Доклад на заседании МО "Современные технологии начального образования"
консультация на тему
Доклад является одной их форм работы по самообразованию на главную тему МО в данном учебном году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sovremennye_tekhnologii_nachalnogo_obrazovaniya.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ №17» г.о.Нальчик
ДОКЛАД
по самообразованию
«Современные технологии начального образования»
(зачитан на заседании МО учителей начальных классов)
Учитель начальных классов
Карданова С.Х.
2014 - 2015 уч.год
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Сущность понятий «педагогическая технология», «образовательная технология».
Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).
С помощью технологии интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», т.к. он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Педагогические технологии - это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса
2. Технологии личностно-ориентированного образования.
В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса педагог создает условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития. За каждым ребенком сохраняется право выбора собственного пути развития через организацию альтернативных форм обучения. В основе такого обучения лежит личностно - деятельностный подход, выражающий основной принцип гуманизации образования, и требующий качественно нового взаимодействия между участниками образовательного процесса. Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты. При организации образовательного процесса создаются такие психолого-педагогические условия, при которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции каждого ребенка через реализацию и построение соответствующих видов деятельности.
Цели личностно-ориентированного образования
- Саморазвитие, самосовершенствование личности учащегося в условиях образовательного процесса.
- Формирование внутренней мотивации к учебной деятельности через систему творческих заданий и рефлексии.
- Совместно-распределенная согласованная деятельность участников образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений.
- Условия реализации личностно-ориентированного подхода
- Направленность образовательного процесса на самоопределение, самосовершенствование личности учащегося.
- Учет особенностей личностного развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.
- Поиск лучших качеств личности.
- Применение психолого-педагогической диагностики личности.
- Прогнозирование развития личности.
- Конструирование индивидуальных программ развития, их коррекция.
3. Технология проблемного обучения
Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе. Обращаясь к истории проблемного обучения, можно выделить несколько периодов его становления. На протяжении нескольких столетий проблему активизации обучения путем использования различных методов и средств пытались решить такие педагоги как Сократ (основоположник математики), Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. В конце ХIХ – начале ХХ веков формируется исследовательский метод обучения, основанный на приемах развития познавательной самостоятельности учащихся, нашедший отражение в работах А.Я. Герда, А.П. Тинкевича, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова. В отечественной педагогике второй половины ХХ века различные подходы к организации проблемного обучения освещены в работах А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, Т.И. Ильина, А.В. Брушлинского и др.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Цели технологии проблемного обучения
- Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
- Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
- Повышение эффективности усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Этапы постановки и решения проблемы
• Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.
• Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.
• Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).
• Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).
• Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.
4. Технология проектного обучения
В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США. Авторами данного метода считаются Дж. Дьюи и его ученик В. Килпатрик. Иначе этот метод называли методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Главные его идеи состоят в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России сторонницей идеи проектного обучения была Н.К. Крупская, которая определяла полезность использования данного метода в увязке теоретических знаний с практической деятельностью, считая возможным на его основе построение системы учебно-воспитательной работы, в которую входят конкретные практические творческие дела учащихся.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
Цели технологии проблемного обучения
Создание условий, при которых учащиеся:
• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
• развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Особенности образовательного процесса:
• интегрированный характер образовательного процесса определяется необходимостью в интеграции знаний по различным учебным предметам при решении определенной проблемы;
• интегрированные и внеурочные формы работы определяются интегрированным характером и сроками выполнения проекта;
• индивидуальный подход в определении заданий для каждого учащегося определяется, исходя из интересов каждого ребенка, уровня его возможностей;
• образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению;
• индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
• глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
• необходимость в приобретении новых знаний возникает в процессе работы над решением поставленной проблемы.
Проекты могут быть различными по содержанию:
• монопредметные – выполняются в рамках учебного материала по одному предмету;
• межпредметные – интегрируют содержание нескольких учебных предметов (наиболее целесообразны в начальной школе);
• надпредметные - выполняются в рамках определенного факультатива или спецкурса.
По уровню усвоения учебного материала выделяют:
• текущие – в процессе работы над проектом происходит уточнение, расширение, приобретение новых знаний, необходимых для решения поставленной проблемы;
• итоговые проекты – по результатам оценивается уровень освоения учащимися определенного учебного материала;
По формам организации:
• индивидуальные – выполняются одним учащимся (целесообразно использовать при организации работы с одаренными детьми);
• групповые – выполняются скоординированной группой учащихся.
По срокам выполнения:
• краткосрочные – обычно выполняются в рамках одного предмета или нескольких уроков по определенной теме (2-6 часов);
• среднесрочные – носят интегрированный характер, могут объединять несколько учебных тем по различным предметам (12-15 часов);
• долгосрочные – требующие значительного времени для поиска материала и его анализа, срок выполнения (более 15 часов).
По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:
• практический – непосредственно представляет реальную, практическую часть проекта, которая представлена конкретным продуктом деятельности (поделкой, плакатом, спектаклем и т. д.);
• педагогический – приобретение коммуникативных, исследовательских умений, развитие положительной мотивации к учебной деятельности, развитие личностных качеств, усвоение базовых и дополнительных знаний.
Современные исследователи определяют основные требования к использованию метода проектов в начальной школе (Миронова И. 2004).:
- Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующее интегративного знания, поиска ее решения.
- рактическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.
- Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.
- Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.
5. Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых. В 50–60-х гг. в научных лабораториях, и прежде всего в лабораториях Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, были разработаны новые подходы к построению начального обучения, которые оказались настолько иными по своей педагогической сути и по достигаемым результатам (именно в развитии учащихся), что их нельзя было назвать иначе, как развивающими. Они и стали так называться в противовес традиционному обучению, которое, будучи ориентированным на формирование навыков, слабо решало задачу развития детей.
Под развивающим обучением понимается обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития ребенка. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль не объекта учения, а самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. В технологии развивающего обучения в центре внимания находится способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.
Одним из вариантов реализации идей развивающего обучения явилась система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, которая начала формироваться с конца 50-х годов прошлого столетия. Основное положение данной системы - формирование человека с теоретическим сознанием, способного выявлять и решать проблемы, учить, развивать и реализовывать себя, в отличие от существующего традиционного обучения, ориентированного на формирование эмпирического мышления.
Усвоение теоретических понятий, которые и составляют содержание обучения возможно лишь в процессе осуществления учебной деятельности при решении учебных задач. Учебная задача является основным компонентом учебной деятельности. Главная особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении школьник ищет и находит общий способ (или принцип) подхода ко многим частным задачам определенного класса (В.В. Давыдов, 2000).
Цели развивающего обучения
- Развитие теоретического сознания и мышления ребенка путем изменения построения содержания учебного материала (от абстрактного к конкретному).
- Формирование у учащихся способов умственных действий посредством усвоения теоретических знаний и изменения взаимодействия между участниками образовательного процесса.
- Воспроизведение в учебной деятельности детей всех этапов научного открытия (квазиисследовательская деятельность).
Особенности образовательного процесса
Внутренняя мотивация к учению, идущая от познавательных потребностей.
Проблемное изложение учебного материала через постановку учебных задач.
Позиция ребенка как полноценного субъекта деятельности (творца - исследователя), осуществляющего самостоятельно все этапы учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.
Направленность на усвоение общих способов решения учебных задач.
Рефлексивный характер учебной деятельности на всех ее этапах.
Изменение оценочной деятельности учителя и учащихся в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Одним из условий развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова является безотметочное обучение. Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей отметочной системы оценивания, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
6. Использование ИКТ в начальной школе
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
• использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность.
• использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.
• рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.
• использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого.
• использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.
• организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.
• использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
• интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.
Таким образом, при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
- Федоскина О.В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности.//Начальная школа до и после. 2004, № 11.
- Хижнякова О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – Ставрополь: СКИПКРО, 2006.-56 с.
- Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Белкина В.В., Серебренников Л.Н., Гаибова В.Е. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005.
- Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии начального образования
Педагогические технологии начального образования...
Семинар «Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения».
Презентация к выступлению на семинаре "Современные педагогические технологии начального образования в контексте ФГОС второго поколения"...
презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...
Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Технология оценивания образовательных достижений как средство реализации ФГОС НОО»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования действует система оценки, ориентированная на выявление и оценивание образовательных...
Доклад на заседание ШМО учителей начальных классов.Тема: «Эффективность урока через применение современных образовательных технологий»
Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различн...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В учебном пособии представлены материалы по дисциплине «Современные технологии начального образования», которая реализуется в рамках Модуля 7 «Начальное образование»,...
Выступление-доклад на заседание МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения"
Выступление-доклад на заседание МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения"...