Программа педагога-психолога с младшими школьниками с ТНР по коррекции и развитию социальных и коммуникативных навыков, компетенций эмоционально-волевой сферы
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа педагога-психолога по работе с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи по коррекции и развитию социальных и коммуникативных навыков, компетенций эмоционально-волевой сферы, произвольной регуляции деятельности рассчитана на работу с учениками 1-го класса, которые имеют заключение ЦПМПК, но обучаются в обычном классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pedagoga-psihologa_lukinoy_t.yu_._dlya_mladshih_shkolnikov_s_tnr.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы педагога-психолога Лукиной Т.Ю. с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи по коррекции и развитию социальных и коммуникативных навыков, компетенций эмоционально-волевой сферы
Программа работы педагога-психолога была разработана для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (в рамках обучения детей по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и с учетом опыта работы ГБОУ ММГ в 2016-2017 учебном году.
У детей с ТНР может наблюдаться нарушенный процесс формирования произношения, так как они воспринимают и воспроизводят звуки с неверно. Может наблюдаться несформированность произношения звуков, выраженная в различных вариантах (отсутствие, смешение, замена, неверное произнесение). В связи с этим многие коммуникативные и социальные связи оказываются нарушенными или полностью несформированными. А также очень часто наблюдаются элементы незрелости данной категории детей в плане эмоционально-волевой сферы.
Цель программы:
Коррекция и развитие социальных и коммуникативных навыков, компетенций эмоционально-волевой сферы, произвольной регуляции деятельности
Основные задачи данной программы:
- Повышение мотивации к школьному обучению
- Развитие сознательного использования языковых средств общения в ситуации коммуникации с целью полновесных контактов с окружающим миром, в частности в общении со сверстниками (в коллективе, в парах, в группах)
- Обеспечение ситуации успеха в различных (в том числе новых для него) видах деятельности с целью предупредить неприятие учебы и в целом школьной обстановки.
- Развитие положительного отношения с своему «Я», формирование адекватной самооценки
- Изменение отрицательных черт характера и негативного настроения
- Понижение уровня психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивности и тревожности
- Развитие (предварительно и формирование) навыков саморегуляции и самоконтроля
- Формирование уважения мнения других людей, развитие способности к эмпатии
Направления работы:
- диагностическая работа
- коррекционно-развивающая работа
- консультативная работа с педагогами и родителями
- информационно-просветительская
Структура программы:
1.Диагностическая работа:
Цели: выявление уровня развития социальных и коммуникативных навыков, исследование эмоционально-волевой сферы, уровня произвольной регуляции и пространственно-временных представлений.
Включает:
- Диагностику ребенка с помощью тестов («Лесенка», «Тест незаконченных предложений», «Самоописание», «Школьная тревожность» (по А.Прихожан), «Рисунок школы», «Контурный С.А.Т. – Н» (авторская модификация Н.Я.Семаго)
- сбор сведений о ребенке на основании беседы с учителями, родителями
- выявление сильных и слабых сторон ребенка для дальнейшей работы с ним индивидуально и в группе
- Анализ успешности коррекционной работы
2. Коррекционно-развивающая работа
Цели: коррекция и развитие социальных и коммуникативных навыков, произвольной регуляции деятельности, а также компетенций эмоционально-волевой сферы и пространственно-временных представлений.
Выбор количества необходимых часов для освоения определенной темы может варьироваться в зависимости от степени проработанности того или иного занятия. В процессе коррекционной работы возможны изменения темы, количество часов по следующим причинам: карантин, отсутствие ученика, недостаточная положительная динамика и другие объективные причины.
Программа состоит из двух блоков, работа над которыми рассчитана на полгода. В данной рабочей программе приведено примерное тематическое планирование занятий учеников с педагогом-психологом.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; умения оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя; умения выделять ситуации, когда требуется привлечение взрослого; умение принимать решения в области жизнеобеспечения
- Овладение социально-бытовыми навыками, которые могут потребовать в жизни; развитие навыков самостоятельности; представлений о школьной и домашней жизни; умение осуществлять речевое сопровождение своих действий, жизненных ситуаций; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности
- Овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, выразить свои пожелания, опасения, просьбу, закончить разговор; положительное отношение к использованию различных средств коммуникации; развитие способности изложить сове мнение и объяснить его
- Развитие умения адекватно воспринимать себя в окружающем мире и обеспечивать свою собственную безопасность; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между своей жизнью и окружающим миром; поддержка активной позиции ребенка по отношению к окружающим обстоятельствам; понимание собственных достижений и результатов
- Осмысление сообразно возрастным нормам принятых в обществе социальных ролей и принятых ценностей, своего социального окружения, развитие готовности к различного вида социальным контактам, овладение средствами межличностного общения
Форма и режим занятий:
Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю
Формы контроля:
Диагностическое тестирование (контрольные срезы), самостоятельные творческие работы, метод наблюдения, опрос учителей и беседа с родителями
Ожидаемые результаты:
- у ребенка сформированы адекватные представления о себе о своих возможностях
- овладение навыками коммуникации
- овладение социально-бытовыми навыками
- развитие умения выделять ситуации, когда требуется помощь взрослого
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
- снижен уровень тревожности
3. Информационно-просветительская и консультативная работа.
Положительные результаты коррекционной работы педагога-психолога могут быть достигнуты только при совместной работе с логопедом, учителем и родителями ученика.
Направления работы:
- консультирование учителей по вопросу работы с учениками
- наблюдение на учащимися во время уроков и во внеурочное время
- консультации родителей
- участие в работе школьного консилиума
Методическое обеспечение программы:
- О.В.Хухлаева Школьная психологическая служба. Работа с учащимися, Москва, Генезис, 2007 г.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими, Москва, Генезис, 200 г.
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности, Речь, Санкт-Петербург, 2007 г.
Тематическое планирование групповых занятий на второе полугодие 2016-2017 учебного года
№ п/п | Содержание темы | Количество занятий |
Блок № 1. Я и мир моих чувств | ||
1. | Мои эмоции и эмоции других людей | 2 |
2. | Формирование языка жестов и мимики | 2 |
3. | Формирование коммуникативных навыков | 2 |
4. | Снятие тревожности, формирование навыков самоконтроля | 2 |
5. | Развитие наблюдательности, умения расслабляться | 2 |
6. | Развитие умения владеть своим телом, положительной самооценки | 2 |
7. | Развитие тактильных ощущений, развитие эмоциональной сферы. Проведение контрольного среза. Консультация родителей по развитию детей дома. | 2 |
Блок № 2. Какой я? | ||
8. | Мир характеров. | 2 |
9. | Развитие умения видеть в своем характере и в характерах других плохое и хорошее | 2 |
10. | Развитие навыков работы с другими (в паре, группе) | 2 |
11. | Развитие саморегуляции, адекватной самооценки | 2 |
12. | Формирование уверенности в себе | 2 |
13. | Развитие умения соотносить свое «хочу» и «надо» | 2 |
14. | Развитие умения сопереживать другим | 2 |
15. | Развитие позитивного мировосприятия. Консультация родителей по вопросу поведения детей в домашних условиях | 2 |
Педагог-психолог Лукина Т.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
Чеченкова Е.В. учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НА...
Рабочая программа К АООП НОО для детей с ЗПР по коррекции и развитию социальных и коммуникативных навыков, компетенций эмоционально-волевой сферы вариант 7.1 и 7.2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
"Рекомендации педагога – психолога по работе с учащимися, с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста"
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...
Рабочая программа психолого-педагогической направленности по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций, способствующих преодолению дезадаптации и успешной социализации в обществе "Жизненные навыки"
Аннотация. Пояснительная записка.. Приложения. Список литературы...
Рекомендации педагога-психолога для родителей младших школьников с ЗПР
Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова..........
Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Для ученицы 4 « » класса
Адаптированная коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС Д...
Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста на тему «Развитие мышления через игровую деятельность».
Цель: преодоление трудностей в развитии мышления и внимания при обучении в школе.Задачи:· воспитывать уважительное отношение к окружающим, и...