Современные технологии начального общего образования как условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО
статья
Что же такое технология обучения и почему именно образовательные технологии мы выбираем как лучшее условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО?
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
Современные технологии начального общего образования как условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО
Составитель: учитель начальных классов
Дьякова О.Н., 1 квалификационная категория
м. Сольба 2018г.
Введение
Каждому человеку, живущему в современном мире, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому в современных условиях учитель должен стать организатором познавательной деятельности, в которой главным действующим лицом на уроке становится ученик. И реализовать это можно используя различные педагогические технологии (образовательные технологии). Использование педагогических технологий позволяет учителю обрести новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.
Что же такое технология обучения и почему именно образовательные технологии мы выбираем как лучшее условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО?
Технология обучения – это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.
- в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержания обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит каким бы то ни было серьезным коррективам;
- образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
- педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
- обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;
- обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- четкая ориентация на развитие творческой деятельности
Педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов:
- информационно-коммуникативная технология;
- игровая технология;
- технология проектной деятельности;
- здоровьесберегающая технология,
- технология развития критического мышления
и другие.
Технология проектной деятельности
Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность.
Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее – обучение через деятельность. Поэтому работая по ФГОС, мы не можем обойтись без такой педагогической технологии, как проектная деятельность.
В основе этой технологии лежит моделирование и организация образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и решают значимые проблемы. Основой проекта выступает проблема (социальная, познавательная, нравственная, практическая), которая требует интегративного знания и исследования способа решения. Проект завершается созданием определенного продукта.
Но, в качестве учебой, проектная деятельность служит прежде всего развитию личности субъекта учения, усвоению определенной суммы знаний, умений, навыков, формированию ключевых компетенций, а не получению общественно значимого продукта. Тем самым определяются основные параметры ее содержания, организации, функционирования.
Над проектом учащиеся работают индивидуально, в парах или группах большего состава. Учитель создает специальную образовательную среду для проектной деятельности учеников: мебель в классном помещении расставляется так, чтобы было удобно работать в группе и индивидуально; подготавливается необходимая справочная литература, учебные пособия; школьная библиотека, предметные кабинеты и выход в Интернет должны быть доступны учащимся во время работы надо проектом.
В практике учителей сложилось несколько видов проектов.
Исследовательские: по структуре приближены к настоящему научному исследованию. Учащиеся определяют проблему и вытекающие из нее задачи, выдвигают гипотезу для их решения, обсуждают методы исследования, проводят его, анализируют полученные данные, делают выводы и оформляют результаты своего проекта в виде реферата, стендового доклада и даже статьи.
Творческие: не имеют детально проработанной структуры, а скорее подчиняются жанру творческой деятельности. Результаты такого проекта оформляются как сценарий фильма или массового праздника, как фотовыставка или газетная статья.
Информационные: основу составляет сбор информации и ознакомление с нею заинтересованных лиц, анализ обобщенных фактов. Нередко такие проекты являются составной частью исследовательских или творческих проектов.
Социальные: вся деятельность в них строится вокруг социально значимой проблемы, связанной с интересами какой-либо группы людей. Такой проект требует четкого распределения ролей в групповой работе, наличия социально активного лидера, четкого плана действий и общественной экспертизы.
Как и всякая учебная деятельность, проект нуждается в оценке. В опыте учителей сложилась определенная система критериев оценивания учебных проектов школьников:
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели;
- оригинальность идеи и способов решения проблемы;
- степень самостоятельности в выполнении этапов работы;
- практическое использование знаний, умений и навыков;
- количество новой информации, привлеченной в проект, и степень ее осмысления;
- четкость выполнения определенной роли в групповой работе, умение сотрудничать;
- уровень творчества в презентации результатов проекта (устное сообщение, письменный отчет, формы наглядности);
- социальное и прикладное значение результатов.
Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.
Плюсы технологии проектной деятельности:
+ Метод проекта ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение, приобретение новых (порой и путем самообразования). В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать.
+ Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.
+ Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь - умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.
+ Применение метода проектов позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Игровая технология
Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Особенно игровая технология актуальная для учителей начальной школы. А в первом классе без нее не обойтись, т.к. именно на первом году обучения у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
Необходимо определить условия проведения игры:
- материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт;
- должно быть заложено преодоление чего-либо, так как только в этом случае возможна активность действия;
- игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение как правил, так и содержания);
- в основе игры должна лежать соревновательность, что дает движение, толчок к развитию принятых игровых ролей;
- игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, следовательно, игра должна контролироваться;
- не допускается «зацикленность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности;
- наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием, оформлением) позволит создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.
Игровые формы работы в учебном процессе могут нести на себе ряд функций. Выделают следующие функции игры:
- Обучающая функция – развитие памяти, внимания, навыков владения родным и иностранным языками, восприятия информации различной модальности.
- Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока в увлекательное действо.
- Коммуникативная функция – сплочение коллектива учащихся и установление внутри него эмоциональных контактов.
- Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения.
- Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации.
- Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств.
- Воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Плюсы игровых технологий:
+игровые технологии дают возможность повысить у учащихся интерес к учебным занятиям,
+ игровые технологии позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре,
+ игровые технологии помогают ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.
+ игра формирует типовые навыки социального поведения, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотип поведения в человеческих общностях.
+ Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины.
+ Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра – это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта и в сфере познавательной деятельности, творчества, активности, стимулирует целеустремленность.
+ Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
+ Игровые технологии легко воспринимаются.
+ Технология универсальна. Любая из организационных форм легко воспроизводима. Например, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Брэйн-ринг», «Своя игра».
Применение на практике
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку.
В работе учитель может использовать компьютерные развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Можно использовать занимательные задания, загадки и ребусы, красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.
Практически в каждый урок можно ввести игру или игровой момент. Это может быть урок – сказка, урок – соревнование, урок – путешествие, урок-экскурсия и др.
Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: “Найди лишнее число в каждом ряду”, “Зачеркни его”, “Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания”, “Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово”.
Информационно-коммуникационные технологии
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предполагает широкое использование информационно-коммуникационной технологии в учебном процессе.
- проводить мультимедийные выступления.
При проведении уроков и внеклассных мероприятий использование мультимедийных презентаций, позволяет реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения.
Мультимедийные презентации можно применять на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагать учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.
Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. С помощью слайдов легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.
- получать информацию из Интернета.
Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет.Ученики могут воспользоваться извлеченной информацией при подготовке к урокам, творческих работ, проектных заданий;
- играть. Существует целое семейство компьютерных игр, которые специально созданы для тренировки внимания, развития памяти, логического мышления и освоения в игровой ситуации нового знания.
С помощью цифровых образовательных ресурсов, электронных тренажеров учащиеся на уроках могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.
- работать с текстами. Создание текстов – один из основных способов использования компьютера в обучении.
- создавать рисунки, чертить и конструировать. Для изобразительного творчества понадобятся специальные программы – графические редакторы.
Информационные технологии могут «работать» в учебном процессе и как объяснительно репродуктивные, и как эвристические.
Но для реализации информационно-коммуникационной технологии требуется специальное техническое оснащение и определенный уровень компьютерной компетентности как учителя, так и обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии
Проблемы сохранения здоровья обучающихся стали особенно актуальными на современном этапе. Естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К.Смирнов:
- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
- Субъект-субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов, врачей.
- Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
- Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
- разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:
- снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
- создание благоприятного психологического климата на уроке
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
- комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Вывод
Таким образом, используя современные образовательные технологии, удается решить следующие проблемы:
1. способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы;
2. изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры.
3. повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
4. решать задачи охраны здоровья школьников.
Считаю, что применение современных образовательных технологий способствует развитию познавательной и творческой активности школьника, сохранению физического и психического здоровья, а также является эффективным средством повышения качества образования в начальной школе.
Источники
1) Яговцева Л.Ю.Современные педагогические технологии как средство достижения образовательных результатов в контексте содержания ФГОС НОО: опыт работы учителей начальных классов КГО. ФГОС/Яговцева Л.Ю. – Кушва: 2018
2) Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии /Е.В.Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
3) Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В.Атяш. – 2-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
4) Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Ф.Голованова. – 2-е изд.,стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новое качество начального общего образования и пути его повышения в условиях реализации ФГОС.
Статья для сборника РАО Институт семьи и воспитания...
Достижение качества образования в условиях реализации ФГОС.
Выступление для педагогического совета. Характеристика качества образования в начальных классах в условиях реализации ФГОС. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов....
Реализация ФГОС НОО через компетентностно-ориентированную среду школы как условие достижения качества образования
Данное выступление демонстрирует работу РМО учителей начальных классов при реализации ФГОС НОО в Каслинском районе, представляет результаты мониторинга 4-классников....
выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности.Современный урок по ФГОС.
Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...
Выступление "Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО"
материал для выступления...
Современные технологии начального общего образования как условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО
Каждому человеку, живущему в современном мире, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватну...