Конспект занятия по внеурочной деятельности "Музыкальная карусель"
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

Смолина Ирина Александровна

Данное занятие способствует развитию музыкально-творческой деятельности учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_karusel.doc102 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная карусель

Смолина Ирина Александровна

 педагог дополнительного образования

Цель: организовать совместную музыкально-творческую деятельность учащихся начальных классов.

Задачи:

  1. Создать игровую ситуацию для применения музыки как средства коммуникации детей.
  2. Развивать творческие и музыкальные способности при исполнении песен и разгадывании мелодий, мышление при разгадывании загадок и ребусов, внимание при игре "Хлопки".
  3. Воспитывать культуру работы в группе, интерес к музыкальному искусству.

Оборудование:

  1. магнитофон, музыкальные записи + минусовки;
  2. ребусы, музыкальные домики;
  3. две магнитные доски + набор букв;
  4. магниты, ноты, шкатулка.

Ход мероприятия

  1. Организация внимания.
  2. Развитие речевого аппарата.

УПРАЖНЕНИЯ для ГУБ и ЯЗЫКА

 СОЛНЫШКО

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

(Утенок проснулся. Солнышко ему улыбается)

                                         ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

 Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы изнутри, делая движения из стороны в сторону.

(Утенок Утя умывается)

ЧАШЕЧКА

 Рот широко раскрыть. Высунуть широкий язык. Кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

 Высунуть широкий язык, завернуть его на верхнюю губу - не касаясь нижней. Облизав верхнюю губу убрать язык внутрь. Аналогично – с нижней губой. Выполнять 5-10-15 раз.

ЛОШАДКА

 Присосать язык к небу и щелкнуть: медленно, сильно (как лошадка цокает копытами). Следите, чтобы при присасывании ребенок тянул подъязычную связку (уздечку), а подбородок при этом был неподвижен.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Пэ-пе па-пя по-пе пу-пю пы-пи

Фи-ви фэ-ве фа-ва

III. Основная часть.

Беседа о возникновении ударных музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты. Без них невозможно композиторское творчество. Без них невозможно музыкальное исполнительство (исключение - вокальное искусство, но и оно тесно связано). Иными словами, без музыкальных инструментов музыки практически не существует.

На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных инструментов, о которых мы с вами говорили, и будем говорить в дальнейшем.

О чем может сказать простой камень?

Люди уже очень давно умели танцевать. Танцы первобытных людей, конечно, отличались от вальсов, полек, мазурок. Это были танцы-заклинания, танцы-рассказы, изображающие окоту, торжество победы над врагом или какие-нибудь занятия, домашние дела. Танцы были длинными – ведь порой приходилось рассказывать подробно об окоте или погоне, которая длилась много дней. Древние зрители были одновременно и участниками таких танцев: они изображали оркестр, сопровождая танцы ритмичными хлопками. Попробуй-ка поаккомпанировать, таким образом, танцу, который длится несколько часов, от этих хлопков ладони вспухнут. Нашли выход: взяли два плоских камешка и стали постукивали» друг о друга. Чем не оркестр? Потом попробовали «поаккомпанировать» на растянутой дня сушки коже - совсем хорошо получилось. Отсюда уже недалеко и до барабана.

Камень – это первый ударный инструмент.

Но какими бы разными не были все существующие инструменты, их можно условно разделить по способу звукоизвлечения на три группы:

Струнные инструменты (источник звука – натянутая струна).

Духовые инструменты (звук извлекается благодаря вдуванию воздуха в инструмент).

Ударные инструменты (звук извлекается с помощью удара по инструменту). С наиболее яркими представителями этих групп мы с вами будем знакомиться на протяжении всего года. Возможно, какой-нибудь из них станет вашим любимым инструментом.

-Я сейчас буду загадывать загадки про музыкальные инструменты, а вы должны будете их отгадать. Кто сделает это быстрее, тот выиграет.

1. У какого инструмента есть и струны, и педаль?

Что же это? Несомненно..Это звонкий наш………рояль

2. Он по виду брат баяна, где веселье там и он.

   Я подсказывать не стану, всем знаком……..аккордеон

3. Громче флейты, громче скрипок, громче труб наш великан:

Он ритмичен, он отличен – наш весёлый……………барабан

4. Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий, называется………….свирель

Разгадывание загадок (Приложение 1).

Разгадывание ребусов (Приложение 2).

Музыкальная викторина.

Я ваша подруга,

 Я ваша попутчица,

 В пути без меня

 Ничего не получиться.

 Со мною, друзья,

 Всегда интересно,

 Узнали, кто я?

 Ну, конечно же ... (Песня.)

- Итак, нужно определить, какая песня звучит, по одному-двум словам из ее текста. Но прежде эти слова надо узнать. А для этого придется ответить на вопросы-загадки музыкальной викторины. Первые слова:

Они растут в южных странах на деревьях.

