Интеграция урочной и внеурочной деятельности на первой ступени обучения
презентация к уроку по теме
В работе представлена презентация и выступление по теме "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе" в условиях введения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integraciya_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.rar | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: Рассмотрим уровни воспитательных результатов. На примере методического конструктора внеурочной деятельности мы видим как происходит развитие школьника на каждой ступени его развития. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации могут быть использованы следующие типы образовательных программ. На примере УМК «Перспектива рассмотрим, каким образом происходит интеграция учебной и внеурочной деятельности. При определении структуры примерного учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся (риторика, ОБЖ, проектная деятельность, мир деятельности и пр.). Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Вся эта работа тесно связана с учреждениями дополнительного образования. Подведём итог. Какие механизмы интеграции необходимы для успешной реализации ФГОС. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать определённые принципы педагогического моделирования: системно¬сти, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности. Предлагаю определить формы и способы совместной деятельности учителя, учащихся и родителей, которые будут способствовать формированию модели выпускника начальной школы. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайды 6-9 Слайды 10-12 Слайды 13-16 Слайд 17 Слайд 18-19 Слайд 20-22 Слайд 23 |
(Слайд 6) Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.
Организационные модели внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может осуществляться через (рис. 1 раздаточного материала)
Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: (Слайд7)
модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
модель «школы полного дня»;
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
инновационно-образовательная модель.
Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
(Слайд 8) Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей.
Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
(Слайд 9) Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Данную модель характеризует:
создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;
содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.
Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
(Слайд 10) Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
(Слайд 11) Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.
Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.
(Слайд 12) Основные направления воспитательной работы представлены на слайде.
(Слайд 13) Ведущие формы деятельности патриотического направления.
(Слайд 14) Ведущие формы деятельности образовательного направления.
(Слайд 15) Ведущие формы деятельности спортивно-оздоровительного направления.
(Слайд 16) Ведущие формы деятельности художественно-эстетического направления.
(Слайд 17) Формы организации внеурочной деятельности по курсу «Технология».
(Слайд 18) Варианты проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение»
(Слайд 19) Примеры проектов в рамках курса «Математика»
(Слайд 20) Примеры проектов в рамках курса «Окружающий мир»
(Слайд 21, 22, 23) Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников.
Планирование воспитательной работы в классе. (слайд 24) Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы — это не что иное, как модель од¬ного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать определённые принципы педагогического моделирования: системно¬сти, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.
Во-первых, классный руководитель должен найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию.
Во-вто¬рых, результатом этой совместной дея¬тельности должны стать модельные пред¬ставления об оптимальном варианте по¬строения жизнедеятельности в классе и воспитательного процесса в нем.
В-тре¬тьих, классный руководитель должен избрать оптимальный вариант формы и структуры самого плана воспитательной работы, чтобы создаваемый документ был удобен для использования в повседневной деятельности классного руководителя.
Переходим к практической части. На работу в группах отводится до 15 минут. Необходимо определить руководителя микрогруппы, который будет представлять ваши наработки. Для успешной работы предлагаю воспользоваться раздаточным материалом. Защита будет проходить в форме устного сообщения (2-3 мин)
Раздаточный материал у руководителя группы.
1 группа.
Вам предлагаю разработать функций классного руководителя. (самые основные – 5-6)
2 группа:
Вам предлагаю используя раздаточный материал разработать формы плана (сетки) воспитательной работы класса.
3 группа:
Зафиксируйте направления воспитательной системы класса (основных 3-4)
4 группа:
Предлагаю определить формы и способы совместной деятельности учителя, учащихся и родителей, которые будут способствовать формированию модели выпускника начальной школы.
Работа в микрогруппах 10-15 минут.
Подведение итогов:
- Почему выделили именно эти направления?
- Почему именно эти направления, Вы считаете основными?
(Защита наработок группами)
Уважаемые коллеги. Сегодня вы ещё раз убедились, что групповой способ работы очень эффективен и в организации деятельности взрослых. Однако мы видим, что одному педагогу поднять такой пласт – не под силу, необходима команда. В своих ОУ необходимо собрать команду единомышленников, под руководством зам.дир. по ВР, в состав такого совета, кроме классных руководителей, необходимо ввести и старшую вожатую, педагогов доп.образования.
Спасибо.
