Логическое мышление
методическая разработка (4 класс)
Данную разработку могут использовать учителя начальных классов и студенты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ РС(Я) «Намский педагогический колледж им. И.Е. Винокурова»
Технологическая карта внеурочного занятия в 4 классе
Тема: «Мои помощники словари»
Выполнила: студентка группы ПНК
Тихонова Саина Александровна
Проверили:
Семенова Г.Г_______________
Тема: «Мои помощники словари»
Цель: познакомить с различными словарями.
Задачи:
Образовательные: - формировать умение использования разных видов словарей с целью извлечения информации о слове или словосочетании слов;
- формировать практические умения учащихся в работе со словарями;
Развивающие: - развивать познавательные процессы
Воспитательные: - прививать интерес к русскому языку;
- воспитывать у учащихся чувство товарищества, взаимопомощи.
Формы работы: Групповая. Фронтальная
УУД:
Познавательные: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию, составлять продукт собственной деятельности.
Регулятивные: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, умения работать в группе.
Коммуникативные: формирование умения строить полные ответы на поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников.
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами, фразеологизмы, снежинки, картинки для изготовления коллажа
Словари: толковый словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова, толковый, иностранных слов, синонимов, фразеологизмов и др.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. Орг. момент | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Саина Александровна, сегодня я у вас проведу внеурочное занятие. И начнем мы с маленького стихотворения, слушаем внимательно. Посмотри, какое чудо На моей ладошке, Опустилась ниоткуда Маленькая крошка! В форточку влетела первая снежинка легкая, резная словно паутинка. | Здороваются с учителем. Слушают стихотворение. | ||||
2. Постановка УЗ | Ребята, объясните, пожалуйста, что такое снежинка? Посмотрите на слайд, давайте прочитаем, значение слова «снежинка» - пушинка, кристаллик снега. - А как вы думаете, откуда я это знаю? Да, есть такие книги, которые называются словари. – Что это такое – словарь? Как вы думаете? И подумайте над темой нашего урока, с какой темой мы познакомимся на этом занятии? Прочитайте тему урока, как вы ее понимаете? Как вы думаете, что мы будем делать на занятии? (Мои помощники словари) | Ответы детей Из книги Книга, где есть много слов Словарь Ответы детей | ||||
#1056;ешение УЗ | Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словарей существует великое множество. А начнем мы знакомство с толковых словарей. – Как вы думаете, почему их называют толковыми Словарь называется толковым, потому что он не только переводит одно слово другим словом, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных. Самые знаменитые толковые словари В. Даля и Д. Ожегова. В прошлом веке жил один чудак, который собирал слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по стране, собирал слова, записывал их, давал им толкование, т.е. объяснение. Владимир Иванович собрал за свою жизнь более 200 000 слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу слова, приводил примеры. В 1949 году вышло в свет первое издание «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Словарь быстро завоевал признание. Он содержит 80 000 слов и фразеологических выражений. Как видите, в словарях огромное количество слов. А как же отыскать нужное слово, как вы думаете? Да, вы уже догадались: надежный путеводитель в этом мире слов – алфавит. Такие словари, как словарь Ожегова, обычно называют универсальными, так как, обращаясь к ним, можно получить очень много информации. Названия всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке». -Сегодня я предлагаю поучаствовать в викторине. Путешествовать мы будем по страницам: «Пословицы и поговорки» «К истокам слова» «Говорите правильно» «Крылатые фразы» Каждой страницей заведует один из словарей или сборников. Узнаете, какой, успешно справитесь с заданием. Оценивать работу команд-соперников будете сами: оценочные листы лежат на столах каждой команды. Будьте внимательны! Итак, начнем викторину. Наши три команды уже готовы. -Скажите, что это? «Мы ценим их за народную мудрость. В кратких и внешне очень простых народных изречениях содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Писатель, этнограф и лингвист Владимир Иванович Даль собрал целый сборник в своем словаре» Первая страница викторины называется «Пословицы и поговорки». Каждой команде я задаю вопрос, отвечаете по очереди. 1) «Закончи пословицу»
Подведение итогов (за верный ответ 1 балл, выставление баллов дети обязательно комментируют). Вторая страница называется «Магические числа» -Каждой команде предлагается за 5 минут написать как можно больше пословиц и поговорок, в которых используется число: 1 команде – один 2 команде – два 3 команде – семь Можно воспользоваться помощью сборника В.И.Даля или школьного словаря. (Семеро одного не ждут. Семь бед один ответ. Семь раз отмерь – один отрежь. Лук от семи недуг. У семи нянек дитя без глазу. Один в поле не воин. Один за всех, все за одного. Одно яйцо два раза не высидишь. Один с сошкой, семеро с ложкой. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать Два сапога пара. Ум хорошо, а два лучше. Скупой платит дважды. Как две капли воды. Дважды в год лето не бывает.) Подведение итогов (за каждую пословицу 1 балл). -Как вы думаете, какой словарь мог бы о себе так сказать: Если думаешь с сомненьем, Где поставить ударение, Открывай меня скорее, Станешь во сто крат умнее. Это орфоэпический словарь. Он содержит слова в их правильном нормативном литературном произношении. Третья страница викторины «Говорите правильно» Командам предлагается текст с заданием: поставить ударение в выделенных словах и прочитать его. Чтобы не допустить ошибок, нужно пользоваться словарём. #1040;вгустовским вечером, мастерски держа строевой шаг, шёл солдат по дороге – раз-два: косая сажень в плечах, смельчак, ни разу не осужденный за трусость, честный христианин, а не вандал какой-нибудь, ищущий добычи, хотя военное обеспечение, конечно, оставляло желать лучшего. Солдат не был избалован жизнью, никого у него не было на всем белом свете, но оставался он благороден и храбр: никогда не гнался за чином, не знал слова «завидно», зато с саблей наголо бежал на самого страшного врага. Мимо, улыбнувшись и махнув ему рукой, прошла девушка в ожерелье из ракушек, собранных на берегу в часы досуга. 2. Небо прояснилось, издалека доносился благовест. «Славно звонит», - подумал солдат. Вдыхая облегченной грудью вечерний воздух, солдат вдруг кашлянул, после чего все же решил укрыть шею шарфом. Таков уж феномен: не боится солдат пули, но боится коклюша. Проголодался служилый. Зашёл в местную таверну, которая славилась певцами и танцовщицами…. да разве могут зрелища занять того, кто за сутки съел всего лишь гренок? Это ведь мизер для рослого мужчины! #1053;о хозяйка таверны, красавица с нарядными бантами на чёрных косах, была наслышана о доблести нашего героя и в честь его подвигов, даже не попросив документов, принесла за счет заведения слегка поперченные тефтели, ломоть пшеничного хлеба, полезный салат из свеклы, руколы и щавеля, паштет из гуся, жирный творог, большой кусок вафельного торта, а еще нашла в кладовой банку сливового варенья! Подведение итогов (за правильно выполненное задание 5 баллов). -Назначение следующего словаря – дать историю и происхождение слов. Работая с ним, можно проследить жизнь слова. У каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Он помогает проникать в суть слова, в истинное значение, в первоначальный его смысл. Это этимологический словарь. Четвёртая страница викторины – «Крылатые фразы» Каждой команде предлагается, взглянув на экран презентации, отгадать, какой фразеологизм на ней изображен. Мы увидим, что было бы, если бы мы понимали некоторые устойчивые выражения буквально. Объясните смысл фразеологизма. (За каждый верный ответ 1 балл) Ответ: Ни рыба ни мясо, чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке. Теперь послушайте информацию о следующем словаре. «Это особый тип толкового словаря, в котором даётся около 4 тысяч устойчивых сочетаний слов, выражений. В словаре даны толкования значений таких выражений, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение. Он интересен для людей любых профессий и любого возраста. Нельзя изучить язык, не изучив его фразеологии». Это фразеологический словарь. | Ответы детей По алфавиту Это пословица. В.И.Даль издал сборник «Пословицы русского народа» Выполняют задание и оценивают друг друга Предположения детей | ||||
4. Физминутка | А сейчас мы немного отдохнем. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Выполняют физминутку | ||||
4. Самостоятельная работа | Ребята, подведем итог нашего занятия. Ваша задача выполнить творческую работу в технике коллаж и составить рассказ, используя слова и выражения, которые мы разобрали на уроке. Закончив, нужно защитить свою работу. | Подводят итог с помощью коллажа и защищают свою работу. | ||||
5. Рефлексия | На доске располагается «Дорожка успеха»:
Прикрепите свой смайлик к той её части, на которой вы сейчас находитесь по уровню самостоятельности при работе со словарями.( анализ результатов самооценки обучающихся) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления с помощью логических пятиминуток.
Вместе с другими педагогами нашей школы я работаю в рамках ГЭП по теме: «Учебно-методическое и управленческое сопровождение компетентностно-ориентированного образовани...
Использование логических пятиминуток в учебном процессе для развития логического мышления учащихся.
"Логические пятиминутки" формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравн...
Методика исследования словесно-логического мышления. Методика исследования словесно-логического мышления. Диагностика
тест направлен на выявление осведомлённости,...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/01/picture-36639-1733077347.jpg)
Презентация с аннотацией к открытому уроку по развитию логического мышления в 1 классе Логические задачи-шутки,задачи-загадки на уроках математики в начальных классах
Цель презентации: развитие аналитического мышления,анализ,сравнение,сопоставление,обобщение,классификация,развитие внимания,памяти,логического мышления,познавательной активности учащихся на урок...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/15/picture-1310370-1710530971.jpg)
Комбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей
Нестандартные математические задачи, в отличие от задач повышенной сложности, имеют условие, в котором учащимся довольно сложно выделить математический аппарат, который необходим для ее решения, как п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/07/picture-1336792-1623099020.jpg)
Комбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей
Нестандартные математические задачи, в отличие от задач повышенной сложности, имеют условие, в котором учащимся довольно сложно выделить математический аппарат, который необходим для ее решения, как п...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/09/picture-1385536-1644397291.jpg)
омбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей
Комбинаторные, логические и нестандартные арифметические задачи как средство развития у учащихся логического мышления, исследовательских умений, математических способностей...