Современные технологии в музыкальном образовании
статья по музыке по теме
В данном докладе говорится о возможности использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании. Рассматриваются особенности обучения игре на инструменте, его функциональные характеристики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_v_muzykalnom_obrazovanii.doc | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Володина Эвелина Юрьевна, Детская музыкальная школа, преподаватель фортепиано, синтезатора, Казахстан, г.Степногорск
Аннотация
В данном докладе говорится о возможности использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании. Рассматриваются особенности обучения игре на инструменте, его функциональные характеристики.
В наш век стремительно растущего научно-технического прогресса, появилась необходимость реформирования системы образования: использование новых средств обучения, внедрение различных современных технологий, позволяющих активировать познавательную деятельность учащегося, помогающих повысить его способность креативно мыслить, самостоятельно находить новые решения.
В связи с общей тенденцией информатизации образования, этот вопрос явился актуальным и для педагогов-музыкантов, которые стали внедрять и использовать современные технологии в своей практике. Одним из инструментов информатизации музыкального обучения явился клавишный синтезатор.
Вопросом использования синтезатора в музыкальном образовании и обучения игре на нём заинтересовались: Л.В.Рапецкая – автор образовательной программы «клавишный синтезатор»; И.М. Красильников «Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств; В.Г. Пешняк «Класс синтезатора. Программа для ДМШ», Е.М.Будкина «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор».
В Детских музыкальных школах и школах искусств, наряду с традиционными музыкальными инструментами, стала звучать цифровая музыка – открылись классы синтезатора.
Синтезатор – довольно молодой, по-своему, уникальный современный музыкальный инструмент. Возможности обучения на нём ещё только изучаются, разрабатываются новые программы, методики. Наверняка, кто-то считает, что синтезатор – переносное, мобильное пианино, но, это далеко не так. С фортепиано его связывает только клавиатура – белые и чёрные клавиши, длина которых на 1-1,5 сантиметра короче, а в остальном, это совершенно оригинальный, многоплановый, многофункциональный инструмент.
В основном, обучение игре осуществляется на полупрофессиональном синтезаторе среднего класса, имеющем функцию автоаккомпанемента, память с несколькими дорожками для сочинения и записи музыки. Синтезатор этого класса оснащён жидкокристаллическим дисплеем, отображающим все происходящие действия и текущие настройки. Имеет «лёгкую», активную пятиоктавную клавиатуру, чувствительную к нажатию, требующую от играющего использования, в основном, аккуратной пальцевой техники и мягкого, «пружинящего», гибкого запястья.
Технические возможности синтезатора позволяют воспитать не только исполнителя, которого традиционно выпускают музыкальные школы, но, также, музыканта новой формации - «4 в 1» , т.е. исполнителя, аранжировщика, импровизатора и композитора. Безусловно, сам педагог должен владеть всеми перечисленными выше навыками, быть информационно грамотным, являться исследователем, новатором в своей области, стремиться к самообразованию, самосовершенствованию.
Во многих музыкальных школах предмет «синтезатор» включён в программу как дополнительный инструмент, его роль, как бы, отодвигается на второй план, возможности использования его технических характеристик не в полной мере реализуются в процессе обучения. При таком подходе, ученик осваивает только игру в режиме автоаккомпанемент и не может полностью овладеть импровизацией, научиться делать аранжировки, сочинять. Гораздо больше возможностей для творчества учащихся открывается, когда синтезатор становится основным, специальным предметом, включённым в учебные программы детских музыкальных школ.
Стоит сказать и о том, что педагогов, владеющих игрой на синтезаторе очень мало, таких специалистов не готовит музыкальное училище и консерватория.
Учиться игре на синтезаторе можно с 5-6 лет. Как показала практика, для детей этого возраста обучение проходит довольно легко, они без труда осваивают не только игру на клавиатуре, но и учатся использовать, во время исполнения, различные функции, характерные для данного инструмента. В процессе обучения, особенно, при игре в режиме «автоаккомпанемент», хорошо развивается и дисциплинируется чувство ритма, формируется гармонический слух. Возможности синтезатора позволяют уже на первом году обучения, при исполнении учеником маленьких пьесок, использовать игру в режиме «автоаккомпанемент», применять различные шумовые эффекты, изменять инструменты, находить интересные звуки.
Репертуарный план учащихся довольно разнообразный, включающий в себя классическую музыку, народные мелодии, джазовые композиции, популярную музыку XX века, современные хиты.
Развитая информативность и функциональность синтезатора позволяет ученику окунуться в многообразие стилей исполняемой им музыки, учит его свободно ориентироваться в музыкальных жанрах, помогает освоить навыки аранжировки, познакомиться с элементами импровизации. Богатый банк тембров и стилей даёт возможность учащемуся проявить свои творческие способности, находясь в состоянии постоянного поиска, экспериментировать.
Задача данного процесса обучения заключается в освоении учащимся практических и теоретических знаний, в приобретении навыка исполнительского мастерства, в умении играть в ансамбле, развитие активного познавательного интереса учащегося, стремление к самостоятельной творческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Красильников И.М., «Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. М.: Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. – 55с.
- Будкина Е.М., программа «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор». М., Зеленоградский окружной методический центр, 2008 г.
- Рапецкая Л.В., образовательная программа по предмету синтезатор. Пермский край, г. Добрянка, 2010 г.
- Сайт Владимира Пешняка - peshnyak@mail.ru
- Павел Живайкин статья «идеальная учебная программа по специальности «синтезатор», или клавишник – это кличка или профессия?» - www.musicinform.narod.ru, paulzhiv@mtu-net.tu.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии как инструмент управления качеством образования.
Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение о...
Доклад на заседании МО "Современные технологии начального образования"
Доклад является одной их форм работы по самообразованию на главную тему МО в данном учебном году...
Современные технологии в этнокультурном образовании школьников
Работа проводилась в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовскийгосударственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» на 2013 год. Проект«Методология, теория и технол...
Современная технология в организации образования детей с ограниченными возможностями обучающихся на дому
Выступление на метод объединении учителей начальных классов...
Современные технологии начального общего образования как условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО
Каждому человеку, живущему в современном мире, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватну...
Современные технологии начального общего образования как условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО
Что же такое технология обучения и почему именно образовательные технологии мы выбираем как лучшее условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО?...
Влияние истории развития женского музыкального образования в России на систему музыкального образования в современной России
На протяжении всей истории России многие сферы жизни, в том числе и образование, переживали большие изменения. Краткий экскурс в то, как раздельное образование повлияло на систему современного российс...