книппера

-Исполнить в движениях, как подскажет вам музыка.

(слушание всего произведения сразу)

Оценить лучших.

-Почему так было интересно слушать?

-Какое движение изображает, какое настроение?

(бодрое, защищать едут Родину, а без бодрого настроения нельзя победить; и грусть слышится - девушки провожают на бой солдат, а ведь кто-то из них может не вернуться домой)

-Как интересно, в одном произведении музыка и выражает и изображает одновременно сразу.

-Если бы я сыграла только вот этот цокот, чтобы получилось?

Исполнение

-А если только так? Что бы получилось?

Напеть начало слов.

-Получилась одна бы песня, без конницы и движения.

-Что главное в музыке? Выразительность или изобразительность?

-Выразительность, потому что она уточняет мысль композитора.

«Попутная песня» М. Глинки

-А теперь послушаем тоже уже знакомую песню Михаила Глинки. Что выражается и изображается в песне?

Слушание «Попутной песни»

-Мелодия «Попутной песни» ВЫРАЖАЕТ радость взволнованной толпы людей, ожидающих появление первого в России поезда (а первые паровозы назывались пароходами, поэтому так в песне и поётся: «…пароход»), а потом с удивлением и восторгом следящих за его движением, а в сопровождении ИЗОБРАЖЁН гулкий перестук колёс.

- Что будет, если из песни выкинуть перестук колёс?

-Песня останется, хотя ощущение движения перестанет быть таким же отчётливым.

-А теперь попробуем оставить перестук, выкинув музыку и слова.

-Всё исчезнет, не останется ничего, кроме однообразных и бессмысленных шумов и звуков.

«Утро в лесу» и «Вечер» В. Салманова

-Мы уже многое узнали о музыке, но всё ли мы ещё заем, о чём может рассказать музыка?

-Какое настроение бывает у вас, когда на улице непогода, идёт дождь, дует сильный ветер?

Какие чувства чаще возникают при этом: радости, веселья или грусти, тревоги?

-И о природе мы иногда говорим, как о человеке: небо нахмурилось, солнце улыбнулось.

Сравнение музыки и живописи:

-Художник рисует солнечный день яркими, светлыми красками, а хмурый день или вечер, -тёмными, мрачными;

Композитор же пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим.

-Перед вами две картинки. Где более светлые краски, а где более затемнённые? Художник, когда рисует, выбирает краски. А может ли музыка рисовать картины?

-Послушайте музыку и скажите. К какой картине она подходит.

Слушание «Утра в лесу».

-Дайте название музыке и картине.

-Как музыка подсказала, что это утро?

-На какой жанр похожа эта музыка?

Слушание «Вечера».

-Песня, а какие песни напоминают вам о том, что скоро надо спать?

Колыбельные песни

-В пьесе «Вечер» - черты колыбельной песни: плавное покачивание в сопровождении, спокойная, ласковая мелодия.

-Где было звучание более светлое, а где более тёмное?

-Где музыка звучала более громко и где более тихо?

-Где более светлая или более тёмная окраска звучания?

-Вот мы и узнали, может ли музыка рисовать картины природы.

«Березки» И. Арсеева

Прочитать выразительно текст.

-Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы по настроению? По движению?

Картинка на доске.

-Я исполню песню об этих берёзках.

слушание

-Какое настроение в песне: весёлое, жизнерадостное или грустное, светлое, задумчивое, ласковое?

-Песенно-танцевальный характер (песня, похожая на вальс)

-Выражено настроение человека, любующегося природой.

Разучивание, исполнение в движении

-Оказывается, не только художник может рисовать картины природы, но и музыка тоже.

-Что нового мы узнали на уроке?

Вывод: Музыка прежде всего и главным образом ВЫРАЖАЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - его чувства, настроения, мысли, а ИЗОБРАЖАЕТ ВНЕШНИЕ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе звуки и шумы природы. Изобразительные детали могут существенно дополнить музыку, сделать её более яркой, более доступной и понятной, они нужны в музыке как средство создания ещё большей выразительности.

Домашнее задание: Нарисовать рисунок к песне М. Глинки «Попутная песня» или рисунок Утра и Вечера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картины природы в музыке.

Слайд 3

это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. Музыкальный пейзаж -

Слайд 4

Модест Петрович Мусоргский Опера "Хаванщина"

Слайд 7

"Утро стрелецкой казни" - В.И. Суриков

Слайд 8

Песня о картинах. 1.Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина называете- пейзаж.

Слайд 9

2.Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу Или грушу, или торт, Или все предметы сразу Знай, что это натюрморт.

Слайд 10

3.Если видишь, что с картины Смотрит кто - нибудь на вас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик или балерина Или Колька твой сосед, Обязательно картина называется портрет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по теме "Музыка Рождества"

Технолого-педагогическое обоснование Данный урок призван способствовать формированию у учащихся целостного представления о мировом музыкальном искусстве через знакомство с образцами фолькло...

Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией

Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке"

Конспект урока. Музыкальная викторина "Три кита в музыке" расчитан для учащихся 2-х классов.Цели и задачи: - обобщение темы полугодия, проверка музыкальной памяти,  умение выявлять характерные ос...

Конспекты уроков по математике, русскому языку и музыке

В помощь три конспекта по разным дисциплинам, а именно: музыка, русский язык, математика....

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...