Внеурочное занятие "Планирование семейного бюджета".
методическая разработка (3, 4 класс)

Сучкова Светлана Валентиновна

Занятие способствовует формированию у воспитанников навыков планирования семейного бюджета на основе моделирования различных ситуаций. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Планирование семейного бюджета

Слайд 3

семейный бюджет расходы доходы

Слайд 4

Семейный бюджет ДохоДОды Расходы ? ? ДОХОДЫ РАСХОДЫ

Слайд 5

доход семьи пенсия пособие прибыль гонорар проценты стипендия + заработная плата

Слайд 6

Семейный бюджет ДохоДОды Расходы зарплата пенсия стипендия пособие проценты гонорар прибыль ? ДОХОДЫ РАСХОДЫ

Слайд 7

Семейный бюджет Доходы Расходы зарплата пенсия стипендия пособие процент гонорар прибыль коммунальные платежи налоги питание транспорт одежда и обувь культурный досуг лечение путешествие мебель бытовая химия предметы личной гигиены

Слайд 9

Слушаем друг друга Участвует каждый Говорим по делу Обращаемся по имени Обращаемся культурно Работаем для себя Работаем для других Возражаешь –предлагай!



Предварительный просмотр:

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

Планирование семейного бюджета

Кольчугино

2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

5

2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

7

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

12

ПРИЛОЖЕНИЯ

13

ВВЕДЕНИЕ

               Перед образовательными учреждениями государство поставило цель подготовить выпускников к успешному вхождению во взрослую жизнь.   Одной из составляющих успеха является возможность грамотного и  эффективного использования своих доходов, правильного составления своего бюджета, иметь в своём багаже знания, позволяющие тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Особенно эти навыки актуальны после создания семьи, когда человек способен нести ответственность не только за своё будущее, но и за успешное будущее других людей в этой семье.

           Бюджет — важная составляющая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов. Семейная экономика, предусматривает грамотное их соотношение.  

       Вопрос о распределении денежных средств незамедлительно встает перед молодой семьей практически сразу после ее создания. И, к сожалению, ни одна семья не застрахована от финансовых ошибок. 

     Основная цель данной методической разработки заключается в воспитании грамотного финансового мышления и культуры обращения с деньгами при составлении семейного бюджета. Создать ситуацию, при которой полученные знания помогут избежать финансовых ошибок и донести необходимость в  получении большей информации по заданной теме.

         Форма проведения занятия – внеурочное занятие с элементами квест-игры, основной  дидактической целью которой является формирование понятий в интеллектуальной и практической деятельности учащихся.

           Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.

          Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать как  на внеклассных мероприятиях, так и в других формах обучения, а также актуален для практического применения в жизни. Данный  учебный проект  рассчитан на детей, обучающихся в 4 классе общеобразовательной школы.

Название предмета: внеурочное занятие по финансовой грамотности

Вид деятельности учащихся: внеурочная

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 3 / 2

Тип занятия: комбинированный

Формы проведения: занятие с элементами практикума и игры

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: проектор, компьютер, экран, индивидуальная карта путешествия, сводная таблица, карточки для выполнения заданий.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература:

 1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс).  — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 Интернет-источники

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

3. Портал «Профориентир»  «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях»  — http://subsidii.net/

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Тема: «Планирование семейного бюджета»

Цель занятия:

Формирование у воспитанников финансового мышления и умения рационального использования денежных средств из доходов получаемой семьёй.

Задачи занятия:

-  Повторить и обобщить полученные ранее теоретические знания о доходных и расходных частях  семейного бюджета.

- Развивать умение рационально мыслить при планировании  семейного бюджета и предстоящих статей необходимых расходов.

- Воспитывать бережное отношение к  поступающей в семейный бюджет денежным средствам.

- Развивать познавательный интерес и способность критического мышления.

- Формировать  умения слышать мнение на проблему других заинтересованных  лиц , а так же заинтересованность в  коллективном обсуждении рациональности затрат и принятие  разумного решения.

Предметные образовательные результаты:

Составлять и распределять бюджет семьи.

Метапредметные образовательные результаты:

Уметь правильно распределять и вычислять денежные суммы. Грамотно формулировать свои доводы в диалогах.

Познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- осознание себя, как членом семьи, так и членом общества;

- понимание необходимости решения экономических вопросов, возникающих у человека и семьи;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансов

-сопоставление доходов и расходов, планирование собственного бюджета;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- оценка верности выполнения действий;

- проявление творческой и познавательной активности.

