Урок планирования семейного бюджета
методическая разработка (3 класс)

Рожнова Елена Валентиновна

Предмет: Интеграция области математики и окружающего мира.

 

Класс: 3

Цель: Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению действий с многозначными числами при планировании семейного бюджета.

Основные понятия: 

Область математики: многозначные числа, разряды многозначного числа, переход через разряд  в действиях сложения, вычитания, умножения  

Область окружающего мира: планирование, семейный бюджет.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_planirovaniya_semeynogo_byudzheta.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта мероприятия

Рожновой Елены Валентиновны, учителя начальных классов ЛГ МАОУ «СОШ № 4»

Предмет: Интеграция области математики и окружающего мира.

Класс: 3

Тема

Действия с многозначными числами при планировании семейного бюджета.

Цель урока

Формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению действий с многозначными числами при планировании семейного бюджета.

Планируемые образовательные  результаты

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

- умение устанавливать причинно - следственные связи между объектами;

Функциональной грамотности:

- решение значимой жизненной задачи планирования семейного бюджета

Предметные:

- действия сложения, вычитания, умножения многозначных чисел;

- понимание определения «семейный бюджет»

Основные понятия

Область математики: многозначные числа, разряды многозначного числа, переход через разряд  в действиях сложения, вычитания, умножения  

Область окружающего мира: планирование, семейный бюджет.

Целевая аудитория

Обучающиеся 3 класса и их родители.

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО и ДОТ

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Практический метод, групповая форма, коллективно – учебный диалог

Средства обучения

Прикладная задача

Организационные условия

Приглашение на занятие родителей обучающихся.

Создание 3 групп для совместной работы

Расстановка парт, стульев и т.п.

Создание учебного пространства для совместной работы 3 групп (3-4 стола вместе)

Учебно-методическое обеспечение

 - В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов «Математика» Учебник для 3-го класса, книга 2

- Окружающий мир: Учебник для  3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков.

- листы А4 с таблицами предполагаемых расходов (Приложение 1)

- плакаты А4 с поговорками. (Приложение 2)

Ход урока.

Этапы урока

            Деятельность

учителя

Деятельность участников

       Деятельность

учеников

Деятельность родителей

Образовательный результат

Предмет-ный

УУД

I. Мотивация

к учебной деятельности

(3 мин)

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятель-ность;

- организация планирова-ния учебной деятельнос-ти на уроке.

1. Организация применения   правил поведения на уроке.

- Кто помнит девиз наших уроков?: «Знаешь – говори, делай,

 не знаешь – слушай, смотри, говори, делай». Сегодня с этим девизов вместе с нами будут работать и родители.

-Напомните всем правила сотрудничества 

Проговарива-ние правил сотрудничества

Внутренняя смотивирован-ность к работе в непривычной ситуации.

Определять и проявлять  правила поведения при  сотрудничестве.

 (Л /УУД).

Правильно формулировать собственное мнение.

 (Р/УУД).

II. Создание ситуации успеха

(7  мин)

Цель: 

 - актуализа-ция изученного материала;

 - формирова-ние адекватной самооценки

2. Организация работы по предъявлению результатов.

 - Назовите тему наших занятий.

 –Давайте предъявим результаты работы над темой.

3. Организация выбора, предъявления результата вычисления и самооценивание работы с многозначными числами.

- Кто уже без ошибок смог умножить многозначное число в столбик?

(Отмечается, что уже очень многие справляются с заданиями безошибочно)

-А кому ещё надо совершенствоваться?

Проговарива-ние темы «Умножение  многозначных чисел».

Использование учебника с. № индивидуаль-ное решение.

Взаимопровер-ка.

Анализ собственных умений.

Наблюдение за осмыслением выбора задания, за  скоростью работы детей.

Умение умножать  многознач-ные числа в столбик  

Контролировать свои действия и действия другого человека

Осуществ-лять контроль в применении способа действия.

Владеть способом самооценки (Р/УУД)

III. Постановка учебной задачи

(5  мин)

Цель: создание проблемной ситуации

4. Создание ситуации разрыва в знаниях (умениях).                                

-Уважаемые родители, кому из вас в профессии понадобились умения быстро вычислять?

А в быту вам нужны эти вычислительные навыки?

 Часто ли вы считаете дома деньги? В каких ситуациях?

-Почему это необходимо?

- Ребята, а мы с вами где  говорили о семейном бюджете?

 -Что такое семейный бюджет?

-Ребята, а кто из вас хочет сам поучаствовать в планировании семейного бюджета? -А вы знаете как? -Родители могут показать нам?

-Родители, а научите нас планировать семейный бюджет. (Попробуем)

-Родители, вы только будете рассказывать или подсчитывать?? -Ребята, вы сможете

считать.?

Но нас много, как это удобнее сделать?

Для такой работы нам необходимо разбиться на 3 группы по 7 учеников +   1-2 родителя.

 Актуализация знаний по теме «Семейный бюджет» в предмете «Окружающего мира».  

Использова-ние учебника с. , чтение определения

Оперирование  определениям:

 - расход семьи,

 - доход семьи,

 - семейный бюджет,    

- планирование доходов и расходов.

Осознание собственного неумения, но необходимо-сти планирования семейного бюджета

Объединение в группу для решения учебной задачи.

Ответы на вопросы.

 Актуализация знаний по теме «Семейный бюджет».

Объединение в группу для решения учебной задачи.

Определять и проявлять  правила поведения при  сотрудничестве.

 (Л /УУД)

Принимать и удерживать учебную задачу. Высказывать своё предположение.

 (Р/УУД)

IV. Решение учебной задачи.

25 мин)

Цель: 

- поиск решения учебной задачи,

- конструирование нового способа действия.

5. Организация поиска решения задачи .

 - Конечно, у каждой семьи разное количество людей в семье, свои доходы и расходы. Возьмем типовую семью Ивановых : мама, папа, дочь – ученица 3 класса, сын, 4-х лет, посещает детсад

1).Конструирова-ние

способа планирования.

-Что надо знать, чтобы спланировать их бюджет?

(Доход семьи)

-Родители, определите доход семьи.

- Ребята, определите потребности семьи: продукты, товары, услуги

2).Фиксация в таблицах расхода семьи на неделю

3).Подсчет расхода на неделю.

4).Подсчет расхода на месяц путем умножения недельного расхода на 4 недели.

( В одной из групп необходимо создать ситуацию преобладания расхода над  доходами. Учитель  сможет сделать это, предложив внести в расходы дорогостоящую покупку или поездку)

5).Сравнение семейного дохода и расхода по группам.

6).Обсуждение необходимости перевеса доходов над расходами и  о разумной экономии денежных средств.

6 Подведение к выводу: Семейный бюджет необходимо планировать, производить правильные подсчеты бюджета помогают хорошие вычислительные навыки.

Прослушива-ние выступления родителей.

Обсуждение предложенного варианта решения задачи.

Работа в группах:

1.Выбор потребностей членов семьи.

2.Произведе-ние подсчета расходов на неделю .

3. Произведение

подсчета расходов на месяц .

4. Фиксирование подсчетов на доске

5.Сравнение семейного дохода и расхода.

6.Обсуждение вопроса преобладания дохода над расходами, выслушивание ответов родителей .

Вывод о необходимости планировать семейный бюджет, производить правильные подсчеты бюджета, для этого иметь хорошие вычислительные навыки.

Ответы на вопросы.

Работа в группах:

Выбор необходимых условий:

1.Доходы типовой семьи Ивановых, приближенные к реальности;

2.Стоимость семейной продуктовой корзины, потребностей семьи в товарах и услугах.

3.Фиксирование плана  расходов на неделю

4.Контроль счета детей

5.Сравнение семейного дохода и расхода.

Предложение вариантов преобладания дохода над расходами.

Умение произво-дить вычислительные действия с многозначными числами, фиксиро-вать данные  в знаковой модели (таблице)

Проговари-вать последова-тельность действий на уроке Высказывать своё предположение. (Р/УУД)

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли. 

(К/ УУД)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  

Выделять признаки, сравнивать объекты Анализиро-вать, выделять существен-ное и фиксировать его в знаковых моделях;  

(П/УУД)

V. Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке

(5 мин)

Цели:

- фиксация  нового содержания урока;

- организация рефлексии собственной учебной деятельнос-ти;

7. Организация рефлексии учебной деятельности.

- Сегодня мы участвовали в планировании семейного бюджета.

- Дети, это трудная житейская задача?

- Как же помогает в этом  математика?

- Родители, а вам это трудно делать в жизни?

- Поставьте для детей цель по планированию бюджета семьи (разумно подходить к планированию своих потребностей)

- Какие бы вы выбрали пословицы и поговорки для детей, чтобы они помнили об экономном расходе денег и умении быстро выполнять вычисления?

Копейка рубль бережет.

Не легко деньги нажить, а легко прожить.

Деньги счет любят.

На деньги ума не купишь.

Дети, поставьте цель для следующих занятий по математике. ( больше трениро-ваться в счете, хорошо выучить таблицу умножения и деления…)

Ответы на  вопросы

Анализ  деятельности на уроке.

Мотивация к последующему

обучению

Ответы на вопросы.

Планировать свои действия в соответст-вии с поста-вленной задачей. (Р/УУД)

Способ-ность к самооценке на основе критерия успешности учебной дея-тельности.

(Л/ УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок презентация "Семейный бюджет"

Начальные знания по экономике в начальной школе...

Конспект урока математики "Семейный бюджет", 4 класс

В архиве представлен сценарный план урока математики с элементами экономики "Семейный бюджет". 4 класс....

Конспект урока. Тема: "Семейный бюджет" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет" 3 класс...

Внеурочное занятие "Планирование семейного бюджета".

Занятие способствовует формированию у воспитанников навыков планирования семейного бюджета на основе моделирования различных ситуаций....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «Способы планирования семейного бюджета»

Формирование знаний о семейном бюджете; формирование умения различать государственный бюджет от семейного бюджета; формирование у воспитанников навыков планирования семейного бюджета на основе моделир...