Формирование финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности
статья

ТитоваЮлия Викторовна

Формирование финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности

                                                       «Нажить много денег — храбрость; сохранить их —

мудрость, а умело расходовать — искусство»
Авербах Бертольд

На современном этапе развития общества, сопровождающимся масштабными экономическими преобразованиями, когда всё более очевидным становится несоответствие финансовых знаний населения стремительно обновляющемуся финансовому рынку, вопросы, связанные с формированием финансовой грамотности, обеспечением личной финансовой безопасности, экономического благополучия людей, приобретают чрезвычайную важность.

В связи с этим Правительство Сахалинской области дало указание Об утверждении региональной программы Сахалинской области «Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2017 – 2023 годы».

В ФГОС НОО утверждается то, что необходимо адаптировать школьную программу к потребностям современного мира. Это связано с тем, что сфера финансов затрагивает практически все стороны жизни современного человека. В этом и заключается актуальность данной практики.

Многие ученые считают, «что начинать обучение финансовой грамоте лучше всего в раннем возрасте». Чем раньше учащиеся узнают о важности роли денег в жизни, тем лучше у них сформируются правильные умения пользоваться личными средствами. Учащиеся в возрасте от 6 до 12 лет хорошо понимают финансовые концепции, выраженные простым языком и с помощью доступных примеров.

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», прошли, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».

Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги.

Как же научить ребёнка правильно использовать деньги? Для решения этого вопроса разработано множество программ. Сегодня мы рассмотрим программу «Финансовая грамотность» Сергея Федина. В комплект учебных пособий входит учебник «Финансовая грамотность» в 2 частях, рабочая тетрадь для учащихся, методические рекомендации для учителя и примерная рабочая программа с календарно – тематическим планированием.

Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:

  • умения работать над проблемными задачами (анализировать состав задачи, определять полезную информацию, выявлять область обществоведческих знаний, из которой следует извлечь недостающие знания);
  • умения анализировать и интерпретировать текст;
  • умения выражать и аргументировать собственную оценку и суждение;
  • умения проводить наблюдение и оценивать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • умения оценивать собственные действия и действия других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
  • умения конструктивно разрешать конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
  • умения работать с тестовым материалом.

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Новизна данной программы в том, что она повышает уровень развития способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые не входят в школьную программу.

        Методы преподавания

При        изучении        курса        предполагается        преобладание        активных        и интерактивных методов обучения.

Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

  • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
  • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
  • Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
  • Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
  • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

«Один — два — вместе»

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

Дерево решений

При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.

Мозговой штурм

В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель

или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Мини-исследование

Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Кейс

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Аукцион

Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

  • У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
  • Право ответа на вопрос покупается.
  • Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 бал- лов.
  • Цена может меняться с шагом 5 баллов.
  • Окончательная цена определяется в результате торгов.
  • При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается.

Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них

Необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра
  • образно-ролевые игры
  • исследовательская деятельность
  • урок-практикум
  • дискуссия, обсуждение

В конце каждого занятия учащимся нужно оценить себя по 10-ти бальной шкале (1- занятие не удалось, 10 – для меня занятие было полезным).

Содержание программы нацелено на понимание правильного использования финансов.

Теоретическую часть хочу закончить фразой – «Деньги для человека, а не человек для денег»

Практическая часть.

Сайты с доп. Материалами: финлит, финкультинфо

Сайт для повышения квалификации: мои финансы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Наша работа, в первую очередь, была нацелена на  сохранение и  укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...

Специфика формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста

Формирование экологической грамотности младших школьников – процесс длительный, который стоит рассматривать с разных сторон. Цель этого процесса – овладение основными закономерностями в об...

"Формирование математической грамотности у детей младшего школьного возраста"

Создать условия для формирования у учащихся представления о технике выполнения кувырка вперед; развитие физических качеств (гибкость, быстрота, сила)....

Формирование цифровой грамотности у детей младшего школьного возраста.

В данной сети описывается процесс формирования цифровой грамотности у младших школьников...