Статья: "Психолого-педагогические средства развития языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"
статья на тему
Цель данной статьи — охарактеризовать основные психолого-педагогические средства, которые необходимо использовать учителю начальных классов для развития языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih-ped_sredstva.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Психолого-педагогические средства развития
языкового анализа и синтеза у младших школьников
с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии с п. 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся с ОВЗ признается «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» . В большинстве случаев у детей с сохранным интеллектом, но имеющим по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) какое-либо отклонение от нормы, как правило, наблюдается нарушение языкового анализа и синтеза. Это проявляется в ошибочном построении предложений как на письме, так и в устной речи, в нарушении фонематического анализа и синтеза, также страдает грамматический строй речи.
Учебно-познавательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств обучения и форм урока, применяемых в обучении нормально развивающихся детей. Поэтому учителю необходимо знать и применять специфические приемы и средства обучения в работе с «особенными детьми». Процесс обучения в начальной школе характеризуется большим разнообразием содержания, и все его компоненты должны быть усвоены детьми, имеющими какие-либо отклонения в развитии.
Психолого-педагогические средства развития языкового анализа и синтеза должны соответствовать основным принципам специального образования. В ходе построения урока учитель самостоятельно определяет выбор того или иного средства обучения и развития, анализирует, насколько оно делает обучение детей с ОВЗ максимально доступным и посильным, учитывает познавательные возможности таких детей, а также их индивидуальные особенности в соответствии с возрастной нормой и учетом заключения ПМПК; устанавливает необходимый уровень усвоения учебного материала; формирует навыки по самостоятельному приобретению знаний и умений; предоставляет возможность для компенсации имеющегося отклонения у учащихся с ОВЗ, рационально сочетает фронтальную и индивидуальную формы работы, применяет дифференцированный подход к обучению; содействует развитию речи, мышления, памяти; обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения материала; обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обучения; содействует развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации детей с ОВЗ; ведет не только к усвоению знаний и формированию умений и навыков, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие личности.
Выбирая те или иные средства обучения и развития, учитель должен опираться на содержание материала, наличие или отсутствие у обучающихся с ОВЗ необходимых знаний и умений, а также учитывать особенности детей, имеющих отклонения в развитии. Анализируя заключения ПМПК, учитель выбирает такие средства коррекции отклонений в развитии учащихся с ОВЗ, которые были бы близки «особенным детям», а также давали бы положительный и достаточно быстрый эффект.
Рассмотрим основные психолого-педагогические средства, которые может использовать учитель на занятиях по развитию языкового анализа и синтеза младших школьников с ОВЗ.
Одним из наиболее доступных и распространенных средств является дидактическая игра. Дидактическая игра повышает речевую мотивацию и работоспособность детей с ОВЗ на уроке. Дидактические игры, используемые в ходе урока, можно условно разделить на четыре группы: фонетические, графические, грамматические и игры, развивающие связную речь. На первом этапе коррекционного воздействия необходимо подбирать такие дидактические игры, которые направлены на развитие фонематического слуха младших школьников с ОВЗ. Например, установление изучаемого звука в словах («Чей голосок?»), определение места звука («Где спрятался звук?»), придумывание слов на заданный слог в определенной позиции, составление схем слогов-слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный), а также обратное задание: по заданной схеме назвать слог.
При работе с детьми с ОВЗ учителю следует обратиться и к определенным методикам, которые используются в артпедагогике и арттерапии.
Музыкальные средства могут также широко применяться в работе с младшими школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, так как музыкальное сопровождение теснейшим образом связано с биологическими закономерностями развития ребенка, его двигательной активностью и жизнедеятельностью. Для более полного взаимодействия кинестетических (мышечных) ощущений со зрительными и слуховыми ощущениями необходимо подбирать к определенным двигательным режимам, учебным заданиям соответствующее музыкальное оформление. Это могут быть как классические музыкальные композиции, так и различные ритмичные мелодии и детские песни. Правильно подбирая произведения, учитель может моделировать настроение детей, корректировать те или иные отклонения в их развитии и даже оказывать им определенную терапевтическую помощь. На уроках музыка может быть использована на различных этапах работы. Такие занятия оказывают положительное влияние на совершенствование ритмико-мелодической стороны устной речи учащихся, развитие их слухового восприятия и эстетического воспитания. Улучшение слуховой памяти учащихся в процессе обучения восприятию музыки помогает им в усвоении родного языка.
Изобразительные средства являются неотъемлемой частью коррекционной работы с «особенными детьми». Знакомство со звуками речи через изобразительное искусство проходит ярко и эмоционально. Для таких детей эмоциональное подкрепление очень важно в усвоении материала школьной программы. Краски — одни из самых верных помощников учителя. С помощью изобразительных средств у детей с ОВЗ снимается эмоциональное напряжение, повышается сосредоточенность, пропадают страхи перед звукопроизношением, концентрируется внимание. Цель занятий по развитию языкового анализа и синтеза — сформировать понятие «речевой звук» — достигается легко и основательно. В ходе изучения звуков, их разграничения, сопоставления, при работе со звуковым, слоговым и языковым анализом учителю необходимо эффективно включать в занятия такие виды работ, как рисование различных предметов (с натуры и по представлению), обращая внимание школьников на форму, размер и цвет. Различные виды работы со звуками: знакомство, автоматизация произношения, дифференциация в словах — могут находить свое отражение в детских рисунках. Например, при изучении йотированных букв дети с ОВЗ часто испытывают трудности. В этом случае может помочь рисунок: школьники рисуют ёлку, делают цветную схему звукового анализа слова, затем заменяют кружочки буквами. Рисунок и схема помогают понять, почему в слове ёлка 5 звуков, но 4 буквы. Также, например, при изучении ударения в русском языке можно предложить нарисовать учащимся «за́мок» и «замо́к». Рисунок помогает уяснить смысловое различие слов и связать это с ударением. При изучении простых и сложных предлогов можно использовать схематические рисунки, они помогают понять пространственные отношения предметов.
Ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства способствует развитию моторики, координации движений, формирует трудовые навыки, расширяет кругозор и речевой запас младших школьников с ОВЗ. Исследователь детской речи М. М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Сначала развиваются движения тонких пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук занимает важнейшее место в коррекционной работе и содержит целый комплекс мер, в которые входят разнообразные пальчиковые игры и упражнения; пальчиковый театр; рисование разными способами: пальцами, кистью, карандашом и пр.; графические упражнения; лепка; ручной труд, в который входят шитье, вышивание и работа в технике изонити, работа с природным материалом, бумагой или бумажная пластика, плетение и многое другое.
С помощью художественно-речевой деятельности дети с ограниченными возможностями здоровья совершенствуют свои речевые навыки, преодолевают страх и неуверенность в процессе пользования устной и письменной речью. Также данный вид деятельности позволяет почувствовать красоту родного языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению.
Театрализованно-игровая деятельность также способствует развитию речи младших школьников с ОВЗ. Особенность данного вида воздействия заключается в том, что основными компонентами театрализованно-игровой деятельности являются действие, диалог и игра. Благодаря этим особенностям театральное искусство становится очень близким детям, так как общение и игра для младших школьников играют важную роль в речевом развитии. Велики возможности этой деятельности в плане коррекционно-педагогического воздействия на детей с ОВЗ. Разные виды театров с многообразием персонажей и сюжетов красочностью повышают мотивацию, вызывают интерес к действиям, дополняются упражнениями, которые могут быть использованы в прямых коррекционных целях, дают возможность учителю использовать их как универсальное средство, способствующее исправлению и коррекции речевых дефектов. Куклы, игрушки, картинки являются знакомым атрибутом для детей и важным фактором поэтапного движения психического развития, что обеспечивает детям с ОВЗ возможность осуществления всех видов деятельности (в том числе и речевой) на все более высоком уровне.
Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения на уроке является дидактический материал. Это средство обучения предназначено для самостоятельного использования ребенком в практической деятельности на уроке, а также при выполнении домашних заданий. Дидактический материал следует подбирать учитывая индивидуальные особенности и возможности здоровья ребенка с ОВЗ. Дидактический материал можно условно разделить на предметный, изобразительный и словесный.
Предметный дидактический материал обеспечивает взаимосвязь умственной работы с практической деятельностью, а также формирует необходимые умения и навыки, устойчивое произвольное внимание.
Изобразительный дидактический материал (рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты) является более абстрактным по отношению к предметному. Его применение способствует развитию наблюдательности и внимания, развивает умение сравнивать, анализировать, выстраивать логическую последовательность.
Словесный дидактический материал — это раздаточные карточки с заданиями, примерами, упражнениями, задачами, словесными поручениями. Словесный дидактический материал способствует развитию самостоятельности детей с ОВЗ и позволяет учителю спланировать и скомпоновать учебный материал таким образом, чтобы его усвоение проходило поэтапно с учетом психофизических особенностей. Этот вид дидактического материала способствует развитию языкового анализа и синтеза и может активно использоваться учителем при работе в инклюзивном классе.
Использование изобразительного и словесного дидактического материала учителем возможно также, когда у учащегося отсутствуют необходимые речевые навыки или навыки письма. Например, ребенок с ОВЗ, отвечая на вопрос учителя, может показать графическое изображение на карточке с соответствующей картинкой или выложить с помощью карточек-цифр решение примера.
В системе образования достаточно широко используются технические средства обучения (ТСО) и мультимедийные технологии, включающие в себя различные аудио-, видео-, игровые технологии, посредством которых осуществляется процесс обучения и контроля знаний учащихся. В их число входят мультимедийные презентации — удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ и интерактивной доски. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего результата. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов — это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Мультимедийные презентации можно использовать на различных этапах урока в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с ОВЗ. Использование мультимедийных презентаций в развивающей работе помогает учителю решать следующие задачи: образовательные — развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости; коррекционные — развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие общей моторики; воспитательные — воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи и др.), демонстрируемые с помощью проектора, используются учителем с целью активизации восприятия учащимися учебного материала. При этом возможны всестороннее рассмотрение предмета изучения; увеличение изображения в несколько раз; демонстрация изучаемого объекта или явления действительности в течение такого времени, какое требуется для осмысления, обобщения, и в той последовательности, которая соответствует логике изложения учебного материала.
В процессе обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, учитель может использовать разнообразные аудио- и аудиовизуальные средства. Например, возможно использование проектора для моделирования различных коммуникативных ситуаций, сюжетно-ролевых игр, а учебных видеофильмов — для повышения творческой и речевой активности учащихся с ОВЗ. Компьютерные средства можно использовать для более эффективного развития навыков чтения и письма, моделирования учебных задач и ситуаций, развития и коррекции психических процессов. Использование компьютерной техники в обучении детей с ОВЗ позволяет достичь положительных результатов, касающихся как учебной деятельности, так и коррекции многих психофизических особенностей младших школьников.
Таким образом, для развития языкового анализа и синтеза у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках учитель может использовать дидактические игры, наглядный материал (в виде схем, таблиц и рисунков), компьютер, интерактивную доску для развивающих и занимательных заданий, колонки для воздействия на обучающихся с помощью музыкальных композиций, а также ручной труд (например, вырезание персонажей для настольного театра), способствующие развитию устной и письменной речи младших школьников. Комплексное использование вышеперечисленных психолого-педагогических средств развития языкового анализа и синтеза на уроках значительно повысит эффективность и качество усвоения программного материала у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико
Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...
«Особенности преодоления ошибок письма, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости»
Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 1.1. Особенности фор...
Нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения...
«ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В работе представлены теоретические подходы к проблеме формирования фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи на примере логопеди...
Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников
Программа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза составлена на основе авторской программы Е.В. Мазановой...
Методическая разработка: «Исследование языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Исследование языкового анализа и синтеза:1. Анализ предложения на слова.2. Исследование слогового анализа и синтеза.3. Исследование фонематического анализа.4. Исследование фонематического синтеза.5. И...
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Одним из важных направлений в коррекционной педагогике на современном этапе развития школьного образования является применение инновационных образовательных технологий. Сегодня существует мн...