Совместное выступление педагога- психолога и учителя-логопеда «Психолого-педагогическая поддержка при переходе к субъектно-ориентированному обучению»
материал по логопедии

Валова Анна Сергеевна

Субъектно-ориентированное обучение мы рассматриваем как здоровьесберегающий ресурс,который способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл subektnyy_podhod.docx59.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема нашего выступления «Психолого-педагогическая поддержка при переходе к субъектно-ориентированному обучению».

Субъектно-ориентированное обучение мы рассматриваем как здоровьесберегающий ресурс, который способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся, так как процесс обучения становиться более интересным, привлекательным и результативным, требует меньших психологических и физиологических затрат. В таких условиях обучения успешными могут быть как одаренные дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Переход к субъектно-ориентированному обучению подразумевает внедрение новых технологий и перестройку профессионального сознания педагогов, как правило, этот процесс повышает чувство тревожности, вызывает трудности, так как появляется необходимость повышать свой методический уровень, разрабатывать принципиально иные конспекты уроков и их дидактическое обеспечение, в которых необходимо учитывать социальные, индивидуальные, личностные и возрастные факторы жизни ребенка.

В процессе внедрения инновационных технологий каждый педагог нуждается в специальной системе психологического сопровождения.

В самом начале работы с педагогами в связи с внедрением субъектно-ориентированного обучения проводилось анкетирование, направленное на изучение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности и оценку коммуникативной компетентности.

По результатам анкетирования были выявлены педагоги, имеющие трудности в освоении субъектно-ориентированных технологий и педагоги, которым необходимо оказать помощь в психотехнической подготовке.

Следующим этапом сопровождения педагогов стали практические занятия, такие как;

  • Мини-тренинги, направленные на развитие  следующих профессионально-значимых личностных качеств: самовосприятие, эмпатия, чувствительность к невербальным средствам коммуникации, способность к сотрудничеству и гибкость поведения;
  • Мини-тренинги на развитие творческих способностей;
  • Для налаживания диалога между учителем и учеником – мини-тренинги позитивного взаимодействия;
  • Также проводились индивидуальные и групповые консультации.

Следующим этапом было отслеживание динамики готовности педагогов к освоению новых технологий и инновационной деятельности в целом.

На данном слайде мы можем увидеть изменения в готовности педагогов к восприятию инноваций, увеличилось количество педагогов, по сравнению с прошлым годом, с высоким уровнем готовности к работе с новыми технологиями и уменьшилось количество тех педагогов, которым необходима была помощь в освоении новых средств, технологий обучения и иного взаимодействия с учащимися.

Для организации эффективной работы с учащимися при переходе на субъектно-ориентированное обучение педагогам необходимо владеть информацией об особенностях познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой и личностной сфер учащихся для обеспечения перехода к разработке и реализации индивидуальной траектории развития.

Прежде чем начать разработку индивидуальной траектории развития проводится анализ результатов стартовой диагностики особенностей, позволяющий определить уровень актуального развития ребенка, определить предметное поле, в котором ребенок наиболее успешен и составить психолого-педагогическую характеристику учащегося.

На первом этапе, «Какой я» развиваем логическое мышление, коммуникативные навыки, если это необходимо, проводим коррекционно-развивающую работу, потому что в ходе реализации индивидуальной траектории развития учащиеся часто встречаются с проблемными ситуациями учения и межличностного общения.

На втором этапе - обучаем умению ставить и решать индивидуальные и групповые задачи, тренируем коммуникативные навыки, учим самостоятельно работать с различными источниками информации, учимся вырабатывать гипотезы, закладываем основы рефлексии собственной деятельности.

На третьем этапе делаем акцент на учебную мотивацию, основы самонаблюдения и рефлексии.

На этапе «Мой путь» учащийся должен выйти на создание проекта или исследовательской работы. Здесь ребенку помогаем чувствовать себя уверенно, проводя тренинги публичного выступления, повышая самооценку.

Этап «Мои достижения» - рефлексивный этап. Ребенок оценивает, чего он достиг и намечает маршрут дальнейшего развития.

К заключительному этапу у ребенка должны быть сформированы: самостоятельность, положительное самовосприятие, самоконтроль, саморегуляция, самонаблюдение, стремление к саморазвитию.

Темпы прохождения каждого из этапов индивидуальны для каждого ребенка и зависят от уровня сформированности психических процессов, от состояния эмоционально-волевой сферы, от умения выстраивать межличностные отношения, от объема рекомендованной коррекционно-развивающей работы и от умения самоорганизовать свою деятельность.

Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Меня зовут Валова Анна Сергеевна, я учитель-логопед. Какова же моя роль в субъектно-ориентированном образовании. По ФГОС второго поколения внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, а я и работаю во внеурочной деятельности с детьми 2, 3, 4 классов начальной общеобразовательной школы , использую технологии субъектно-ориентированного обучения.

А именно во внеурочной деятельности в полном объеме можно организовать индивидуальный подход к учащимся, позволяет малочисленное комплектование групп

 

Как учитель-логопед, выделяю несколько позиций, которые учитываю при разработке субъектно-ориентированных занятий во внеурочной деятельности:

1. Опора на субъектный опыт. 

«Основной замысел субъектно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание (т.е. “окультурить”), и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания…

При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать. что следует сделать, дабы обсудить детские “версии” не в жестко-оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

В этих условиях ученики будут стремиться быть “услышанными”, станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору,  активно способствовать выражению учениками их индивидуальных “семантик” (пусть несовершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует “коллективное” знание, как результат “окультуривания” индивидуальных “семантик”, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения».

2. Знание психофизических особенностей.

«Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя знания не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением, и т.п. Конечно. вид и форма материала, возможности их репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала, требованиями к его усвоению, но единообразия в этих требованиях быть не должно. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом. Набор такого материала следует гибко использовать в процессе урока, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова.»

3. В роли равноправных партнеров

«Как построить на уроке учебное общение таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым наиболее активно проявить себя? Для этого учителю следует относить к фронтальным методам работы на уроке лишь информационные (установочные, содержательно-инструктивные), а к индивидуальным - все формы самостоятельной, групповой (парной) работы.

        Это требует от него учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых и мотивационно - потребностных особенностей учащихся, возможностей их проявления в ходе урока. Потому-то при подготовке к уроку надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет коллективным (фронтальным) методам работы, то на личностно-ориентированном он должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.»

Средства обучения:

Игры, этюды, упражнения творческого характера, импровизации

Моделирование, составление пиктограмм, схем

Высказывания, анализ заданных ситуаций

Основная  цель учителя-логопеда: внедрение субъектно-ориентированных технологий  на занятиях во внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, для того, чтобы  каждый учащийся, используя свой субъектный опыт, сумел  реализовать себя в учебной деятельности и в общении ( то есть формировании коммуникативных способностей).    

 Предполагаемым  результатом субъектно-ориентированного подхода должны стать:

Повышение мотивации, познавательной активности обучающихся

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся

Развитие рефлекторных навыков

Повышение интеллектуального развития

Совместно с педагогом- психологом

 Мониторинг

Диаграмма  динамики развития КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ учащихся  

Кол-во учеников  2012- 2013 уч. г.

15 учащихся

Высокий уровень 17% ,  Низкий уровень33 %    Средний уровень 50%  

Кол-во учеников  2013- 2014 уч. г.

15 учащихся

Высокий уровень 28% ,  (11 уч-ся) Низкий уровень18 %    Средний уровень 44%  

Вывод: Для сохранения здоровья своих учащихся каждому педагогу чрезвычайно важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причем в педагогическом сопровождении нуждаются и сильные, и слабые ученики. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей ребенка, его положительных сторон. Итак, для того чтобы поддержать ребенка, необходимо: опираться на сильные стороны ребенка, не подчеркивать его промахи, подчеркивать временный характер его неудач, научить ребенка оптимизму, принимать индивидуальность ребенка, предоставлять больше самостоятельности, демонстрировать эмпатию к нему, вносить юмор в отношении с учащимся. Главным итогом психологической поддержки, основанной на вере в ребенка, является воспитание успешной, самоценной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия педагога-психолога и учителя логопеда

Педагог-психолог и учитель-логопед преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в ...

Доклад на методическом объединении педагогов-психологов и учителей-логопедов. Тема: "Внедрение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ в практику общеобразовательных школ".

Доклад раскрывает основное содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и особенности его реализации в общеобразовательных школах, описывает нормативную базу и ключевые особенности и механизмы реализации...

Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...

Программы учителя начальных классов, педагога-психолога и учителя-логопеда по подготовке детей к школе

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период  до 2015 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных со...

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда "Путешествие в Буквоград"

Интегрированное занятие  педагога-психолога и учителя-логопеда "Путешествие в Буквоград"...

Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда

В статье описывается опыт совместного взаимодействия специалистов психолгого-педагогического сопровождения образовательного процесса: педагога-психолога и учителя-логопеда с учащимися начальных классо...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

В материале представлена статья: Презентация опыта совместной деятельности педагога-психолога и учителя - логопеда в школе По теме: «Развитие эмоциональной лексики через формирование эмоцио...