- Семья – это не только родители и дети, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги. Вот деньги семьи и принято называть «СЕМЕЙНЫМ БЮДЖЕТОМ». Свой бюджет, то есть деньги, есть не только в семьях, но и в каждом населенном пункте, будь то многомиллионный город или небольшой поселок, у каждого предприятия (завода или магазина), и даже у целой страны. - А что такое БЮДЖЕТ-? Найдите в словаре определение слова «Бюджет» стр. 113 и запишите его в тетрадь. Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует. - Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов. А что такое доходы? Найдите определение слова в словаре и запишите его в тетрадь. Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем. Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся). Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату). - В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию). - Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам) - Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает: Что? (Стипендию) - Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие). - Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц, если известно, что мама за свой труд (повара) получает 12 тысяч рублей, папа работает на стройке плотником и получает 23 тысячи рублей. Бабушка получает пенсию в размере – 6000 рублей, а дедушка – 6500 рублей Дочка за учебу в училище получает 1600 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц? Задание. Подсчет совокупного дохода семьи. (49100 рублей) - В этом месяце дочь за не очень хорошую учебу не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько? - Папа хорошо работал и получил 3000 тысячи рублей премии. Что такое премия? (Премия - это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе) Каким сейчас стал семейный бюджет? - Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов. Найдите в словаре определение слова «Расход» и запишите его в тетрадь. Расходы – это деньги, которые мы тратим. Подумайте, на что в вашей семье тратят деньги? (Ответы воспитанников). Какие бывают расходы? (Обязательные и текущие). Задание. Сейчас предлагаем вам выполнить задание располагаются символические изображения, необходимо назвать статьи расходов и распределить их на две группы: обязательные и текущие. (задание выполняется на компьютере) - Проверьте правильность выполнения задания. 3. Дидактическая игра «Весы». - Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу. Если "весы" находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. В каждой семье родители по-своему распределяют деньги, тратят их, дают в долг, откладывают на счет в банке. От того, что преобладает в бюджете – доходы или расходы – определяет вид семейного бюджета. Рассмотрим эти понятия с помощью обыкновенных весов. Оборудование: настольные бытовые весы с двумя чашами, деревянные бруски с надписями «зарплата», «пенсия», «питание», «одежда», «шуба», «телевизор», «интернет» и т.д. Содержание: Одна чаша весов обозначает доходы, другая – расходы семьи. Воспитанники с помощью педагога кладут бруски с различными надписями на соответствующие чаши весов, после делают вывод об их соотношении и записывают его в тетради. Вывод: Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. 4. Моделирование реальных ситуаций. Цель: Закрепление полученных знаний, формирование поведенческих штампов. Содержание: воспитанники группируются по 2 человека, получают карточки с заданиями и ищут выход из предложенных ситуаций. 1. Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон. Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку 2. Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю. Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд. Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости. 3. В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться? Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды. - Прежде чем мы начнем подсчитывать расходы у предложенной нам семьи, необходимо проверить ориентируетесь ли вы в ценах на продовольственные и промышленные товары. - Предлагаю вам рассмотреть на экране изображение товаров с ценниками. Как вы думаете, нет ли там ошибок? - Действительно, все ценники перепутаны. Вам необходимо исправить ошибки - на плакате прикрепить ценники к соответствующим товарам. |