Главные вкладки
Целеполагание и мотивация познавательной деятельности - источник развития личности
презентация к уроку
Для того, чтобы на учебном занятии состоялась самостоятельная познавательная деятельность учащихся,необходимо осуществить её "запуск". Как известно, всякая деятельность имеет свой мотив и цель, выступающие её позитивными механизмами. В этой связи чрезвычайно важными в структуре учебного занятия являются этапы мотивации и целеполагания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Целеполагание и мотивация | 949.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи
«Современный урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский Учитель за свою жизнь даёт более 25 тысяч уроков. Ученик за 11 лет посещает почти 10 тысяч уроков.
Текст слайда Заголовок слайда
Зачем нужна мотивация? Для того, чтобы на учебном занятии состоялась самостоятельная познавательная деятельность учащихся, необходимо осуществить ее «запуск». Как известно, всякая деятельность имеет свой мотив и цель, выступающие ее побудительными механизмами. В этой связи чрезвычайно важными в структуре учебного занятия являются этапы мотивации и целеполагания.
Мотивация и целеполагание: Мотив – это желание что–либо делать. Мотивация – это побуждение к деятельности. Цель – это некое представление о будущем результате, к которому вы стремитесь. Цель – это то, что нужно достигнуть, а задачи – это действия, которые помогут достигнуть цели . Целеполагание – это процесс формулирования цели . Смысл целеполагания является мощным самомотивирующим фактором, снимает степень неопределённости, снижает тревожность , изменяет вероятность достижения цели.
КИТ 1 Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Техника «Знаю — не знаю — хочу узнать» КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать!» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») КИТ 3 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным . Три кита мотивации
Мотивация и ФГОС На уроке, проводимом по новым стандартам, должно быть не менее двух мотиваций: мотивация к предмету и мотивация к теме урока.
Приёмы мотивации к изучению предмета Цитата Продолжение незаконченной фразы ( Математику надо учить для того, чтобы…) Обмен личными мнениями, взглядами, впечатлениями (Чем интересен изучаемый предмет? Почему? ) Приём «Перепутанные логические цепочки» ( начинается, С, успех! Удачи, малой) «С малой удачи начинается успех!» - Как вы понимаете эти слова ? Вхождение в образ: д анный приём предусматривает предъявление задания, которое начинается со слов: «Представьте, что вы…». Пример из жизни (Пример профессий, в которых применяется знания изучаемого предмета)
Прием «Эпиграф» Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме . Аудио- или видеоматериал Прием «Народная мудрость » (пословицы) Прием «Рифмовка » Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постараюсь всё понять - Буду грамотно писать . Прием «Корзина чувств » (учитель говорит: «Ребята у меня в руках 2 корзины. Одна корзина с чувствами и качествами: радость, удовлетворение, восхищение, доброта, старание и т.д. А другая корзина пустая, в которую вы можете положить свои чувства и качества, которые мешают вам учиться: раздражительность, плаксивость, нетерпеливость, лень, эгоизм и т.д .» Дети пишут качества и чувства и кладут в корзину.) Приемы мотивации к теме урока
Мотивация это не слепой самообман — это искра желания достичь поставленных целей, искра, которая может зажечь огонь успеха внутри каждого ученика. Нужно верить в достижение цели, в собственные силы – им нет границ, важна лишь правильная мотивация
Мотивация требует цели Целеполагание – это определение и установка целей, в какой-либо деятельности. По новым стандартам учащиеся сами формулируют цель урока.
Притча о монахах, которые работали на стройке. Некоторым из них задали вопрос: «Что ты делаешь?». И получили следующие ответы: - Везу тачку. - Зарабатываю на хлеб. - Искупаю грехи. - Строю храм! От правильности определения цели зависит результат Любую деятельность следует начинать с постановки целей
Цели должны быть: д иагностируемые, к онкретные, п онятные, о сознанные, о писывающие желаемый результат, р еальные, п обудительные (побуждать к действию ), т очные . Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.
Компоненты целеполагания Обоснование и выдвижение цели Определение путей её достижения Проектирование ожидаемого результата Обязательное триединство целей
Для постановки обучающих задач рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»... ОБУЧАЮЩАЯ включает в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками.
РАЗВИВАЮЩАЯ содействует формированию общеучебных и специальных умений, совершенствованию мыслительных операций, развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности. Например: учить сравнивать, учить выделять главное, учить строить аналоги, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, развивать умение ориентироваться на местности
Воспитывающая способствует положительному отношению к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе . Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной задачи: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки;
Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. Для этого необходимо учить детей выделять главное, то есть выбору целей обучения. Что же можно сделать, чтобы цель стала осознанной? Для того, чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицируют на: 1. Визуальные: 2. Аудиальные: Тема-вопрос Подводящий диалог Работа над понятием Собери слово Ситуация яркого пятна Исключение Исключение Проблема предыдущего урока Домысливание Проблемная ситуация Группировка Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Тема-вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий. 1.Повторить знания об имени прилагательном. 2.Определить, с какими частями речи сочетается. 3.Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными. 4.Определить закономерность изменений, сделать вывод. Это сформулированы конкретные учебные цели.
Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация «Яркого пятна» Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например:
Группировка Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока . Например, тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь.
Исключение Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные". Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например , предмет « Окружающий мир» в 1классе, тема урока "Насекомые". – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Домысливание 1. Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. 2.Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. На уроке математики по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?" (63 + 7) : 10 24 : (16 – 4·2) (42 – 12 + 5) : 7 8 ·(7 – 2 · 3)
Проблемная ситуация Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: Самостоятельное решение Коллективная проверка результатов Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения Постановка цели урока
« На понимание и синтез» Фантастическая добавка Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому.
«На запоминание и воспроизведение » Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.
Практичность теории Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 3-4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.
« На понимание и применение» Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих приемов, а ребенку осознать важность внимания.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является: – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Помните!!! Чужая цель приносит результат другому. Негативно сформулированная цель приводит к негативному результату. Цель есть отсроченный результат. Цель есть результат за конкретный срок (привязана во времени). Цель должна иметь параметры, по которым можно определить, что цель достигнута
Известно ли вам? Ученые считают, что основными причинами японского феномена долгожительства являются психологические: стиль жизни, отношение к людям, принципы воспитания детей и т. п. В Японии одним из основных принципов обучения и воспитания является внушение ребёнку идеи, что он всегда должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем сосед. Там говорят: «Вчера ты был лучше, чем сегодня», «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать ещё успешнее». Этот принцип воспитания ориентирует ребёнка на вполне достижимую цель собственного совершенствования , уменьшает число внутренних и внешних конфликтов и способствует укреплению здоровья.
Рецепт урока Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того, как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции: мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика. Количество ингредиентов – на усмотрение готовящего. Для того, чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Потребность в чтении как источник развития личности"
Для меня уроки литературного чтения – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младших школьников ...
Диагностика мотивации учебной деятельности и развития метапредметных умений
Диагностика мотивации учебнй деятельности и развития метапредметных умений....
Активизация познавательной деятельности и развитие мотивации в учебном процессе, через использование дидактических игр.
Дидактическая игра является наиболее эффективным методом обучения, способствующим формированию и повышению уровня познавательной активности....
Игра как средство мотивации познавательной деятельности младших школьников
«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игр...
Внеурочная деятельность. Средства развития личности в свете ФГОС
Данный материал я использовала для выступления на педагогическом совете....
Внеурочная деятельность – средство развития личности слабослышащих младших школьников
Сообщение на педсовете...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ВИДОВ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО...