Урок планирования семейного бюджета
методическая разработка (3 класс)
Предмет: Интеграция области математики и окружающего мира.
Класс: 3
Цель: Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению действий с многозначными числами при планировании семейного бюджета.
Основные понятия:
Область математики: многозначные числа, разряды многозначного числа, переход через разряд в действиях сложения, вычитания, умножения
Область окружающего мира: планирование, семейный бюджет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_planirovaniya_semeynogo_byudzheta.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта мероприятия
Рожновой Елены Валентиновны, учителя начальных классов ЛГ МАОУ «СОШ № 4»
Предмет: Интеграция области математики и окружающего мира.
Класс: 3
Тема | Действия с многозначными числами при планировании семейного бюджета. |
Цель урока | Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению действий с многозначными числами при планировании семейного бюджета. |
Планируемые образовательные результаты | Познавательные: - умение ориентироваться в своей системе знаний; - умение устанавливать причинно - следственные связи между объектами; Функциональной грамотности: - решение значимой жизненной задачи планирования семейного бюджета Предметные: - действия сложения, вычитания, умножения многозначных чисел; - понимание определения «семейный бюджет» |
Основные понятия | Область математики: многозначные числа, разряды многозначного числа, переход через разряд в действиях сложения, вычитания, умножения Область окружающего мира: планирование, семейный бюджет. |
Целевая аудитория | Обучающиеся 3 класса и их родители. |
Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО и ДОТ | Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Практический метод, групповая форма, коллективно – учебный диалог |
Средства обучения | Прикладная задача |
Организационные условия | Приглашение на занятие родителей обучающихся. Создание 3 групп для совместной работы |
Расстановка парт, стульев и т.п. | Создание учебного пространства для совместной работы 3 групп (3-4 стола вместе) |
Учебно-методическое обеспечение | - В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов «Математика» Учебник для 3-го класса, книга 2 - Окружающий мир: Учебник для 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. - листы А4 с таблицами предполагаемых расходов (Приложение 1) - плакаты А4 с поговорками. (Приложение 2) |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность участников | |||
Деятельность учеников | Деятельность родителей | Образовательный результат | |||
Предмет-ный | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятель-ность; - организация планирова-ния учебной деятельнос-ти на уроке. | 1. Организация применения правил поведения на уроке. - Кто помнит девиз наших уроков?: «Знаешь – говори, делай, не знаешь – слушай, смотри, говори, делай». Сегодня с этим девизов вместе с нами будут работать и родители. -Напомните всем правила сотрудничества | Проговарива-ние правил сотрудничества | Внутренняя смотивирован-ность к работе в непривычной ситуации. | Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. (Л /УУД). Правильно формулировать собственное мнение. (Р/УУД). | |
II. Создание ситуации успеха (7 мин) Цель: - актуализа-ция изученного материала; - формирова-ние адекватной самооценки | 2. Организация работы по предъявлению результатов. - Назовите тему наших занятий. –Давайте предъявим результаты работы над темой. 3. Организация выбора, предъявления результата вычисления и самооценивание работы с многозначными числами. - Кто уже без ошибок смог умножить многозначное число в столбик? (Отмечается, что уже очень многие справляются с заданиями безошибочно) -А кому ещё надо совершенствоваться? | Проговарива-ние темы «Умножение многозначных чисел». Использование учебника с. № индивидуаль-ное решение. Взаимопровер-ка. Анализ собственных умений. | Наблюдение за осмыслением выбора задания, за скоростью работы детей. | Умение умножать многознач-ные числа в столбик | Контролировать свои действия и действия другого человека Осуществ-лять контроль в применении способа действия. Владеть способом самооценки (Р/УУД) |
III. Постановка учебной задачи (5 мин) Цель: создание проблемной ситуации | 4. Создание ситуации разрыва в знаниях (умениях). -Уважаемые родители, кому из вас в профессии понадобились умения быстро вычислять? А в быту вам нужны эти вычислительные навыки? Часто ли вы считаете дома деньги? В каких ситуациях? -Почему это необходимо? - Ребята, а мы с вами где говорили о семейном бюджете? -Что такое семейный бюджет? -Ребята, а кто из вас хочет сам поучаствовать в планировании семейного бюджета? -А вы знаете как? -Родители могут показать нам? -Родители, а научите нас планировать семейный бюджет. (Попробуем) -Родители, вы только будете рассказывать или подсчитывать?? -Ребята, вы сможете считать.? Но нас много, как это удобнее сделать? Для такой работы нам необходимо разбиться на 3 группы по 7 учеников + 1-2 родителя. | Актуализация знаний по теме «Семейный бюджет» в предмете «Окружающего мира». Использова-ние учебника с. , чтение определения Оперирование определениям: - расход семьи, - доход семьи, - семейный бюджет, - планирование доходов и расходов. Осознание собственного неумения, но необходимо-сти планирования семейного бюджета Объединение в группу для решения учебной задачи. | Ответы на вопросы. Актуализация знаний по теме «Семейный бюджет». Объединение в группу для решения учебной задачи. | Определять и проявлять правила поведения при сотрудничестве. (Л /УУД) Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение. (Р/УУД) | |
IV. Решение учебной задачи. 25 мин) Цель: - поиск решения учебной задачи, - конструирование нового способа действия. | 5. Организация поиска решения задачи . - Конечно, у каждой семьи разное количество людей в семье, свои доходы и расходы. Возьмем типовую семью Ивановых : мама, папа, дочь – ученица 3 класса, сын, 4-х лет, посещает детсад 1).Конструирова-ние способа планирования. -Что надо знать, чтобы спланировать их бюджет? (Доход семьи) -Родители, определите доход семьи. - Ребята, определите потребности семьи: продукты, товары, услуги 2).Фиксация в таблицах расхода семьи на неделю 3).Подсчет расхода на неделю. 4).Подсчет расхода на месяц путем умножения недельного расхода на 4 недели. ( В одной из групп необходимо создать ситуацию преобладания расхода над доходами. Учитель сможет сделать это, предложив внести в расходы дорогостоящую покупку или поездку) 5).Сравнение семейного дохода и расхода по группам. 6).Обсуждение необходимости перевеса доходов над расходами и о разумной экономии денежных средств. 6 Подведение к выводу: Семейный бюджет необходимо планировать, производить правильные подсчеты бюджета помогают хорошие вычислительные навыки. | Прослушива-ние выступления родителей. Обсуждение предложенного варианта решения задачи. Работа в группах: 1.Выбор потребностей членов семьи. 2.Произведе-ние подсчета расходов на неделю . 3. Произведение подсчета расходов на месяц . 4. Фиксирование подсчетов на доске 5.Сравнение семейного дохода и расхода. 6.Обсуждение вопроса преобладания дохода над расходами, выслушивание ответов родителей . Вывод о необходимости планировать семейный бюджет, производить правильные подсчеты бюджета, для этого иметь хорошие вычислительные навыки. | Ответы на вопросы. Работа в группах: Выбор необходимых условий: 1.Доходы типовой семьи Ивановых, приближенные к реальности; 2.Стоимость семейной продуктовой корзины, потребностей семьи в товарах и услугах. 3.Фиксирование плана расходов на неделю 4.Контроль счета детей 5.Сравнение семейного дохода и расхода. Предложение вариантов преобладания дохода над расходами. | Умение произво-дить вычислительные действия с многозначными числами, фиксиро-вать данные в знаковой модели (таблице) | Проговари-вать последова-тельность действий на уроке Высказывать своё предположение. (Р/УУД) Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли. (К/ УУД) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Выделять признаки, сравнивать объекты Анализиро-вать, выделять существен-ное и фиксировать его в знаковых моделях; (П/УУД) |
V. Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке (5 мин) Цели: - фиксация нового содержания урока; - организация рефлексии собственной учебной деятельнос-ти; | 7. Организация рефлексии учебной деятельности. - Сегодня мы участвовали в планировании семейного бюджета. - Дети, это трудная житейская задача? - Как же помогает в этом математика? - Родители, а вам это трудно делать в жизни? - Поставьте для детей цель по планированию бюджета семьи (разумно подходить к планированию своих потребностей) - Какие бы вы выбрали пословицы и поговорки для детей, чтобы они помнили об экономном расходе денег и умении быстро выполнять вычисления? Копейка рубль бережет. Не легко деньги нажить, а легко прожить. Деньги счет любят. На деньги ума не купишь. Дети, поставьте цель для следующих занятий по математике. ( больше трениро-ваться в счете, хорошо выучить таблицу умножения и деления…) | Ответы на вопросы Анализ деятельности на уроке. Мотивация к последующему обучению | Ответы на вопросы. | Планировать свои действия в соответст-вии с поста-вленной задачей. (Р/УУД) Способ-ность к самооценке на основе критерия успешности учебной дея-тельности. (Л/ УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок презентация "Семейный бюджет"
Начальные знания по экономике в начальной школе...
Конспект урока математики "Семейный бюджет", 4 класс
В архиве представлен сценарный план урока математики с элементами экономики "Семейный бюджет". 4 класс....
Конспект урока. Тема: "Семейный бюджет" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет" 3 класс...
Внеурочное занятие "Планирование семейного бюджета".
Занятие способствовует формированию у воспитанников навыков планирования семейного бюджета на основе моделирования различных ситуаций....
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «Способы планирования семейного бюджета»
Формирование знаний о семейном бюджете; формирование умения различать государственный бюджет от семейного бюджета; формирование у воспитанников навыков планирования семейного бюджета на основе моделир...