Влияние истории развития женского музыкального образования в России на систему музыкального образования в современной России
статья по музыке

Лапушкина Анна Викторовна

На протяжении всей истории России многие сферы жизни, в том числе и образование, переживали большие изменения. Краткий экскурс в то, как раздельное образование повлияло на систему современного российского образования, в частности, музыкального

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние истории развития женского музыкального образования в России на систему музыкального образования в современной России

На протяжении всей истории России многие сферы жизни, в том числе и образование, переживали большие изменения.

Российская образовательная система пережила многочисленные изменения и «метания» между раздельными и смешанными классами, однако на данный момент преобладающими являются школы с совместным обучением.

Большую роль в развитии музыкального образования сыграла вторая половина XIX в. – в это время всё лучшее, что существовало в российских традициях музыкального образования, было переосмыслено и получило развитие. В это же время российская культура переживала этап синтеза с традициями зарубежной музыкальной педагогики и исполнительства.

В конце XIX столетия массовое музыкальное образование в России существовало в виде посещения церковноприходских школ – обучение через пение самых примитивных песен и молитв было распространено по всей России, именно так до революции обучали грамоте, писанию и чтению. Вели занятия зачастую люди, не имеющие даже начального музыкального образования.

Данный расклад в системе музыкального образования требовал основательных изменений, и во второй половине XIX в. происходили поиски новых содержания, форм и методов массового музыкального образования.

Эти поиски привели к следующему утверждению: наиболее эффективной формой массового музыкального образования является хоровое пение как самый доступный вид музыкальной деятельности, позволяющий совмещать общее музицирование и индивидуальное развитие каждого. В этом утверждении также содержится то, что хоровое дело имеет глубокие национальные корни в России.

В начале XX века музыкальная общественность все чаще поднимает вопрос о необходимости всеобщего музыкального образования, за введение музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной

школы. Только таким путем можно было решить по-настоящему вопрос о массовом музыкальном образовании.

В годы, предшествующие Октябрьской революции, под давлением общественности возникает, наконец, проект реформы средней школы, в которой предусматривалась обязательность музыкального воспитания для всех учащихся, однако этот обширный замысел не был проведен в жизнь. И все же опыт, накопленный всем предшествующим периодом развития профессионального и непрофессионального музыкального образования и воспитания, послужил основой, на которой Россия смогла начать осуществление программы строительства новой музыкальной культуры послереволюционного периода.

        Женское образование являлось одним из направлений в развития российского общества. За несколько последних веков русская женщина смогла выбраться из подчинённого положения и обрести значимость во всех сферах общественной жизни, возможность получать полноценное образование наравне с мужчинами, руководить. Женское образование приобрело большее значение, теперь женщины воспитываются не только как хозяйки, хорошие жёны и мамы, но в первую очередь как полноценные члены общества, где образ женщины неразрывно связан с образованностью, умением мыслить и творить.

        Изучив историю эволюции женского образования, можно сделать вывод, что общеобразовательные женские школы развивались не всегда последовательно и системно. В отличие от европейских стран, в частности, Италии, в России девочкам не давалось профессиональное музыкальное образование. Система женского музыкального образования, начиная с XVIII в. была подчинена законам гармоничного развития личности учащегося, не выходя за рамки качественного любительского музицирования. На протяжении всех этапов развития женского образования музыка сосуществовала совместно с общеобразовательными предметами, являя собой цельную, неразделимую учебно-воспитательную систему. Несмотря на подчиненное положение музыкальных дисциплин, музыкальная культура в женских учебных заведениях находилась на высоком уровне.

        В советский период формируется близкая к нынешней система образования. Важной ступенью становится дошкольное образование – дети в раннем возрасте проходят через процесс социализации, уже в дошкольном возрасте благодаря детским садам в детях формируются определённые нравственные нормы и установки, закладываются основы эстетического воспитания, базовые знания о мире. Музыка в советских детсадах – большая часть жизнь дошкольников. С занятиями музыкой связаны праздники, что, несомненно, является важным событием для детей.

В школьной программе также реализован курс музыкального образования, направленный на эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

В связи с распространением государственных образовательных учреждений, в которых законодательно принято совместное обучение, женские учебные заведения практически исчезают. Одним из современных примеров женских закрытых учебных заведений является Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации, имеющий филиалы в Москве и Санкт-Петербурге.

Пансион был основан в 2019 году, и представляет собой кадетский корпус для девушек, на обучение принимают с пятого класса, в основном воспитанницы – дочери военнослужащих. Пансион осуществляет образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам основного общего (5-9 класс) и среднего общего (10-11 класс) образования, курс предмета «Музыка» также является идентичным программе государственных школ – программа разработана на основе авторской программы: «Музыка.  5—7 классы» Г. П. Сергеевой, Е. Д.  Критской.

 В пансионе реализована обширная программа дополнительного образования, среди множества кружков есть и музыкальные – кружки эстрадного и академического вокала, хореографии, народного пения и хор.

Ещё одним звеном музыкального образования являются музыкальные школы и различные организации, занимающиеся дополнительным образованием (дома культуры, ДДЮТ). В программе учреждений дополнительного образования не существует отделений (специальностей), предназначенных только для девочек, однако в силу особенностей физического развития, к пятому классу детский хор становится женским(девичьим), т.к. мальчики в подростковый период проходят через процесс изменения голоса, и не посещают хоровые занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в музыкальном образовании

В данном докладе говорится о возможности  использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании.  Рассматриваются особенности обучения игре на инструменте, его функциональные ...

История развития системы образования в России.

Цель написания данной работы состоит в том, чтобы показать систему образования в СССР, ее уникальность, а также дать анализ современной реформе в области образования.При написании  курсовой работ...

Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в современной России.

Тема статьи "Проблемы и перспективы развития инклюзивного  образования в современной России" достаточно актуальная, т.к. это один из процессов трансформации общего образования, основанн...

Музыкальный фольклор и его влияние на развитие младших школьников

Статья на тему: "Музыкальный фольклор и его влияние на развитие младших школьников"В статье раскрывается воздействие музыкального фольклора на развитие личности учащихся, на формирование мир...

Сертификат за участие в образовательной акции «Педагогический диктант»: «Дополнительное образование детей в России - историческое наследие и современные тенденции развития»

Сертификат за участие в образовательной акции «Педагогический диктант»: «Дополнительное образование детей в России - историческое наследие и современные тенденции развития»...

История флота – история славы России День Героев Отечества (Урок мужества, посвященный 325-летию образования ВМФ России)

Цели:сформировать представление о значении ВМФ, истории создания и развития флота;ознакомить учащихся с современной структурой и боевыми возможностями ВМФ;воспитывать гордость за свое Отечество, патри...

Технологическая карта урока Истории «Старинная женская работа» (2 класс, УМК Школа России)

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование у обучающихся знаний и представлений о том, какую работу выполняли женщины в старину.Задачи урока:Дидактические:1. Знать, какая женская ...