Программа дополнительного образования "Проектная деятельность ", 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что обусловлена ее методологической значимостью. Ученик получит возможность для формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах. Практической значимостью данного курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа № 1552»
(ГБОУ Школа № 1552)
УТВЕРЖДАЮ
Принята на заседании Директор ГБОУ Школа № 1552
педагогического совета
Протокол № _______________И.В. Рафальская
от « 01» 09 2022 года. Приказ № ___- ДО от «___» _____ 2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Проектная деятельность»
ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень: ознакомительный
Возраст: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Барсукова Е. Е.
Кедыч О. Е.
Карамнова С. И.
Москва, 2022
Дополнительная общеразвивающая программа
«Проектная деятельность»
Ознакомительный уровень
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Проектная деятельность», имеет естественнонаучную направленность.
Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения.
Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что обусловлена ее методологической значимостью. Ученик получит возможность для формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах. Практической значимостью данного курса является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Педагогическая целесообразность данной программы определена тем,
что она является реализацией педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка.
Отличительной особенностью программы «Проектная деятельность»
является её построение на следующих концептуальных принципах: деятельности, успеха, креативности, междисциплинарной интеграции. Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как информатика, технология, литературное чтение, русский язык.
Цель программы способствовать развитию творческих способностей и активности учащихся, разностороннему развитию личности, формировать навыки самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы нацелены на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; освоение проектной технологии самостоятельного поиска и освоения новых знаний, исследования окружающего мира; | формирование положительной мотивации учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; привитие навыка организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; привитие интереса к исследовательской деятельности. | формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности; воспитание активной личности, культуры общения и поведения в социуме. |
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на возраст детей от 7 до 8 лет.
Срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год, 66 часов. Занятия кружка проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 35-40 мин.
Форма и режим занятий.
Форма занятий – занятия проводятся как одновременно со всем классом, по группам так и индивидуально.
Состав группы детей постоянный, набор производится по желанию
детей.
Основная форма обучения – очная.
Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты освоения программы
формирование следующих умений: распределяются по трем уровням:
Первый уровень предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Второй уровень предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
В первом классе учащиеся достигают, в основном, первого уровня воспитательных результатов.
Метапредметные результаты освоения программы
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД. Обучающиеся научатся:
•планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
•различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД. Учащиеся научатся:
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
•проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Учащиеся получат возможность научиться:
•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
•записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
•осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
•осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД. Обучающиеся научатся:
•адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
•задавать вопросы;
•использовать речь для регуляции своего действия;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
.Личностные результаты освоения программы. формирование следующих умений: •положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности и способам решения новой задачи;
•интерес к новому содержанию и новым способам познания;
•ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
•способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать необходимость проектно-исследовательской деятельности как способа самообучения, самопознания;
•выраженной познавательной мотивации;
•устойчивому интересу к новым способам познания;
•адекватной оценке собственной проектно-исследовательской деятельности и деятельности товарищей;
•устойчивому следованию моральным нормам и этическим требованиям;
•эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
II. Содержание учебного плана
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией. Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Работа над проектом. Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности. Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев: Графа «Название работы» Напиши название своего проекта (исследования) Графа «Техника исполнения» Какую форму исполнения проекта ты выбрал? Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д. Графа «Самостоятельность» Самостоятельно ли ты выполнил свой проект? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?. Графа «Сложность» Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы. Графа «Мое настроение» С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению. Графа «Применение» Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
№ | Тема | Коли-чество часов | Формы организации учебных занятий | Содержание деятельности. |
1 | Введение. Что такое проект? | 1 | Урок. Работа в группах. | Слушание, восприятие и усвоение учебного материала. |
2. | Учимся делать проекты. | 33 | Работа в малых группах, презентация проектов, коллективно-творческие игры. | Слушание, восприятие и усвоение учебного материала. Постановка проблемы, обсуждение коллективное или в малых группах. Поиск информации, ее выбор. Практическое выполнение продукта проекта. Знакомство с понятиями «проблема». Наблюдение и поиск предметов по их описанию, назначению, др. Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Тренировочные упражнения в постановке вопросов по теме исследования. Усвоение понятия «гипотеза», упражнение в прогнозировании результата. Усвоение понятия « источник информации» ( библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм, ресурсы Интернета). |
Мы- исследователи. | 27 | Постановка проблемы, выдвижение собственных гипотез. Объяснение и доказательство, защита своих идей. Определение понятий, классификация изучаемых объектов, наблюдение. Эксперименты. Структурирование материала. Подготовка текстов собственных докладов. Практическое выполнение продукта проекта. Знакомство с понятием « источник информации» ( библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм, ресурсы Интернета). Составление плана для выполнения задания (алгоритм). Мотивация своего выбора, поиск доказательств своей точки зрения. | ||
Анализ исследовательской деятельности. | 5 | Слушание, восприятие и усвоение учебного материала. Выступления. Обсуждение в группах, поиск решения проблем. | ||
Итого: 66 часов. |
III. Формы контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности
Для отслеживания динамики освоения Программы осуществляется промежуточная и итоговая диагностика. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений. Формами подведения итогов реализации данной программы являются: - тематический контроль (тестирование); - проверочная работа обучающего характера; - защита проекта.
Для определения у обучающихся уровня сформированности навыков проектно-исследовательской деятельности применяется метод анализа представленных работ обучающихся.
При оценке проектно-исследовательских работ необходимо следующее: - соответствие содержания сформулированной теме, поставлен-ной цели и задачам, структуре работы; - наличие литературного обзора, его качество; - соответствие выбранных методик поставленным задачам, соответствие методик исследования возрасту обучающихся; - умение выделить и обосновать проблему, поставить цель, задачи; - логичность и полнота доказательств; - соответствие выводов полученным результатам; - культура оформления материалов.
Рефлексивный отчет обучающегося о проделанной работе, предполагает освещение им следующих вопросов: - Напишите тему вашей проектно-исследовательской работы. На каком этапе её выполнения вы сейчас находитесь? - Какова проблема, цель и задачи работы. - Предполагаемая форма представления работы и проектного продукта. - Имеются ли у вас затруднения? Если да, то перечислите их.
IV. Организационно-педагогические условия
реализации Программы
Методическое обеспечение реализации программы Содержание Программы составляют следующие разделы: введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках исследования, самостоятельные исследования, защита результатов самостоятельных исследований. В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
• типовые занятия (объяснения и практические работы),
• уроки-тренинги,
• групповые исследования,
• игры-исследования,
• творческие проекты.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных Программой задач и развить индивидуальные возможности обучающихся.
Условия реализации Программы.
1.Систематическое проведение занятий.
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности обучающихся.
Материально-технические условия реализации Программы.
Для успешной реализации программы необходимы: помещения, удовлетворяющие требованиям к образовательному процессу в учреждениях дополнительного образования, компьютеры, принтер и ксерокс, мультимедийная установка.
Основные методы работы с обучающимися
На занятиях используются следующие методы работы:
- словесный (устное изложение материала)
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога)
По источнику знаний используются следующие методы обучения:
- объяснительно-наглядный (репродуктивный) -
- словесный метод -
- практический метод - источником знания является практическая деятельность обучающихся
Список литературы, используемой при написании программы
1. А.Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2010.
2. Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
3. М.Ю. Демидова. Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе система заданий. – М.: Просвещение, 2010.
4. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.:
«Народное образование». - 2000, №5
5. Р. И .Сизова, Р. Ф. Селимова, Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем: Рабочие тетради., Москва «РОС Ткнига», 2019.
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Тема | Планируемая дата проведения | Количество часов |
Введение (1 час). | |||
Введение. Что такое проект? | 1 | ||
Учимся делать проекты (33 часа). | |||
Работа над проектом «Моя семья». Что такое тема проекта. | 1 | ||
Работа над проектом «Моя семья». Чем я люблю заниматься. Хобби. | 1 | ||
Как выбирать тему проекта. Работа над проектом «Моя семья»: О чем я больше всего хочу рассказать. | 1 | ||
Работа над проектом «Моя семья». Как собирать материал? Твои помощники. Этапы проекта. | 1 | ||
Работа над проектом «Моя семья». Что такое презентация. | 1 | ||
Презентация проектов «Моя семья». | 1 | ||
Презентация проектов «Моя семья». | 1 | ||
Что такое проблема? Решение проблемы. Работа над проектом «Моё любимое число». | 1 | ||
Работа над проектом «Моё любимое число». | 1 | ||
Работа над проектом «Мое любимое число». Завершение работы. | 1 | ||
Презентация проекта «Моё любимое число» | 1 | ||
Что такое гипотеза и предположение. Работа над проектом «Животное, о котором я хочу рассказать». | 1 | ||
Работа над проектом «Животное, о котором я хочу рассказать». | 1 | ||
Презентация проектов «Животное, о котором я хочу рассказать». Завершение работы. | 1 | ||
Презентация проектов «Животное, о котором я хочу рассказать». | 1 | ||
Гипотеза. Играем в предположения. Работа над проектом «Задача-математическая загадка». | 1 | ||
Определяем цель проекта. Работа над проектом «Задача-математическая загадка». | 1 | ||
Работа над проектом «Задача - математическая загадка». | 1 | ||
Презентация проекта «Задача - математическая загадка». | 1 | ||
Что такое задача проекта. Работа над проектом «Мои домашние питомцы». | 1 | ||
Работа над проектом «Мои домашние питомцы». | 1 | ||
Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | ||
Как выбирать информацию? Тренировочные упражнения в выборе нужной информации. | 1 | ||
Интересные люди - твои помощники. | 1 | ||
Что такое продукт проекта. | 1 | ||
Виды продукта. Макет. Макет «Кормушка для птиц». | 1 | ||
Повторение пройденных проектных понятий. Работа над проектом ««Почему их так назвали?» | 1 | ||
Работа над проектом ««Почему их так назвали?» | 1 | ||
Работа над проектом ««Почему их так назвали?» | 1 | ||
Презентация проекта «Почему их так назвали?» | 1 | ||
Что такое визитка? Как правильно составить визитку к проекту. | 1 | ||
Как правильно проводить презентацию? Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 1 | ||
Выступление перед знакомой аудиторией «Почему мы любим встречать Новый год». | 1 | ||
Мы- исследователи (27 часов). | |||
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | 1 | ||
Работа над проектом «Мой класс и моя школа». | 1 | ||
Работа над проектом «Мой класс и моя школа». | 1 | ||
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 | ||
Пробные выступления перед знакомой аудиторией. | 1 | ||
Презентация проект «Мой класс и моя школа». | 1 | ||
Повторение. Давай вспомним. Исследуем мир вокруг: «Математика вокруг нас». | 1 | ||
Работа над проектом «Математика вокруг нас». | 1 | ||
Работа над проектом «Математика вокруг нас». | 1 | ||
Презентация проекта «Математика вокруг нас». | 1 | ||
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | 1 | ||
Играем в ученых. Поилка для цветов. | 1 | ||
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 | ||
Тест «Чему я научился?» Работа над проектом «Моя любимая буква». | 1 | ||
Работа над проектом «Моя любимая буква». | 1 | ||
Работа над проектом «Моя любимая буква». | 1 | ||
Работа над проектом «Моя любимая буква». Презентация. | 1 | ||
Памятка для учащегося-проектанта. Работа над проектом «Число 100» (макет). | 1 | ||
Советы на лето от Мудрого Дельфина. Работа над проектом «Число 100» (макет). | 1 | ||
Работа над проектом «Моя любимая книга». | 1 | ||
Работа над проектом «Моя любимая книга». | 1 | ||
Продукт проекта: спектакль. Распределение ролей. | 1 | ||
Работа над спектаклем «Шутки на полминутки», «Репка». | 1 | ||
Работа над спектаклем «Шутки на полминутки», «Репка». | 1 | ||
Работа над спектаклем «Шутки на полминутки», «Репка». | 1 | ||
Работа над спектаклем «Шутки на полминутки», «Репка». | 1 | ||
Презентация проекта-премьера спектакля. | 1 | ||
Анализ исследовательской деятельности (5 часов). | |||
Что мы узнали и чему научились за год. Обсуждение выставки творческих работ. | 1 | ||
Моя лучшая работа. | 1 | ||
Моя лучшая работа. | 1 | ||
Оформление выставки творческих работ. | 1 | ||
Коллективно-творческая игра «Наблюдай, исследуй, решай». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"
Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».
Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Юные инспектора дорожного движения»
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности...

Положение о рабочей общеобразовательной дополнительной программе по внеурочной деятельности в начальных классах.
Рабочая общеобразовательная дополнительная программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной, модифицированной (адаптированной) или авторской для конкретного образовательн...

Рабочая программа дополнительного образования 3 класс (углубление) немецкий
Данная рабочая программа представляет собой курс немецкого языка в 3 классе по УМК "Мозаик"....
Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Подвижные игры народов мира» 1-4 класс
Программа разработана для учителей начальных классов и включает в себя пояснительную записку к курсу и тематическое планирование...

Программа дополнительного образования 1 класс. "Играем, наблюдаем"
Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что игры являются традиционным средством педагогики. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками, учиться под...