Конспект урока в 3 классе по теме "Музыка Рождества"
план-конспект урока музыки (3 класс) по теме

Новодворская Наталья Васильевна

 Технолого-педагогическое обоснование

 

Данный урок призван способствовать формированию у учащихся целостного представления о мировом музыкальном искусстве через знакомство с образцами фольклора.

Урок построен на принципах художественно-образного мышления как основы развития личности, эмоционально-целостного отношения к явлениям окружающего мира.

К этому уроку дети умеют определять характер музыки, способны давать словесную характеристику музыкальных произведений, имеют представление о духовном смысле Рождества и традициях его празднования в России.

 

Содержательно-методическое обеспечение урока направлено на решение ведущей задачи концентра - постепенного и бережного введения учащихся в художественные образы духовной музыки.

Проблема данного урока: «Какие песни звучат в Рождество?»

Вид урока: «Урок-путешествие»

Тип урока: Расширение знаний

•                     Через  проблемную ситуацию-вопрос:  «Какие  песни  звучат  в  Рождество?» дети приходят к выводу, что существует множество жанров, стилей рождественских песнопений.

•                     Через слушание и сравнение музыкальных произведений выделяют национальные, исторические особенности музыкальной речи.

•                     Через разучивание и исполнение песни дети синтезируют и анализируют элементы музыкальной речи: строение фраз, направление мелодии, ритмический рисунок.

 

Ведущие методы:

1.           Метод контрастных сопоставлений

а) сравнение.      б) вычленение.

2.           Метод имитационного моделирования

а)          моделирование элементов музыкальной речи.

б)          элементарное музицирование.

3.           Метод интонационно-содержательного постижения музыки через

а)          пластическое интонирование

б)          импровизацию.

Тема урока: «Музыка Рождества»

Цель урока:  Получить  представление о  многообразии  жанров,  стилей  музыки рождественской тематики.

Задачи:

1. Воспитательная: на основе прослушанных произведений привить интерес и уважение к музыке других народов, дать понять, что русская музыка - часть мирового искусства.

2. Развивающая:   развить   эмоциональный   отклик   на   музыку.   Выделить   элементы музыкальной    речи,    которые    помогают    выявить   её    национальную,    жанровую принадлежность.

3.Образовательная: расширение общего кругозора. Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

Место урока в системе обучения: Это урок музыки в рамках УМК I.Д.Критской. Г. Л. Сергеевой. Г.С.Шмагиной по предмету «Музыка» 3 класс.

Дидактическое оборудование: магнитофон, фонохрестоматия 2 и 3 класс, аудиоальбом детских песен «Чудесна любовь Божия»,иллюстрации, наглядное пособие «Волшебный паровозик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3kl_muzyka_rozhdestva.docx28.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК МУЗЫКИ

3 КЛАСС

Тема урока: «Музыка Рождества»

3 КОНЦЕНТР «О России петь - что стремиться в храм»

Программа «Музыка»

 Е.Д.Критской, Г.А. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Выполнила:

учитель музыки

высшей категории

МБОУ кадетской школы

Новодворская

Наталия

Васильевна

г.Волжский

2011г


 Технолого-педагогическое обоснование

Данный урок призван способствовать формированию у учащихся целостного представления о мировом музыкальном искусстве через знакомство с образцами фольклора.

Урок построен на принципах художественно-образного мышления как основы развития личности, эмоционально-целостного отношения к явлениям окружающего мира.

К этому уроку дети умеют определять характер музыки, способны давать словесную характеристику музыкальных произведений, имеют представление о духовном смысле Рождества и традициях его празднования в России.

Содержательно-методическое обеспечение урока направлено на решение ведущей задачи концентра - постепенного и бережного введения учащихся в художественные образы духовной музыки.

Проблема данного урока: «Какие песни звучат в Рождество?»

Вид урока: «Урок-путешествие»

Тип урока: Расширение знаний

  1. Через  проблемную ситуацию-вопрос:  «Какие  песни  звучат  в  Рождество?» дети приходят к выводу, что существует множество жанров, стилей рождественских песнопений.
  2. Через слушание и сравнение музыкальных произведений выделяют национальные, исторические особенности музыкальной речи.
  3. Через разучивание и исполнение песни дети синтезируют и анализируют элементы музыкальной речи: строение фраз, направление мелодии, ритмический рисунок.

Ведущие методы:

1.        Метод контрастных сопоставлений

а) сравнение.      б) вычленение.

2.        Метод имитационного моделирования

а)        моделирование элементов музыкальной речи.

б)        элементарное музицирование.

3.        Метод интонационно-содержательного постижения музыки через

а)        пластическое интонирование

б)        импровизацию.

Тема урока: «Музыка Рождества»

Цель урока:  Получить  представление о  многообразии  жанров,  стилей  музыки рождественской тематики.

Задачи:

1.        Воспитательная: на основе прослушанных произведений привить интерес и уважение к музыке других народов, дать понять, что русская музыка - часть мирового искусства.

2.        Развивающая:   развить   эмоциональный   отклик   на   музыку.   Выделить   элементы музыкальной    речи,    которые    помогают    выявить   её    национальную,    жанровую принадлежность.

3.        Образовательная: расширение общего кругозора. Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

Место урока в системе обучения: Это урок музыки в рамках УМК I.Д.Критской. Г.Л.Сергеевой. Г.С.Шмагиной по предмету «Музыка» 3 класс.

Дидактическое оборудование: магнитофон, фонохрестоматия 2 и 3 класс, аудиоальбом детских песен «Чудесна любовь Божия», иллюстрации, наглядное пособие «Волшебный паровозик»

Формы

 работы

Задачи

Содержание

Музыкальный материал

Ведущий метод

Результат

Восприятие

МУЗЫКИ

Через восприятие

разных
произведений
подвести детей к
выводу о

многообразии форм, жанров и стилей  музыки одной тематики.

Через новые представления

и активизацию

жизненного

опыта научить

понимать роль

исторических,

национальных

факторов на

музыкальный

язык

.

1.«Что за Дитя»

(старинная
европейская
рождественская
песня)

2.Русская  и
украинская
колядки
«Добрый вечер»

3.Грубер «Тихая ночь»

4.Спиричуэл
«Мы уповаем»

5.«Риу-чиу»
(португальская
народная
рождественская
песня)

Контрастное сопоставление

.

Вывод

обучающихся о том, что духовная
музыка, в
частности,
музыка        |

Рождества, разнообразна и   каждый  её жанр

интересен и достоин уважения.

Вокально

-хоровая

работа

Импровизационное      участие в исполнении спиричуэла.

Познакомить с

детской рождественской

песней

«Колокольчики».

Знакомство с ритмическим аккомпанемен том.

Знакомство с песней, разбор и азучивание

 1 куплета

Спиричуэл

Распевка

1куплет

«Колокольчики»

 

Метод

имитационного

моделирования

Участие всех
детей в

исполнении новой песни.

Определение характера, содержания песни, её исполнение


Ход урока

Музыкальное приветствие «Здравствуйте»

У: Я рала нас видеть, потому что хочу рассказать и показать мною интересного. Ведь наш урок посвящен празднику. И. чтобы вы угадали - какому, я сейчас спою.

Бах - Гуно. Ave Maria (учитель поёт под аудиозапись Прелюдии С" dur Ьаха)

У: Какое имя прозвучало в этом фрагменте?

Д: Мария!

У: А кто вспомнит, что означает первое слово этой песни - Ave?

Д: Радуйся!

К: Кто сказал ей это и почему Мария должна радоваться?

Д: отвечают.

У: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны на прошлых уроках. Тема нашего урока сегодня – «Музыка Рождества». И перед нами стоит задача - выяснить, где. когда и какие песни звучали в рождественские праздники. А поможет нам в этом «волшебный паровозик».

