Современная технология в организации образования детей с ограниченными возможностями обучающихся на дому
материал на тему

Плужникова Мария Ивановна

Выступление на метод объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod_obedinenie_uch_nach_klassov.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении

                Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

                      Староюрьевского района Тамбовской области

        Выступление на тему:

«Современная технология в организации образования детей с ограниченными возможностями обучающихся на дому.»

                                                        Учитель начальных классов

                                                        Плужникова Мария Ивановна

                                       Староюрьево 2014г.

  Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

     В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности. Без информационных технологий уже невозможно представить обучение, работу, да и вообще современную жизнь.

       Главной  целью обучения  и  воспитания  детей с ограниченными возможностями является  создание  педагогических  условий  для  развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. В настоящее время отчётливо проявляется тенденция введения в образовательный  процесс  для  обучения таких детей  наглядных  средств  обучения.  Богатейшие возможности  для  этого  предоставляют  современные информационные  компьютерные  технологии.  Наглядность материала  повышает  его  усвоение  учениками,  так  как задействованы все каналы восприятия информации учащихся –зрительный,  механический,  слуховой  и  эмоциональный. Использование  мультимедийных  презентаций целесообразно  на  любом  этапе  изучения  темы  и  на любом  этапе  урока.  Данная  форма  позволяет  представить учебный  материал  как  систему  ярких  опорных  образов,  что позволяет  облегчить  запоминание  и  усвоение  изучаемого материала. 

     Наглядные  опоры  помогают  коррекции и развитию  основных познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями мышления, памяти и внимания. Информационные технологии очень эффективны для проведения работы,  поскольку  выполнение практических  заданий  может  осуществляться  в индивидуальном темпе, упражнения могут быть разного уровня сложности с учетом психофизических особенностей учащихся, кроме  того,  презентационный  экран  можно  использовать  для подачи  яркого,  запоминающегося  демонстрационного материала.

   Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс с такими детьми уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в  работе. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизировать их познавательную деятельность, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока.

  Современные информационные компьютерные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, при контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала. Применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала школьника. При помощи компьютерных технологий можно совершить виртуальную экскурсию в музей, пройти контрольное тестирование, сделать эффектную презентацию, таблицу, график и не только. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

    Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку усвоить материал в полном объёме. Создание мультимедийных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, поскольку именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного ученика и учебной темы. Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока .

    Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, диагностических датчиков и приборов позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние той или иной функции ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.

    Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов компьютерного обучения:

1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества.

       Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения.

   Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями.

2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных технологий.

       Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.

3. Мультимедийность компьютерных систем обучения.

   Организация обучения лиц с ОВЗ на основе НИТ основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.

    Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи:

  • изучение компьютера
  • коррекция психического здоровья
  • индивидуализация и дифференциация обучения
  • повышение эффективности обучения
  • интеграция детей в информационное общество.

  Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий  способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Список использованных источников

  1. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. – 2002. - №1.
  2. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова // Вопросы психологии. – 2002. – №3.
  3. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Институт практической психологии, 1998.
  4. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации программы по дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями при организации домашнего обучения

В данной статье рассматриваются проблемы организации дистанционного обучения детей - инвалидов и пути их решения....

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому составлена с учётом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся на основе Федеральных государ...

Рабочая программа для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по математике 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом логики учебного процесса и особенностей младших школьников надомного обучения. Содержание об...