Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности
статья
Доклад на тему"Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении
«Шумячская санаторная школа-интернат»
п.г.т. Шумячи, Шумячский район
Доклад на тему:
« Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско –патриотического воспитания личности»
Подготовила учитель начальных классов
Лазарева Светлана Николаевна
П.Шумячи, 2019
«Кто любит, ценит, уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, стать подлинным ее
ПАТРИОТОМ»
С.В. Михалков.
У В. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина, он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда — никогда не проходит, не гаснет тоска по родине... Родина - это всё: прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям.. .»
В современных условиях образование выполняет важнейшую роль в обеспечении стабильности общественной жизни, в преодолении кризисных процессов, связанных с социализацией человека, становлением его самосознания, наследованием и продолжением национальных традиций и ценностей. В связи с этим перед современной школой стоит масштабная социокультурная задача – стать структурообразующим компонентом в процессе духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является патриотическое воспитание, что отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта: «Важнейшей целью современного отечественного образования… является воспитание гражданина и патриота». В Концепции также отмечено, что в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить «…укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями», в сфере общественных отношений – «…развитость чувства патриотизма».
Таким образом, в процессе реализации воспитательной компоненты ФГОС патриотизм становится ценностью, интегрирующей не только социальный, но и нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие аспекты. В связи с этим необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру, и значимый вклад в этот процесс должно внести образовательное учреждение, способное эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Однако реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует содержания, форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям, основанных на системно-деятельностном подходе: только через вовлечение обучающихся в активную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успеха в данном направлении. В связи с этим в нашей школе разработана система патриотического воспитания учащихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая рассматривается как одно из средств реализации воспитательной компоненты в рамках ФГОС. Заметим, внимание акцентировано на одной из составляющих понятия «патриотизм» – уважение героических традиций истории России, гордость за её прошлое и настоящее, предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. То, что нужно заниматься патриотическим воспитанием детей, не встречает возражений ни у педагогов, ни у родителей. Однако сегодня эта задача является, может быть, одной из самых сложных, так как воспользоваться богатым опытом воспитательной работы, накопленным в школах России, без осмысления его с позиций современных реалий не только трудно, но и опасно: можно получить обратный эффект. Что же делает воспитательный процесс в школе столь непростым?
1. Нынешние дети существуют в крайне агрессивном информационном пространстве, использующем все возможности современной техники. В большинстве случаев им навязываются чуждые российской традиции ценности. Здесь страшна не сама информация, а отсутствие у детей «иммунитета» к ней.
2. Сегодня в России не существует чётко определяемой социокультурной среды, что затрудняет формирование социального запроса общества. Более того, никогда ранее у нас так не расходились родители с педагогами в понимании сути современного воспитания, хотя, если разобраться спокойно, то несложно найти общие точки соприкосновения.
3. В условиях плюрализма мнений в обществе вряд ли разумно предлагать детям ту или иную нравственную категорию как аксиому. Сегодня она должна быть выращена в ребёнке и им лично присвоена, но добиться этого значительно сложнее, чем читать нравоучительные лекции.
4. Остро стоит вопрос сочетания национального и общечеловеческого воспитания подрастающего поколения. Наверное, можно продолжать этот список проблем, но попытаемся разобраться – что делать. Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого. Сегодняшнее время в России не такое, чтобы вызвать у учеников чувство патриотизма. В прошлом же нашей страны очень много героических примеров. На этих примерах можно воспитывать гордость за жизнь своих далеких и близких предков. Надо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси - России - СССР - РФ, независимо от того, каким было государство княжеским, царским, буржуазным или советским. Патриотическое воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян. Раскрывая подвиги героев на урочной и внеурочной деятельности , важно, чтобы учащиеся подводились к осознанию того, почему наши далекие и недавние предки жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели умирать И. Сусанин, 3. Космодемьянская, А. Матросов, сотни и тысячи других, кто бросался грудью на штыки и амбразуры, таранил вражеские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайн! Не хотели, тем не менее, на смерть шли. Как писал М. Джалиль: «Жил и творил для Родины, а когда нужно было, погиб для Родины». Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живьем в землю, как это делали изверги-фашисты, но покорить нельзя». Ни одно занятие не должно проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко должны представляться борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю русскую (А. Невский, М. Кутузов, А. Суворов, Г. Жуков, И. Сусанин, Ю. Гагарин, С. Королев и другие).В нашей школе мы часто проводим викторины, интеллектуальную разминку в конкурсах « А ну-ка , мальчики» на знания великих полководцев, знаменитых людях. . Именно такие яркие примеры из жизни и творчества знаменитых людей, на мой взгляд, и становятся образцом поведения , почитания и подражания для подрастающего поколения.
Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания в нашей школе является знакомство учеников с жизнью общества на примере своей области, своего города и села. Это предполагает использование регионального компонента в содержании образования и воспитания школьников. Одним из важных элементов регионального компонента содержания образования выступает краеведение. В школе действует поисковый отряд «Поиск». Ребята собирают сведения об участниках Великой Отечественной войны. Собранный материал отражен в уголке Боевой Славы, который постоянно пополняется новой информацией. Продолжаем изучать боевой путь, фронтовую жизнь, довоенную и послевоенную работу наших сельчан, рассказываем об их судьбах другим. Участники войны уходят из жизни, наш долг изучить их подвиги и передать следующим поколениям.
Организовываем встречи и концерты для ветеранов, солдатских вдов, участников военных действий, участвуем в конкурсах, мероприятиях, конкурсах рисунков, поделок. На базе нашей школы прошёл семинар по теме « Народные традиции как основа патриотического воспитания. Духовно-нравственное воспитание «Жизнь дана на добрые дела», где учителя нашей школы на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности воспитывали патриотические чувства учащихся.
Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению Государственных символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, символики других государств и стран. При любом подходе к организации краеведческой деятельности школьников необходимым условием является использование потенциала местных культурно- просветительных и досуговых учреждений. Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей. Школа после уроков - это мир творчества. Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность в проектной деятельности. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция урочной и внеурочной деятельности на первой ступени обучения
В работе представлена презентация и выступление по теме "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе" в условиях введения ФГОС...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.
Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК СРО Л.В.Занкова выделена задача развития навыков самообразования,...
Реализация ФГОС на прмере интеграции урочной и внеурочной деятельности
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения воспитывающей деятельности школьников уделено особое внимание.Это деятельность, для удовлетворения потребностей школьников в с...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности на примере проекта Моя семья
Как известно, в развитии любого ребенка основную роль играет познавательная деятельность, которая реализуется в образовании. За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за преде...
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности
Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе.
Урочная и внеурочная деятельность в учебном процессе...