Коммуникативные:

- аргументировано выражать свои мысли и идеи;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывать точку зрения, отличающуюся от собственной, при принятии решения;

- развивать умение работать в группе;

- приходить к общему решению в совместной деятельности.

Описание учебного процесса

Этап

Продолжительность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Действия педагогов при выполнении заданий

  1. Организационный момент.

3мин

Внимательно слушают педагога. Отвечают на вопросы.

Актуализация знаний. Обозначение проблемы.

II.  Основной

30 мин

Внимательно слушают педагога. Делятся на группы. Знакомятся с маршрутными листами. Выполняют задания.

Постановка целей и задач. Знакомство с правилами игры. Раздача маршрутных  листов,  организация  работы  групп, контроль за  прохождением станций.

III.  Рефлексия

7 мин

Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, находят решение проблемы.

Подводит итоги.

Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

I. Организационный момент.

Проблемная ситуация

Постановка проблемных вопросов.

II.  Основной

словесный, наглядный, мозговой штурм, работа в группах

Ответы  на вопросы, работа с индивидуальными картами путешествий, экономическая

игра.

III. Рефлексия

Подведение итогов

Обмен впечатлениями. Объективная самооценка.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ

Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на занятии

- словесные (беседа);

- наглядные (индивидуальная карта путешествия групп, сводная таблица);

- работа учащихся в группах (решение практических задач, ответы на вопросы);

- критическое мышление, частично- поисковый (совместная деятельность по усвоению новой темы);

- игровой.

Методика оценки педагогической эффективности занятия:

  • Подведение итогов.

Все группы собираются вместе. Оценка спланированного бюджета каждой группы.

  • Рефлексия: обмен впечатлениями от игры. Самооценка своих знаний и возможностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семейный бюджет - это финансовый план, который суммирует доходы, и расходы семьи за определенный период времени. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Так же семейный бюджет одно из слагаемых благополучия семейной жизни. Каждому из нас знакома ситуация, когда возникает желание приобрести ту или иную понравившуюся вещь, и как часто огорчаемся, когда выясняется, что в данный момент эта покупка оказывается не запланированной и её стоимость не может быть покрыта семейным бюджетом. В настоящее время проблема расходования семейного бюджета стала очень актуальной, т.к. она является ещё и неотъемлемой частью государственного бюджета. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. В семейной экономике необходимо грамотно соотносить доходы и расходы. А чтобы грамотно использовать свои доходы семья должна правильно составить свой бюджет, продумать все затраты и покупки, умело применяя все полученные знания в финансовой сфере. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010.
  2. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

Интернет-ресурсы

  1. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением http://ecschool.hse.ru  
  2. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
  3. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru
  4. «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Сценарий занятия на тему: «Планирование семейного бюджета»

Цель занятия:

Способствовать формированию у воспитанников навыков планирования семейного бюджета на основе моделирования различных ситуаций.

          Задачи:

 • закрепить при помощи игровых ситуаций полученные ранее знания о семейном бюджете;

• формировать  навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

• развивать умение разбираться в потребностях предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;

• воспитывать бережное отношение к деньгам.

Вид: квест - игра по станциям 

Ход занятия:

I. Организационный момент (педагог)

-Добрый день, дорогие друзья. Мы снова вместе. Посмотрите, пожалуйста, на соседей справа и слева, настройтесь на работу и начнем наше необычное занятие.

На уроке окружающего мира мы уже узнали, что такое деньги, как они появились, для чего нужны, а также, что такое бюджет страны и отдельно взятой семьи. Мы познакомились с экономикой ведения домашнего хозяйства и узнали, что в семье  планируются доходы и расходы, запомнили основные понятия, которые нам сегодня пригодятся.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (смотрим, озвучивает и комментирует педагог)

-Тема нашего занятие так и называется «Планирование семейного бюджета».  Давайте в игровой форме попробуем научиться планировать семейный бюджет.  Научившись рационально составлять семейный бюджет, вы в дальнейшем сможете применять свои навыки в ведении домашнего хозяйства при планировании доходов и расходов.

-Правильно распределять семейный бюджет нам поможет

квест-игра

Игра по станциям

Участниками игры являются обучающиеся 4 классов, из которых формируются 4 команды. Каждая команда – это семья (бабушка, дедушка, мама, папа, 3-4 ребенка),группы получают карточку семьи с заданными параметрами. Смотри приложение №2

- На каждой станции вас будет встречать тьютер, который объяснит вам задания, оценит ваши результаты. Учитель направляет и контролирует процесс.

(Игре предшествует подготовительный этап, в процессе которого обучающиеся дома у родителей выясняют, каковы обязательные расходы в семье, как планируется семейный бюджет, из чего складываются доходы семьи .)

  Послушайте правила игры.(стихотворение рассказывают дети, заранее подготовленные учителем)

1.Сядем за стол

 Дружной семьёй,

Думать, как тратить

Бюджет наш родной.

2.Каждый имеет

Слово в ответ,

Но с уважением,

 Ведь тратим бюджет.

  1. «Но не спешите»,-

Отец нам сказал,

«Будем засчитывать

 Мысли как балл.

4.Если нас больше

Придет к мысли той,

То приведёт нас

К победе лихой.

5.Надо подумать

 И в большинстве,

Примем решение

В этой игре» .

6.Деньги потратить,

Не слово сказать.

Надо ребята

Финансы считать!

II. Основная часть

- Приступаем к игре.

Каждая команда получает карту путешествий (учитель даёт старт к началу игры)

Станция № 1 «ОТВЕЧАЛКИ»

 Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.

  Смотри приложение №2

         Станция № 2 «ОБЪЯСНЯЛКИ» 

 Командам необходимо составить пословицы и поговорки

(найти к предложенному началу концовку)

Пословицы:

  1. Не было ни гроша – да вдруг алтын
  2. Восьми гривен до рубля не хватает
  3. Пожалел алтын – потерял полтину
  4. Три денежки в день – куда хочешь, туда и день
  5. Лучше на гривенник убытку, чем на алтын стыда
  6. Сделал на пятак, а испортил на гривенник

Станция №3 «УГАДАЛКИ»

Сопоставить старинное название денег с современным

значением

Старинное название денег

Современное значение

алтын

3 копейки

грош

2 копейки

гривна (гривенник)

10 копеек

полтина

50 копеек

денежка

1\2копейки

пятак

5 копеек

 

Станция № 4 «ПОКУПАЛКИ»

 Обучающимся  необходимо выбрать основные виды продуктов для продовольственной корзины «семьи» на месяц из предложенных. При выборе продуктов, необходимо учитывать условия именно виртуальной семьи, роль которой они играют. Также участникам необходимо сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи». Свой выбор игроки должны обосновать.  

Смотри приложение №2

 Станция № 5 «Поедалки» 

 Командам-участникам предлагается выбрать карточки, на обратной стороне которых изображен набор продуктов. Задача команде – составить бюджетное меню на 3 дня (завтрак, обед и ужин) используя различные варианты блюд из предложенных продуктов. Условие – варианты блюд не должны повторяться. Используя данные «потребительской корзины» рассчитать стоимость трехдневного меню.

 Смотри приложение №2

     

Станция №6 «ПОЗДРАВЛЯЛКИ»

 Участникам игры предлагается выбрать наиболее приемлемый для их «семьи» вариант подготовки дня рождения одного из члена «семьи» с учетом размера их дохода и количества 15 - 20 человек. Ответ необходимо обосновать и сделать запись в расходах в таблице «бюджет семьи».

III.        Подведение итогов. Рефлексия ( учащиеся, подготовленные заранее учителем, читают стихи) Смотри приложение №2

1.Как хорошо

Когда расход,

Не превышает

Наш доход.

2.Остатком средств

 Мы очень рады.

За всё получим

Мы награды.

3.В игре учили

 Рассчитать,

Как тратить деньги

И считать.

4.Теперь бюджет

Удача ждёт.

Он нам

Победу принесёт.

 -(Учитель) Какое богатство мы приобрели сегодня? (Знания)

-Давайте поместим их в наш банк, Банк Знаний.

(Дети помещают в Банк  Знаний смайлы по  своему выбору)

 Смотри приложение №2

Приложение 2

Станция №1 «ОТВЕЧАЛКИ»

1.        Что такое бюджет?

2.        Что такое доход?

3.        Что такое деньги?

4.        Назовите денежные единицы трех разных стран.

5.        Что такое расходы?

6.        Что такое семейный бюджет?

Станция №2 «ОБЪЯСНЯЛКИ»

Не было ни гроша

до рубля не хватает

Три денежки в день

– потерял полтину

Восьми гривен

– куда хочешь, туда и день

Сделал на пятак,

чем на алтын стыда

Пожалел алтын

а испортил на гривенник

Лучше на гривенник убытку,

– да вдруг алтын

Станция №3 «УГАДАЛКИ»

алтын

50 копеек

грош

2 копейки

гривна (гривенник)

5 копеек3

полтина

1\2копейки

денежка

10 копеек

пятак

копейки

Станция «ПОКУПАЛКИ»

Продовольственная корзина

Наименование продуктов

Стоимость

Стоимость продуктов

(на месяц)

1

хлеб

от 10 руб

2

сахар

от 30 руб / кг

3

минеральная вода

от 12 руб

4

масло сливочное

от 100 р/кг

5

кукурузные хлопья

35 руб

6

масло растительное 

от 40 руб

7

рыба

от 100 руб

8

кальмар сушеный

от 50 руб

9

газированные напитки

от 15 руб

10

молоко

от 30 руб

11

яйцо

от 50 руб

12

майонез

от 15 руб

13

картофель

от 17 руб/кг

14

овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др)

от 30 руб/кг

15

сухофрукты

от 100 руб

16

соль

от 9 руб

17

кондитерские изделия

от 20 руб

18

сельдь иваси

от 100 руб

19

маринады

от 50 руб

20

сало копченое

от 100 руб

21

орешки соленые

от 40 руб

22

конфеты

от 20 руб

23

чипсы

от 30 руб

24

мясо

от 200 руб

Станция «ПОЕДАЛКИ»

Карточка № 1

Карточка № 2

C:\Users\Администратор\Desktop\фг\s561120_0_10.jpeg

Карточка № 3

Карточка № 4

Рефлексия

 Было интересно      C:\Users\Администратор\Desktop\фг\s561120_0_33.png         

Было трудно           C:\Users\Администратор\Desktop\фг\s561120_0_34.jpeg           

Меня удивило     C:\Users\Администратор\Desktop\фг\s561120_0_35.jpeg

Я научился            C:\Users\Администратор\Desktop\фг\s561120_0_36.jpeg   

Меня удивило          C:\Users\Администратор\Desktop\фг\s561120_0_37.jpeg 

Мне захотелось C:\Users\Администратор\Desktop\фг\s561120_0_38.png

F:\фг\bank-fin-uch-.jpg 

Карточка семьи

Семья _________________________________

СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок  д/сада)

ДОХОДЫ СЕМЬИ:

Заработная плата папы: 30 000 рублей

Заработная плата мамы: 18 000 рублей

Пенсия бабушки: 12 000 рублей

Зарплата дедушки: 20000 рублей

Маршрутный лист

Семья______________________________

Название станции

Тьютер

Баллы

1

«Отвечалки»

2

«Объяснялки»

3

«Угадалки»

4

«Покупалки»

5

«Поедалки»

6

«Поздравлялки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное мероприятие 2 класс"Семейный бюджет"

Внеурочное мероприятие "Семейный бюджет"  пмогает детям познакомиться с понятиями экономика, бюджет, расходы....

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет. Экономия и бережливость"

Вопросы, которые рассматриваются на занятии не сложны для понимания учащихся начальной школы, но очень важны для каждого из них. Ребята познакомятся с семейным бюджетом, узнают об источниках доходов и...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «Способы планирования семейного бюджета»

Формирование знаний о семейном бюджете; формирование умения различать государственный бюджет от семейного бюджета; формирование у воспитанников навыков планирования семейного бюджета на основе моделир...

Внеурочное занятие по теме: «Семейный бюджет»

Цель: формировать у учащихся понятие «семейный бюджет».Задачи: - Дать понятие семейного бюджета; выявить основные источники формирования семейного бюджета.- Развивать способность осуществл...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

Конспект внеурочного занятия «Семейный бюджет» (1 класс)

Название курса: «Финансовая грамотность»Направленность внеурочной деятельности: ОбщеинтелектуальнаяКласс / возраст детей: 1 класс, 6-7летТема: «Семейный бюджет»Планируемые резу...

Конспект внеурочного занятия на тему: Семейный бюджет. 3 класс.

Конспект внеурочного занятия на тему: Семейный бюджет. 3 класс. Интегрирование с окружающим миром и технологией....