Урок музыки во 2 классе "Осень:поэт-художник-композитор"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Урок разработан по программе "Музыка" для общеобразовательных учреждений автор В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_vo_2klasse_osen-poethudozhnikkompozitor-.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки во 2 классе

Тема: «Осень: поэт, художник, композитор»

слайд

Стих-презентация

слайд

слайд

слайд

слайд

СЛУШАНИЕ

П.И.Чайковский

«Октябрь» из цикла «Времена года»

слайд

Слайд

Слайд

Слайд

слайд

Слайд

Распевка,  дыхательная  гимнастика

слайд

Картины И.Левитана+музыка

слайд

слайд

Песня «Художница осень»

Песня «Наступила осень»

Итог

слайд

На наших уроках музыки мы слушаем, исполняем и говорим о музыке.

А о чём нам может рассказать музыка?

Такой урок, как музыка помогает нам знакомиться с  миром музыкальных звуков. Самые первые мелодии люди улавливали в журчании ручейка, пении птиц, шуме ветра, каплях дождя- во всём огромном мире природы.

На нашем экране мы видим замечательные слова о природе:

Ветерок подметает дорожки
И кружит золотую листву.
Что случилось в природе?
Хотите, вам об этом сейчас расскажу?
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье.
(И. Бунин)

- О каком времени года говорят эти поэтические строки?

( об осени)

- А о чём вы вспоминаете при слове «осень»? С чем ассоциируется у вас это время года?  (листопад, уборка урожая, начало учебного года, дождь и т.д.)

Тема нашего урока: «Осень: поэт, художник, композитор»

Сегодня на уроке мы проследим взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа осени. Познакомимся с  муз.произведениями, песнями, картинами художников, посвящёнными осени.

Если поэту, художнику и композитору задать вопрос: что им нужно для того, чтобы изобразить осень?  То каждый из них ответит по-своему.

Давайте подарим правильный шарик с соответствующими словами

(поэту- слова, художнику- краски, композитору- музыка)

О красоте осени создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано много картин. Поэты,художники и композиторы словно соревнуются: кто лучше расскажет об этом удивительном времени года!

Наверное, трудно найти на нашей планете местечко, куда осень совсем не заглядывает. Самая красивая и такая разная осень в России.

Сегодня мы послушаем произведение русского композитора П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».

Идея создать цикл «Времена года» очень давно. В Петербурге, где долгое время жил Чайковский издавался музыкальный журнал «Нувеллист»- от слова «новелла» -что значит небольшой рассказ.

Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты муз.пьес  для рояля, сочинённых Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года: 12 месяцев году, 12 номеров журнала, 12 муз.пьес: январь, февраль…ит.д. Все они потом были объединены  в альбом или цикл «Времена года».

Пьеса «Октябрь» носит название «Осенняя песнь». Послушайте пьесу, определите характер, посмотрите фотоиллюстрации осеннего леса.

Выберете  листочек, соответствующий характеру музыки

Какой показана осень в музыке Чайковского ? (выбрать слова)

(унылая, грустная, дождливая, серая, пасмурная, яркая, тёплая, весёлая, красочная, загадочная, золотая, щедрая,дивная ,багряная, туманная, поздняя)

Чайковский изобразил осень позднюю- серую, пасмурную и дождливую, когда листьев на совсем не остаётся, в воздухе сыро и холодно.

Послушайте стихотворения поэтов в исполнении детей

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось...

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осеннем днём?

Давайте представим, что мы с вами пришли в осенний лес

Сделаем глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха (3 раза)

Наша руки немного озябли, надо их погреть( вдох через нос- выдох через рот на руки 3 раза)

А теперь давайте распоёмся и вспомним как же звучал этот осенний день:

- Шелестела листва   ш-ш-ш

- Пролетела муха  ж-ж-ж

- А за ней маленький комарик   з-з-з

- И опять муха  ж-ж-ж

- Тут подул лёгкий ветерок   в-в-в

- Который завывал всё сильнее   у-у-у

- И принёс нам издалека звук выстрелов охотников   кх-кх-кх

- Мы немного испугались    а-а-а

- Но тут кто-то запел песенку и мы весело вышли из леса  «Я пою- песенку свою»

Ребята, а для кого из вас осень –любимое время года?

Вот так и для одного  Грустного художника осень была любимым  временем года, которому он посвятил множество своих картин. И о нём я хочу рассказать вам  сказку.

Началась эта истории в 1860г, когда в одной бедной семье появился на свет очень талантливый мальчик, который любил рисовать. Но вскоре его родители умерли и он остался один-одинёшенек. Тоскливо и грустно стало ему жить, да и жизнь у него наступила невесёлая. Он мечтал стать художником, а на художника нужно было учиться ох как долго и дорого.

У Грустного художника не было ни родных, ни близких, ни друзей, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой рваной одежде, а тёплой одежды вообще не имел.

В том доме, где он вырос, у него не было даже своего угла, поэтому, став учеником художественного училища он часто оставался ночевать в его стенах. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож.

Трудно пришлось Грустному художнику, но всё же он стал настоящим мастером! Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он.

Этот художник не любил Солнце, оно казалось ему чересчур ярким и мешало наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни, вечер или своё любимое время года- осень, когда солнца становится совсем мало.

Все картины, которые вы видите – это работы этого художника. Его имя- Исаак Левитан.

Очень часто саму осень называют художницей. Почему?

Работа над песней.

Прохлопать ритм   П I I I I I I

Превратимся в поэтов и придумаем свои слова на заданный ритм

Работа над 2 куплетом

-Какие произведения искусства об осени создают поэты, художники, композиторы?

(стихи, картины, музыку)

 Сегодня  мы с вами проследили взаимодействие  музыки, поэзии, живописи в создании образа осени.

-Какое муз.произведение слушали?

-Какие песни исполняли?

- С работами какого художника знакомились?

Оцените свою работу на уроке ( погладить себя по голове)

Сегодня на уроке вы были просто молодцы!

Легонько похлопайте по плечу своего соседа по парте и поздравьте с отличным уроком. Каким должно быть прикосновение? ( положительным и доброжелательным)

Д/ З    спеть песни дома.

                                 Самоанализ урока музыки во 2 классе.

Урок был проведён по программе «Музыка» для общеобразовательных учреждений, авторы  В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Содержание программы включает образное и тематическое единство при интеграции различных видов искусства, что я на уроке и использовала.

Тема урока: «Осень: поэт, художник композитор»

Тип урока: Знакомство с новым материалом

Структура: Традиционная

Цель: Формирование умения выделять общее и особенное между музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: изо, поэзии.

Проследить взаимодействие музыки, поэзии, живописи в создании образа осени.

Задачи:

Обучающие: 1) Дать представление о разных видах искусства: изо, поэзии и музыки, и их взаимосвязи.

2) Формировать умения слушать, слышать и анализировать  муз.произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства.

3) Совершенствовать уровень исполнения песен, закрепление навыков правильного звукообразования, свободного  и ровного пения.

Развивающие:  1) Развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности.

2) Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, муз.память и слух.

3) Отработка вокально-хоровых навыков

4) Развивать творческий потенциал учащихся (сочинить слова к ритму….и т.д.)

Воспитательные: 1) Воспитывать эмоциональное отношение к музыке и к миру в целом.

2) Воспитывать художественный вкус, нравственные и эстетические чувства.

МЕТОД:  Объяснительно-иллюстративный в сочетании с частично-поисковым, что обеспечило возможность для оптимизации активности учащихся.

Используемые приёмы:  - фронтальная беседа

                                           - проблемные вопросы

                                           - творческие задания

Оборудование: Ф-но, синтезатор, использование компьютерных технологий: презентации в программе  Power Point.

На уроке использовала интеграцию обучения, что характерно по программе Алеева, Науменко, Кичак. Прослеживалась взаимосвязь с уроками изо, чтения.

Для активизации деятельности уч-ся применялся:

1) Подход к теме урока через рассказ о возникновении первых мелодий, стихотворения-презентации «О чём нам может рассказать музыка?», поэтические строки об осени.

2)  В ходе фронтальной беседы включалась дидактическая игра (ритмический рисунок) и творческие задания ( придумать слова к ритму песни).

3) Активность повысила с помощью метода стимулирования (элементы соревнования при пении «по рядам», «девочки-мальчики»).

4) Для организации переключения внимания использовала логические переходы от одного этапа урока к другому; весь материал, помогающий уч-ся переключать внимание фиксировался в презентации. При необходимости делались паузы, проводилась физминутка.

5) Использовалась дыхательная гимнастика и распевание уч-ся в игровой форме, благодаря  которым  происходит тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата.

6) В конце урока проводилась рефлексия путём поздравления с отличным уроком (создание ситуации успеха).

Комфортность учебного процесса я постаралась создать доброжелательным тоном, подобранным дидактическим материалом.

Считаю, что урок достиг поставленных целей; удалось решить на оптимальном уровне поставленные задачи; избежать перегрузки и переутомления уч-ся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».

IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...