Портфолио как средство оценки предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП младшими школьниками.
методическая разработка на тему
Материал из опыта работы по созданию и критериям оценки портфолио обучающихся начальных классов с соотвествии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_kak_sredstvo_otsenki_predmetnykh.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
Чойский район Республика Алтай
Портфолио как средство оценки предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП младшими школьниками.
Автор: Метелёва И.Г.
учитель начальных классов
Ынырга 2014 г
Портфолио как средство оценки предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП младшими школьниками.
Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания. Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста.
Слайд 2
«Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1 по 4 классы.
Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности:
- учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.),
- внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы).
Отражает индивидуальные образовательные достижения и отслеживает личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности.
Слайд 3
Цель портфолио: представить отчёт по процессу образования обучающегося, увидеть его образовательный результат в целостном контексте, обеспечить отслеживание его прогресса, продемонстрировать его способности практического применения знаний и умений.
Слайд 4, 5
В портфолио мы должны отследить предметные результаты (уровень учебных достижений), метапредметные результаты (уровень овладения УУД) и личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории,
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные и гражданские позиции, социальные компетенции.
Слайд 6
Структура портфолио для всех категорий обучающихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких разделов:
Слайд 7, 8
Мой мир (Я, моя семья, мои увлечения, мои друзья)
Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. Для этого используются анкеты, опросники, карта наблюдений, экспертная оценка. Оцениваются ценностные ориентации, мотивы, самооценка, удовлетворенность учащихся школой. Результат дается в общем виде – в виде заключений.
Слайд 9, 10
Моя школа (Права ребёнка, правила поведения в школе, памятки, маршрутный лист, любимые предметы, учителя и т.д.)
Слайд 11, 12, 13, 14, 15, 16
Моя учёба.
Здесь всё для оценки предметных и метапредметных результатов:
1.Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
• по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы
детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по технологии — фото - и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
Учителем составляются оценочные листы, где фиксируются виды работ, уровень достижений по предметам русский язык, чтение, математика, окружающий мир.
Оценивание учебных достижений:
- для 1 классов –«базовый уровень» (требования стандарта), для 2-4 кл. – «3»;
- для 1 классов – «превышающий опорный уровень» или «повышенный», 2-4 кл. – «4»;
- для 1 классов – «высокий уровень», для 2-4 кл. – «5».
Слайд 17, 18, 19
Моё творчество
Рисунки, фото объёмных поделок, творческие работы и т.д.
В разделе «Достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности» должно быть не менее 3 приложений за год.
Слайд 20
Копилка достижений
Грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма и пр.
Слайд 21, 22
Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел | Индикатор | Баллы |
Титульный лист, раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь», «Содержание» | - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото | - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям; - 3 балла - незначительные замечания |
Раздел «Моя учеба» | -наличие проектов, творческих работ и т.д. | - 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету; - 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету; - 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету |
Раздел «Моя общественная работа» | - наличие поручений, фото, сообщений и т.п. | - 5 баллов - наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше) - 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4); - 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений |
Раздел «Мое творчество» | - наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ | - 5 баллов – наличие от 5 и больше работ; - 3 балла – количество работ составляет 3-4; - 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика |
Раздел «Мои впечатления» | - наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д. | - 5 баллов – наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.; - 1 балл – отсутствие данных работ |
Раздел «Мои достижения» | - наличие грамот, сертификатов, дипломов, благодарственных писем и пр. | от 0 до 5 баллов за достигнутые достижения |
Два раза в год портфолио проверяется зам. директора по УВР и в листке контроля делается отметка. В конце учебного года учитель знакомит родителей с достижениями ученика под роспись.
Слайд 23, 24
Комплексная оценка индивидуальных образовательных достижений обучающегося (КОИОДО) соотносится с оценкой «зачёт/незачёт». Определяется методом сложения = уровень учебных достижений (базовый, повышенный, высокий) + уровень овладения УУД (низкий, средний, высокий) + достижения обучающегося во внеучебной и досуговой деятельности.
Слайд 25
Итоговая оценка выпускника начальной школы формируется на основе накопительной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, 3 итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопительная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения.
Слайд 26
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику итоговой оценки, подтверждаются материалами портфолио и другими объективными показателями.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная система оценки достижений планируемых результатов основана на комплексном подходе к оценке результатов, позволяет вести оценку достижения обучающимися всех 3 групп результатов образования: личностных, метапредметных, предметных.
Спасибо за внимание!
МОУ «Ыныргинская СОШ» учитель начальных классов Метелёва И.Г.Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС».
«Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС»...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИСТЕМА ОЦЕНКИПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...
«Критерии системы оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся при реализации ФГОС».
, мы начинаем включать учащихся в контрольно-оценочную деятельность для того, чтобы они приобрели навыки и привычку к самооценке и самоанализу...
Оценка метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися ООП
Оценка метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися ООП...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Разработала учебные задания, используя учебные пособия по математике 1 кл, УМК "Планета Знаний"...
"Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы"
По данной теме разработан пакет заданий на формирование разных видов результатов освоения образовательной программы согласно ПРП. Разработаны отдельные учебные задания по математике по теме: "Спо...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы...