Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры» для учащихся начальной школы.
статья (4 класс) на тему
Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры» для учащихся начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры» для учащихся начальной школы.
Ж.Б. Полякова, учитель начальных классов МАОУ «Ныробская СОШ имени А.В. Флоренко»
Преподавание «Основ православной культуры» в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает свободный и добровольный выбор со стороны родителей школьника. По данным последних социологических исследований, около 80 % россиян считают себя православными. Более точно можно сказать, что мы живем в православной стране, где большая часть крещена, но не просвещена.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным, любить Россию, историю своего родного края, не зная, что находится в генетической памяти народа. Вот поэтому на уроках и на кружке «Введение в Предание Чердынской земли" я обращаю внимание учеников на свои Святыни Родного края, на традиции.
Цели общего образования, задачи обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе не исчерпываются только получением рациональных или научных знаний. Ученые – педагоги среди основных задач общеобразовательной школы выделяют:
-воспитание личности, приобщение ее к народу, обществу, государству;
-освоение научных знаний, основ наук;
-начальная профессиональная ориентация, подготовка к выбору профессии или рода занятий в обществе.
Задачи воспитания детей в школе это и приобщение к культуре своей семьи, народа, общества. Это задача общего гражданского воспитания школьников, формирования российской гражданской и культурной идентичности, воспитания патриотов и граждан России. Сейчас этому выделяется большое внимание во внеурочной деятельности: проводятся разнообоазные конкурсы, н /р, «Я-гражданин России», проекты, н/р, «Отечество», в которых мои ученики принимают участие.
Успех обучения во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности, творчества и активности учителя и ученика, интереса. Поэтому в современной школе все более востребована проектная методика технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Чаще всего перед учащимися ставится задача воспроизведения и осмысления информации, изложенной учителем. Для воспроизведения знаний по Родному краю, учащимся предлагается обратиться к информационным источникам, подтверждающим, уточняющим и расширяющим слово учителя.
Метод проектов - это решение какой-либо проблемы через самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, истории. Творческий проект - это совместное “учитель – ученик” и информация, а также продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе деятельности и конечная оценка результата. Учитель выступает в роли сотрудника - консультанта и участника проекта. Знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе самостоятельной работы. Для того чтобы заинтересовать школьников, использую проектную деятельность - 1 шаг (работа с информацией), конкурсы-2 шаг (дела учеников, результат).
В своей практике стараюсь как можно чаще, использовать проектную методику, конкурсы, которые стимулируют учение и творческое участие самих учеников-
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Н/р, была организована работа над проектами «Моя малая Родина – Святыни Ныроба», «Моя малая Родина - Ныроб» (2012-2013 уч.г.), «Моя малая Родина - Свято – Никольская церковь», «Моя малая Родина - улица Героя», «Михаил Никитич романов» (2013-2014 гг.), «Моя малая Родина - Никольский источник», «Моя малая Родина – часовня Архангела Михаила», «Вечная память. Мой прадед»
Форма работы: урочная, внеурочная.
Информационно-техническое обеспечение: учащиеся использовали школьные и домашние компьютеры, изучали печатные документы, семейные архивы, архивы центра М.Н. Романова, храма, книги, материалы в Интернете, использовали иллюстрации и фотографии, делали рисунки.
Работая над проектами, конкурсами решались следующие цели:
-формирование познавательных интересов учащихся;
-умение работать в команде и индивидуально над решением единой проблемы;
-планирование и реализация проектной деятельности на учебном материале курса Православная культура и внеурочная деятельность;
-формирование компетентности в сфере самостоятельной творческой деятельности;
-Выработка навыков поиска, сортировки и выбора информации с использованием компьютерных ресурсов, архива.
Задачи:
-развитие индивидуально-творческих способностей учащихся;
-постановка вопросов, их обсуждение и решение, использование полученных знаний;
-развитие коммуникативных, личностных навыков у учащихся;
-формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;
-знание алгоритма исследовательской работы, этапов проекта.
Проектная деятельность – это не решение всех проблем в обучении, но она очень важное средство от однообразия, способствует личностному развитию ученика, расширению его кругозора, 1-ый шаг к успеху.
2-ой шаг-конкурсы - творческий подход, решения конкретной задачи.
Опыт проведения занятий по «Основам православной культуры» показывает, что эти занятия способствуют установлению духовной, творческой атмосферы в классе, собственному духовному совершенствованию учителя, учащихся и их родителей, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям и любви к своей Родине, родному краю, Отчизне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Основы православной культуры"
Духовно-нравственное направление в 1 классе по внеурочной деятельности...
Итоги первого года изучения курса "Основы православной культуры"
Первый год изучения Основ православной культуры в 4-м классе. Особенности изучения курса, результаты....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-3 классы."Основы православной культуры"
Рабочая программа для 2-3 классов (второй год обучения) по основам православной культуры. Программа разработана на основе авторской программы учителя МОУ СОШ № 19 г. Воронежа Л.И. Романовой....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-2 классы."Основы православной культуры"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1-2 классов по основам православной культуры составлена на основе авторской программы Л. И. Романовой...
Программа внеурочной деятельности по естественнонаучному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы
Пояснительная записка Общая характеристика курса Факультативный курс по естественнонаучному краеведению «Музей под ногами» рассчитан на учащихся 1-4-х классов и имеет ярко выраже...
Привлечение родителей и членов семей школьников к внеурочной деятельности в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обмен опытом.
Данная тема предполагает:-создание условий для понимания родителями сущности православной культуры;- активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о курсе «Ос...
Конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Народная кукла» Кукла «Кувадка» (для учащихся начальной школы)
Цель: пробудить интерес учащихся к русской культуре, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой....