Конспект занятия по внеурочной деятельности "Музыкальная карусель"
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
Данное занятие способствует развитию музыкально-творческой деятельности учащихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_karusel.doc | 102 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная карусель
Смолина Ирина Александровна
педагог дополнительного образования
Цель: организовать совместную музыкально-творческую деятельность учащихся начальных классов.
Задачи:
- Создать игровую ситуацию для применения музыки как средства коммуникации детей.
- Развивать творческие и музыкальные способности при исполнении песен и разгадывании мелодий, мышление при разгадывании загадок и ребусов, внимание при игре "Хлопки".
- Воспитывать культуру работы в группе, интерес к музыкальному искусству.
Оборудование:
- магнитофон, музыкальные записи + минусовки;
- ребусы, музыкальные домики;
- две магнитные доски + набор букв;
- магниты, ноты, шкатулка.
Ход мероприятия
- Организация внимания.
- Развитие речевого аппарата.
УПРАЖНЕНИЯ для ГУБ и ЯЗЫКА
СОЛНЫШКО
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
(Утенок проснулся. Солнышко ему улыбается)
ПОЧИСТИМ ЗУБКИ
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы изнутри, делая движения из стороны в сторону.
(Утенок Утя умывается)
ЧАШЕЧКА
Рот широко раскрыть. Высунуть широкий язык. Кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Высунуть широкий язык, завернуть его на верхнюю губу - не касаясь нижней. Облизав верхнюю губу убрать язык внутрь. Аналогично – с нижней губой. Выполнять 5-10-15 раз.
ЛОШАДКА
Присосать язык к небу и щелкнуть: медленно, сильно (как лошадка цокает копытами). Следите, чтобы при присасывании ребенок тянул подъязычную связку (уздечку), а подбородок при этом был неподвижен.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
Пэ-пе па-пя по-пе пу-пю пы-пи
Фи-ви фэ-ве фа-ва
III. Основная часть.
Беседа о возникновении ударных музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты. Без них невозможно композиторское творчество. Без них невозможно музыкальное исполнительство (исключение - вокальное искусство, но и оно тесно связано). Иными словами, без музыкальных инструментов музыки практически не существует.
На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных инструментов, о которых мы с вами говорили, и будем говорить в дальнейшем.
О чем может сказать простой камень?
Люди уже очень давно умели танцевать. Танцы первобытных людей, конечно, отличались от вальсов, полек, мазурок. Это были танцы-заклинания, танцы-рассказы, изображающие окоту, торжество победы над врагом или какие-нибудь занятия, домашние дела. Танцы были длинными – ведь порой приходилось рассказывать подробно об окоте или погоне, которая длилась много дней. Древние зрители были одновременно и участниками таких танцев: они изображали оркестр, сопровождая танцы ритмичными хлопками. Попробуй-ка поаккомпанировать, таким образом, танцу, который длится несколько часов, от этих хлопков ладони вспухнут. Нашли выход: взяли два плоских камешка и стали постукивали» друг о друга. Чем не оркестр? Потом попробовали «поаккомпанировать» на растянутой дня сушки коже - совсем хорошо получилось. Отсюда уже недалеко и до барабана.
Камень – это первый ударный инструмент.
Но какими бы разными не были все существующие инструменты, их можно условно разделить по способу звукоизвлечения на три группы:
Струнные инструменты (источник звука – натянутая струна).
Духовые инструменты (звук извлекается благодаря вдуванию воздуха в инструмент).
Ударные инструменты (звук извлекается с помощью удара по инструменту). С наиболее яркими представителями этих групп мы с вами будем знакомиться на протяжении всего года. Возможно, какой-нибудь из них станет вашим любимым инструментом.
-Я сейчас буду загадывать загадки про музыкальные инструменты, а вы должны будете их отгадать. Кто сделает это быстрее, тот выиграет.
1. У какого инструмента есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно..Это звонкий наш………рояль
2. Он по виду брат баяна, где веселье там и он.
Я подсказывать не стану, всем знаком……..аккордеон
3. Громче флейты, громче скрипок, громче труб наш великан:
Он ритмичен, он отличен – наш весёлый……………барабан
4. Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий, называется………….свирель
Разгадывание загадок (Приложение 1).
Разгадывание ребусов (Приложение 2).
Музыкальная викторина.
Я ваша подруга,
Я ваша попутчица,
В пути без меня
Ничего не получиться.
Со мною, друзья,
Всегда интересно,
Узнали, кто я?
Ну, конечно же ... (Песня.)
- Итак, нужно определить, какая песня звучит, по одному-двум словам из ее текста. Но прежде эти слова надо узнать. А для этого придется ответить на вопросы-загадки музыкальной викторины. Первые слова:
Они растут в южных странах на деревьях.
Ими любят лакомиться обезьяны.
Это любимая еда жителей острова Чунга-Чанга. (Кокосы и бананы.)
Игра «хлопки».
Попугай – руки назад.
Обезьяны – прыгают, двигают руками.
Крокодил – присесть.
Музыкальная загадка 1.
Первое слово:
Это моллюск.
Люди считают, что они передвигаются очень медленно.
У них есть домик, закрученный в спираль. (Улитка.)
Второе слово:
Они живут в жарких странах.
Люди говорят, что их можно сделать из муки.
Одного из них облаяла собака по кличке Моська. (Слон.)
Отгадка: улитка + слон = песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).
Музыкальная загадка 2.
Первое слово:
Они бывают на небе, но не каждый день.
Ночью их не увидишь.
Они очень похожи на белую вату. (Облака.)
Второе слово:
У маленьких детей она бывает деревянной.
Она была верным другом каждого былинного богатыря.
А. Барто в одном из своих стихотворений признается ей в любви. (Лошадка.)
Отгадка: облака + лошадки = песня «Облака» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).
Музыкальная загадка 3.
Первое слово:
У него уши на коленках.
Он умеет прыгать.
На картинке в книжке он часто бывает нарисован играющим на скрипке. (Кузнечик.)
Второе слово:
Она мягкая и зеленая.
Она бывает в городе и в деревне, в лесу, в поле, на огороде.
Её любит, есть корова. (Трава.)
Отгадка: трава + кузнечик = песня «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова).
Музыкальная загадка 4.
Первое слово:
Он похож на стрекозу.
Но сделан он из металла.
И у него, как у Карлсона, есть пропеллер. (Вертолет.)
Второе слово:
Это холодное и сладкое.
Его нельзя есть, когда болит горло.
Держать его нужно за палочку. (Эскимо.)
Отгадка: вертолет + эскимо = песня «Пусть бегут неуклюже» (муз. В. Шаинского,сл. А. Тимофеевского).
Музыкальная загадка 5.
Первое слово:
Когда он маленький, то желтенький и пушистый.
Он любит плавать и нырять в воде.
Сказочник Андерсен написал о нем грустную сказку со счастливым концом.
Второе слово:
Ещё раз произнесём уже отгаданное слово!
Отгадка: утёнок + утёнок = композиция «Танец маленьких утят» (муз. народная, сл. Ю. Энтина).
Песня «Танец маленьких утят» (дети исполняют танец).
Резерв времени.
Музыкальные вопросы:
Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (До-ми-к.)
Назовите пресмыкающееся, птицу и зерновую культуру, в названиях, которых есть нота "РЕ". (Черепаха, тетерев, гречиха.)
Птицу, в названии которой есть нота "МИ". (Фламинго.)
Растение, в названии которого есть нота "СОЛЬ" и еще одна нота? (Фасоль.)
Птицу, плодовое растение и растение-сорняк, в названии которых есть нота "СИ". (Синица, персик, василек.)
Порода домашних собаки растение. (Бульдог, подорожник.)
Музыкальная загадка 6.
Веселая викторина про музыку и животных.
Какой музыкальный инструмент напоминает гигантское крыло бабочки? (Арфа.)
Волосы какого животного используют для изготовления скрипичного смычка? (Коня.)
Какое произведение Сергея Прокофьева в Америке посчитали пропагандой экологического насилия и отказались исполнять? (Симфоническая сказка «Петя и волк».)
Какой духовой музыкальный инструмент носят на голове многие животные? (Рог.)
Каких птиц Алексей Фатьянов призывал не тревожить солдат во время сна? (Соловьёв.)
Кто не ловится и какой орех не растёт на острове Невезения? («Крокодил не ловится, не растёт кокос».)
Если крокодил-дил-дил плывёт, то этот зверь идёт. Кто он? (Носорог-рог-рог.)
Назовите дерево, родившееся в лесу? (Ёлочка.)
Какой овощ звали копать в песне Антошку? (Картошку.)
Докажите, что большинство овощных растений из всех нот предпочитают ноту ре. (Репа, редька, редис, перец, огурец, хрен, сельдерей, ревень, порей.)
Итог занятия.
Мир Музыки – волшебный и сложный мир, он полон тайн, загадок и удивительных открытий. Но каждую тайну можно разгадать, если учиться постигать язык искусства – осваивать музыкальную грамоту, развивать внимание, память, художественный вкус.
Если вам было интересно на занятии, и вы хотите в дальнейшем постигать тайны музыки, возьмите нотки и опустите их в волшебную шкатулку.
Успехов вам, начинающие музыканты!
Литература.
Гармаш И. И. Игры и развлечения. Киев, 1996.
Зайцева О.В.На досуге. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"
На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»
Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....
Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14
Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»
Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец по имени Балаш. (Он) Балаш собирал лечебные травы и помогал всем и людям и зверям. У купца бы...
план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка
Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...
Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".
Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....