У: «Готовы отправиться в путешествие?»

Д: «Да!!!»

Игровой момент: дети трут ладошки друг о друга, приговаривая «чух-чух-чух», затем изображают паровозный гудок «У-у!»

Учитель просит одного из учеников подойти к паровозику и из первого вагончика достать карточку с названием первой станции

«Франция. 400 лет назад».

У: Куда мы приехали! Что мы видим вокруг? (Показать иллюстрацию с изображением средневекового замка, рыцаря и проч.)

 Д: рассматривают картинку и отвечают У: Здесь живут рыцари и прекрасные дамы, из-за которых устраиваются состязания -рыцарские турниры. А по дорогам идут странствующие музыканты - менестрели.

Подыгрывая себе на струнном инструменте - лютне - они поют о любви, о доблести, о чести, и. конечно, об окружающем мире, созданном Всевышним. Одна из таких песен дошла до наших дней. Давайте послушаем...

«Что за Дитя» (старинная европейская рождественская песня)

У: Что вы почувствовали, слушая эту музыку? Какое настроение у этой песни?

Д: отвечают

У: Да. я с вами согласна. Несмотря на то, что эта песня о дне рождения, - она немного печальна. Закройте глазки и почувствуйте. - светлая здесь печаль или тёмная.

Д: Светлая.

У: Ну что ж, поедем дальше?

Игра в паровозик. Ребёнок-помощник достаёт следующую карточку

«Россия. 150 лет назад»

У: Куда же мы попали на этот раз? (показывает иллюстрацию)

Д: отвечают

У: Да. мы в русской деревне, где все знают друг друга, живут дружно, ходят в гости. Вот и в Рождество соседи приходят друг к другу, поздравляют с праздником и поют поздравительные песни - колядки. Особенно любят колядовать дети, ведь за песни хозяева щедро одаривали их разными вкусностями - леденцами, пряниками. Сейчас я спою одну из таких колядок.

«Добрый тебе вечер» (русская колядка)

У: А теперь давайте немного поиграем в театр. Я буду петь эту колядку, а вы ручками её изображать (поклон, хлопки в ладоши, поднять ручки, а потом медленно их опустить)

Можно ребятам первого ряда повернуться лицом ко второму ряду и изображать колядовщиков. затем поменяться ролями.

У: Молодцы, здорово у вас получается! Хорошие соседи, настоящие друзья. Садитесь. У России тоже есть соседка - страна Украина. Русские и украинцы - очень похожие народы, немного отличаются только языки. Я сейчас спою украинскую колядку. Посмотрим, сможете ли вы понять, о чём там поётся.

«Добрий вечер, тобi» (украинская колядка)

Д: отвечают, о чём поётся в песне

У: Вот видите! И в русских, и в украинских колядках есть слова приветствия хозяев и поздравление. Где же ещё звучит рождественская музыка? Отправимся дальше...

Игровой момент, ребёнок достаёт очередную карточку

«Англия. 200 лет назад»

У: Мы с вами в небольшой церкви одного из английских городков. Эта церковь небогата, здесь нет старинных икон, дорогих сосудов, всё скромно и просто. Служба закончилась, прихожане разошлись по домам. В зале остался один священник - пастор. Он сидит за маленьким органом (фисгармонией) и немного грустит: «Завтра Рождество, мы все опять будем петь хвалебные песни - гимны, которые пели в прошлый праздник, и в позапрошлый, и три года назад... А так хочется спеть какую-нибудь новую красивую песню!» И незаметно для себя пастор стал наигрывать мелодию (учитель, рассказывая, так лее играет на инструменте), откуда-то пришли слова: «Тихая ночь, святая ночь. Всё спит, только Мария и Иосиф любуются дивным Младенцем, лежащим в яслях». Наутро весь приход с трепетом пел новую песню. Потом её узнали все в Англии, а затем полюбили во всём мире. Давайте послушаем это рождественский гимн.

«Тихая ночь» (рождественский гимн)

У: Кто исполнял эту песню? Какие инструменты сопровождали пение?

Д: отвечают

У: Да. сейчас гимн исполнялся без сопровождения, но может звучать и под аккомпанемент. А

нам пора отправляться дальше.

Игровой момент. Новая карточка.

«Америка. 180 лет назад»

У: (показывает иллюстрацию) Мы с вами на плантации, где работают чернокожие рабы -негры. В кандалах их привезли сюда из Африки. Как вы думаете, счастливы ли они? Тоскуют ли по Родине? Хотят ли свободы?

Д: отвечают

У: вечерами, после тяжёлого дня. чернокожие рабы собирались вместе у своих хижин и пели

песни-молитвы - спиричуэлы, в которых просили Бога о помощи. Как вы думаете, были у негров скрипки, кларнеты, контрабасы?

Д: Нет, они были бедные и не могли купить.

У: Чернокожие рабы в качестве музыкальных инструментов использовали всё. что было под

рукой - ящики, горшки, свои ноги, руки. На этом они и подыгрывали себе. Сейчас я вас научу такому аккомпанементу.

Разучивание ритмического сопровождения: мальчики на «раз» топают ногой, на «два» -щелкают пальцами: девочки шепчут «чу-чу - ду». Через несколько тактов учитель вступает на фортепиано и поёт

Спиричуэл «Крепкий, сильный» (негритянская духовная песня)

У: Спасибо, ребята. Трудным ли было исполнение?

Д: делятся своими впечатлениями.

У: у нас остался один вагончик

Игровой момент. Последняя карточка

Португалия. 60 лет назад.

У: Португалия! Южная европейская страна! Тёплое море, жаркое солнце! "Здесь живут сильные, смуглые люди с такой же горячей кровью! В Португалии тоже празднуют Рождество. Как вы думаете, какой по характеру, настроению будет португальская рождественская музыка?

Д: высказывают предположения

У: Давайте послушаем.

«Риу - риу - чиу» (португальская рождественская песня)

У: Кто исполнял эту музыку?

Д: Певцы

У: Слышали вы какие-нибудь музыкальные инструменты? Д: Да (варианты названий)

У: Это был духовой, струнный или ударный инструмент? Д: Ударный

У: Этот инструмент называется тамбурин (показать). На деревянный обод натянута кожа, в обод вставлены металлические пластинки (дать потрогать, легко ударить)

У: Ну вот. ребята, как много стран мы объездили, в разные времена-эпохи попадали, какую музыку услышали! Это была похожая музыка или разная? А что общего было у всех этих песен?

Д: Все они о рождении Христа

У: Как вы думаете, сегодня поют о Рождестве?

Д: Да!

У: И я предлагаю вам разучит современную рождественскую детскую песню

«Колокольчики». Что нужно сделать, прежде чем начать петь?

Д: Распеться

Распевание

Разучивание песни:

а)        Учитель поёт, затем дети анализируют:

- сколько строк-фраз услышали? - были повторяющиеся фразы?

б)        1.2 строку поёт учитель, а ребята «Дин-дон» с показом ладошками высоты звуков

в)        Медленно пропеть две строки со звуковысотными жестами

г) Разделить класс на две группы: одни поют текст, другие - «Дин-дон». Поменяться ролями, сравнить исполнение.

л) Выучить с характерными жестами 3 и 4 фразы

с) Соединить все фразы, спеть весь куплет.

Музыкальное прощание «До свиданья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка по теме "Рождество в Великобритании""

Урок посвящен теме "Рождество в Великобританиии". План- конспект урока содержит разнообразные конкурсы, интересные задания, которые можно применять на уроках английского языкка при изучении данной тем...

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока 1 класса по ОПК "Рождество Христово"

Конспект урока по ОПК по учебнику 1 класса "Азбука православной культуры". Автор учебника С.Т. Погорелов....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...