Примерный учебный план для образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу при использовании в образовательном процессе УМК «Перспектива»
ПРОЕКТ
Учебный план образовательного учреждения разрабатывается на основе:
нормативно-правовых документов федерального уровня:
Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002); раздел 2.9.;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 год»
нормативных документов Министерства образования и науки:
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы
(Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001)
Примерный учебный план определяет:
структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир), Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;
перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения);
учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения.
общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Структура обязательных предметных областей, реализуемых Учебным планом образовательного учреждения
№ п/п | Предметные области | Предметы | |
обязательная (инвариантная) часть | часть, формируемая участниками образовательного процесса использованием УМК «Перспектива» | ||
1 | Филология | - обучение грамоте | - риторика; |
2 | Математика | - математика | - Математика и информатика; |
3 | Обществознание и | - окружающий мир | - ОБЖ; |
4 | Основы | - основы духовно-нравственной культуры народов России | - мировая художественная культура |
5 | Искусство | - изобразительное искусство | - Мировая художественная культура; |
6 | Технология | - технология | - проектная деятельность |
7 | Физическая Культура | - физическая культура |
|
При определении структуры примерного учебного плана учитывалось, что особую роль в образовании младших школьников играют интегративные курсы: окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика, обучение грамоте, курсы, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся (риторика, ОБЖ, проектная деятельность, мир деятельности и пр.).
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся примерный учебный план (часть, формируемая участниками образовательного процесса) предусматривает время:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов;
на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов и на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, должно проводиться в пределах максимально допустимой нагрузки учащихся (в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями).
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя также внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т. д.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Далее представлен вариант учебного плана для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведется на русском языке, реализующих ОП «Перспектива».
Образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя). Первые классы работают в режиме 5-дневной учебной недели. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не должна превышать максимальную учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее время Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН п.2.4.2. № 1178-02) – “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях”, зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997. Продолжительность учебного года на ступени начального общего образования, продолжительность каникул и продолжительность урока устанавливается образовательным учреждением также в соответствии действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Базисный учебный план образовательного учреждения,
реализуемого УМК «Перспектива» (в программах ОУ пишется просто «учебный план». Базисный план – это основание для составления учебного плана ОУ)
Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ | |||||
Начальное общее образование | |||||
| |||||
Вариант № 2 | |||||
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Иностранный язык |
| 2 | 2 | 2 | 6 |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Духовная культура народов России | - | - | - | 0/1 | 0,5 |
Искусство (музыка, ИЗО) | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 20 | 22 | 22 | 22,5 | 86,5 |
Вариативная часть |
|
|
|
|
|
Школьный компонент (6-дневная неделя) | - | 3 | 3 | 2,5 | 8,5 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе | 20 | 25 | 25 | 25 | 95 |
Школьный компонент (5-дневная неделя) | -- | - | - | - | - |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе | 20 | 22 | 22 | 22,5 | 86,5 |
Внеучебная работа (кружки, секции, проектная деятельность и др.)* | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Всего к оплате (5-дневная учебная неделя) | 30 | 32 | 32 | 32 | 126 |
Всего к оплате (6-дневная учебная неделя) | 30 | 35 | 35 | 35 | 135 |
БУП (базисный учебный план) состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть содержит следующие предметы БУП:
русский язык,
литературное чтение,
иностранный язык,
математика,
окружающий мир,
духовная культура народов России,
искусство,
технология,
физкультура.
Примечание.
В случае, если образовательное учреждение не имеет возможности обучения иностранному языку со второго класса, эти часы можно распределить на русский язык и математику по 1 часу соответственно. В соответствии с возможностями и условиями ОУ могут быть представлены и другие варианты.
Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе “Перспектива».
1. Завершенная предметная линия учебников «Математика “Учусь учиться”» авт. Петерсон Л.Г.
2. Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» авт. Климанова Л.Ф. и др.
3. Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф. и др.
4. Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
5. Завершенная предметная линия учебников «Информатика» авт.Рудченко Т.А. ,Семёнов А.Л.
6. Завершенная предметная линия учебников «Технология» авт. Роговцева Н.И.
7. Завершенная предметная линия учебников «Музыка» авт. Критская Е.Д. и др.
8. Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство» под ред. Шпикаловой Т.Я.
9. Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура» авт. Матвеев А.П. и др.
10. Завершенная предметная линия учебных пособий «Духовно-нравственная культура народов России»:
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4?5 кл.;
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4?5 кл.;
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4?5 кл.;
Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4?5 кл.;
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл.;
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.
11. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» авт. Быкова Н.И. и др.
12. Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» (расширенное содержание обучения иностранному языку) авт. Баранова К.М. и др.
13. Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык» авт. Бим И.Л. и др.
14. Завершенная предметная линия учебников «Французский язык» авт. Кулигина А.С. и др.
15. Завершенная предметная линия учебников «Испанский язык» авт. Воинова А.А. и др.
2. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса.
Перечень возможных направлений внеурочной деятельности с использованием УМК «Перспектива»
(и как дополнение - УМК «Школа России»)
Математика.
Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование.
Петерсон Л.Г. Мир деятельности.
Останина Е.Е.Секреты великого комбинатора: комбинаторика для детей.
Калинина М.И., Бельтюкова Г.В., Ивашова О.А и др. Открываю математику: Учебное пособие для 4 класса.
Информатика.
А.Л. Семенов, М.И. Посицельская. Математика и информатика.
Риторика
Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти. «Волшебная сила слова».
Проектная деятельность
на основе учебников «Технология» (Н.И. Роговцева и др.);
на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.; УМК «Школа России»).
Мировая художественная культура
на основе учебников «Изобразительное искусство» (авт. Т.Я. Шпикалова и др.);
на основе предметной линии учебных пособий «Духовно-нравственная культура народов России».
Театр
на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.);
Чтение и работа с информацией
на основе учебников «Литературное чтение» (Л.Ф. Климанова и др.);
на основе учебников «Окружающий мир» (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая);
на основе учебников по иностранному языку (Быкова Н.И. и др. «Английский язык»; Бим И.Л. и др. «Немецкий язык»; Кулигина А.С. и др. «Французскийязык»; Воинова А.А. и др . «Испанский язык»)
на основе учебников «Технология» (Н.И. Роговцева и др.);
Мир вокруг нас
на основе учебников и пособий по окружающему миру: Плешаков А.А.
Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов (Зеленый дом); Плешаков А.А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений (Зелёный дом); Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Зеленый дом).
В четвертой четверти 4 класса (2 часа в неделю) и в первой четверти 5 класса (2 часа в неделю) педагог (классный руководитель) реализует комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Данный курс включает 4 содержательных модуля:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы светской этики»;
«Основы мировых религиозных культур».
Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями или их законными представителями. Поддержка данного курса осуществляется на основе представленной программы Духовно-нравственного развития и воспитания. Но реализация данной программы возможна и средствами изучаемых предметов в начальной школе.
На организацию «внеурочной деятельности» отводится в рамках БУП 10 часов в неделю. Каждое образовательное учреждение предоставляет учащимся право выбора спектра занятий, направленных на развитие ученика начальной школы. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используют различные формы её организации, отличные от урочной системы обучения.
Занятия могут проводиться в форме:
экскурсий (в природу, по знаменательным местам города, на предприятие и т.д.).
кружков
«Риторика»,
«Шахматы»,
«Театр»,
«Художественная лепка»,
«Бисероплетение» и т.д..
Также Примерные программы кружковой деятельности представлены в методическом пособии «Программы начального общего образования», «Примерные программы внеурочной деятельности», «Внеурочная деятельность. Методический конструктор».
Секции («Плавание», «Футбол», «Самбо», «Дзюдо» и т.д.);
Примерные программы кружковой деятельности представлены в методическом пособии «Примерные программы внеурочной деятельности», Программы кружков по самбо, футболу и т.д.
Проекты.
Школьные научные общества для начальной школы;
Занятия могут проводиться не только учителями одного образовательного учреждения, но и другими педагогами, в том числе педагогами дополнительного образования. Также эти занятия могут проходить на базе районных библиотек, домов творчества юных, музыкальных и художественных школ, других социальных партнеров образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.
Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК СРО Л.В.Занкова выделена задача развития навыков самообразования,...
Реализация ФГОС на прмере интеграции урочной и внеурочной деятельности
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения воспитывающей деятельности школьников уделено особое внимание.Это деятельность, для удовлетворения потребностей школьников в с...
Интеграция урочной и внеурочной деятельности на примере проекта Моя семья
Как известно, в развитии любого ребенка основную роль играет познавательная деятельность, которая реализуется в образовании. За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за преде...
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"
В статье представлен педагогической опыт, который позволяет формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников....
Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС в начальной школе
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;улучшить ус...