Активизация познавательной деятельности и развитие мотивации в учебном процессе, через использование дидактических игр.
учебно-методический материал по теме

Сифонова Дарья Александровна

Дидактическая игра является наиболее эффективным  методом обучения,  способствующим формированию и  повышению уровня познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spisok_literatury.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности и развитие мотивации в учебном процессе, через использование дидактических игр.

        Познавательная активность является социально - значимым качеством личности и формируется  в учебной деятельности.  Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.   Тем не менее, как показывает педагогическая практика,  дети  очень часто не хотят идти в школу.

            У младших школьников  отсутствует интерес к процессу познания, им не интересно получать новые знания, узнавать что-то новое. Данное обстоятельство порождает достаточно серьезную социально-педагогическую проблему нашего общества, которая усугубляется тем, что  учителя все реже  стремятся вызвать интерес к учебной деятельности  и не  включают в процесс обучения  средства, которые ее повышают.

Дидактическая игра является наиболее эффективным  методом обучения,  способствующим формированию и  повышению уровня познавательной активности.

    Особенность дидактической игры как  средство обучения заключается в огромном ее влиянии на активизацию учебной деятельности младших школьников.  Но, увлекаясь формой,  ребенок не всегда осознает дидактическую значимость игры. Следовательно, необходимо учитывать педагогические условия, при которых данный метод повысит качество  познавательной деятельности.  

          Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность [2].  

          ПА как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, познавательная активность – это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – познавательная активность рассматривается как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.

  Чтобы учащиеся в познавательной деятельности были активны, в педагогике определены способы, которые формируют и повышают активность школьников. Это, прежде всего активные методы обучения. К ним относятся: дидактические игры, соревнования, самостоятельные творческие работы и т.д. Они помогают увлечь учащихся, как содержанием, так и самой формой  проведения занятий.

   Так же к способам формирование познавательной активности относятся:   осуществлении межпредметных связей в учебном процессе, формировании учебной мотивации, создание  ситуации успешной деятельности.

            В педагогической теории и практике существует множество подходов к обучению, способствующих развитию познавательной  активности школьников. Один из них – дидактическая игра. Как отмечают многие исследователи (В. М. Букатов, О. С Газман, Д. Н. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров, С. А. Шмаков и др.), дидактическая игра позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся, взаимодействия школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем, которое строится как учебно-познавательное; учитель выступает как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками [4].

Дидактическая игра выполняет несколько функций:

  • обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
  • ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
  • мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

   Можно выделить следующие аспекты развития личности ребенка:

  1. В игре развивается мотивационно-потребностная  сфера, возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные.
  2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя  и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает,  в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознанию и самооценки.
  3. Развивается произвольность поведения, разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону: воспроизводя типичные ситуации  взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
  4. Развиваются умственные действия, формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка [3].

           Дидактическая игра − явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую  деятельность одновременно. Один из основных элементов игры − дидактическая задача, которая определяется целью обучающего   воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.

          Наличие дидактической задачи или несколько задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется  педагогом и отражает его обучающую деятельность.

           Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи − дидактическая и игровая − отражает взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия [1].

           Одним из основных элементов дидактической игры являются правила игры.

           Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива  детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя, правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

          Соблюдение правил игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

        Для использование дидактических игр, характерны следующие этапы:

  1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игре, общий  обзор ее хода и правил.
  2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
  3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
  4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируется положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил [5].

          Таким образом, дидактическая игра, так же как и другие виды игр, оказывает значительное влияние, на развитие личности младшего школьника. В правильно организованной и тщательно продуманной игре, ребенок участвует с большим желанием и интересом.  

Список литературы:

  1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учебное пособие  Л.П. Баданина.  М.: Педагогика, 2008.  240 с.
  2. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир; кружковая работа. Авт. Сост. Е.В. Елизарова.  Волгоград.: Учитель, 2007.  235 с.
  3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.   Под ред. В.А. Сластенина.  М.: Академия, 2000.  336 с.
  4.  Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.  
  5.  Эльконин Д.Б. Психология игры.  М.: Педагогика, 1978.  304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Эффективное испол...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через  использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...