Ими любят лакомиться обезьяны.

Это любимая еда жителей острова Чунга-Чанга. (Кокосы и бананы.)

Игра «хлопки».

Попугай – руки назад.

Обезьяны – прыгают, двигают руками.

Крокодил – присесть.

Музыкальная загадка 1.

Первое слово:

Это моллюск.

Люди считают, что они передвигаются очень медленно.

У них есть домик, закрученный в спираль. (Улитка.)

Второе слово:

Они живут в жарких странах.

Люди говорят, что их можно сделать из муки.

Одного из них облаяла собака по кличке Моська. (Слон.)

Отгадка: улитка + слон = песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Музыкальная загадка 2.

Первое слово:

Они бывают на небе, но не каждый день.

Ночью их не увидишь.

Они очень похожи на белую вату. (Облака.)

Второе слово:

У маленьких детей она бывает деревянной.

Она была верным другом каждого былинного богатыря.

А. Барто в одном из своих стихотворений признается ей в любви.  (Лошадка.)

Отгадка: облака + лошадки = песня «Облака» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).

Музыкальная загадка 3.

Первое слово:

У него уши на коленках.

Он умеет прыгать.

На картинке в книжке он часто бывает нарисован играющим на скрипке.  (Кузнечик.)

Второе слово:

Она мягкая и зеленая.

Она бывает в городе и в деревне, в лесу, в поле, на огороде.

Её любит, есть корова. (Трава.)

Отгадка: трава + кузнечик = песня «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова).

Музыкальная загадка 4.

Первое слово:

Он похож на стрекозу.

Но сделан он из металла.

И у него, как у Карлсона, есть пропеллер. (Вертолет.)

Второе слово:

Это холодное и сладкое.

Его нельзя есть, когда болит горло.

Держать его нужно за палочку. (Эскимо.)

Отгадка: вертолет + эскимо = песня «Пусть бегут неуклюже» (муз. В. Шаинского,сл. А. Тимофеевского).

Музыкальная загадка 5.

Первое слово:

Когда он маленький, то желтенький и пушистый.

Он любит плавать и нырять в воде.

Сказочник Андерсен написал о нем грустную сказку со счастливым концом.

Второе слово:

Ещё раз произнесём уже отгаданное слово!

Отгадка: утёнок + утёнок = композиция «Танец маленьких утят» (муз. народная, сл. Ю. Энтина).

Песня «Танец маленьких утят» (дети исполняют танец).

Резерв времени.

Музыкальные вопросы:

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (До-ми-к.)

Назовите пресмыкающееся, птицу и зерновую культуру, в названиях, которых есть нота "РЕ". (Черепаха, тетерев, гречиха.)

Птицу, в названии которой есть нота "МИ". (Фламинго.)

Растение, в названии которого есть нота "СОЛЬ" и еще одна нота? (Фасоль.)

Птицу, плодовое растение и растение-сорняк, в названии которых есть нота "СИ". (Синица, персик, василек.)

Порода домашних собаки растение. (Бульдог, подорожник.)

Музыкальная загадка 6.

Веселая викторина про музыку и животных.

Какой музыкальный инструмент напоминает гигантское крыло бабочки?  (Арфа.)

Волосы какого животного используют для изготовления скрипичного смычка? (Коня.)

Какое произведение Сергея Прокофьева в Америке посчитали пропагандой экологического насилия и отказались исполнять? (Симфоническая сказка «Петя и волк».)

Какой духовой музыкальный инструмент носят на голове многие животные?  (Рог.)

Каких птиц Алексей Фатьянов призывал не тревожить солдат во время сна? (Соловьёв.)

Кто не ловится и какой орех не растёт на острове Невезения? («Крокодил не ловится, не растёт кокос».)

Если крокодил-дил-дил плывёт, то этот зверь идёт. Кто он?  (Носорог-рог-рог.)

Назовите дерево, родившееся в лесу? (Ёлочка.)

Какой овощ звали копать в песне Антошку? (Картошку.)

Докажите, что большинство овощных растений из всех нот предпочитают ноту ре. (Репа, редька, редис, перец, огурец, хрен, сельдерей, ревень, порей.)

 Итог занятия.

Мир Музыки – волшебный и сложный мир, он полон тайн, загадок и удивительных открытий. Но каждую тайну можно разгадать, если учиться постигать язык искусства – осваивать музыкальную грамоту, развивать внимание, память, художественный вкус.

Если вам было интересно на занятии, и вы хотите в дальнейшем постигать тайны музыки, возьмите нотки и опустите их в волшебную шкатулку.

Успехов вам, начинающие музыканты!

Литература.

Гармаш И. И. Игры и развлечения. Киев, 1996.

Зайцева О.В.На досуге. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...

Конспект занятия по внеурочной деятельности. Занятие № 4 "Шахматные фигуры".

Повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ, центр), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами....